Идеи умеренности и срединности, заложенные в Исламе и являющиеся базовыми принципами исламского вероучения, в последнее время получают все более широкое распространение в мусульманском мире.

Одним из главных двигателей этих процессов является Международный центр срединного пути (в Исламе) – «Аль-васатыйя», созданный под патронажем высшего руководства Государства Кувейт. В России, где с каждым годом растет общественно-политическое влияние Ислама, с нетерпением ждут открытия представительства центра, который должен стать основным проводником идей «аль-васатыйи» на просторах нашей родины. Однако, как заявил в одном из интервью главный идеолог «срединного пути» замминистра вакфов Кувейта д-р Адель аль-Фалях, для успеха проекта необходимо наличие в России соответствующего благоприятного климата.

 

Своими прогнозами относительно изменения климатических условий с корреспондентом ИА IslamNews поделился утвержденный руководитель российского представительства центра «Аль-васатыйя», член Общественной палаты РФ Фарид Асадуллин.

- Фарид Абдуллович, наблюдатели, в целом, с оптимизмом высказываются о перспективах центра «Аль-васатыйя» в России. Однако, как отметил заместитель министра вакфов Кувейта д-р Адель аль-Фалях, для успешной работы в этом направлении необходим соответствующий климат. На Ваш взгляд, он уже сложился?

- Россия сама по себе уникальный пример «аль-васатыйи», если принять во внимание то, каких интеллектуальных высот достиг российский Ислам в начале прошлого века. Собственно, российская модель сосуществования, налаживания диалога с другими конфессиями – это и есть та примерная модель «аль-васатыйи», которая нам известна из религиозной деятельности и трудов выдающихся ученых прошлого – Марджани, Расули, Фахритдина, Джамалетдина Кази-Кумухского и др. Поскольку в основе идей умеренности лежит живой диалог с представителями других культур и конфессий. И в этом смысле неслучайно, что российский пример часто рассматривается как уникальный для европейских мусульман.

Мне представляется, что когда г-н аль-Фалях говорит о необходимости создания соответствующих условий, он имеет в виду прежде всего отношение государства к Исламу. В этом плане, были печальные страницы, когда сначала Ислам был гонимой религией, потом терпимой. На мой взгляд, Ислам получил возможности для полнокровного и естественного развития после 1997 года, после принятия Федерального закона, который регламентирует отношения государства и религиозных организаций.

- В России на каком-то этапе времени доверие к арабским организациям было подорвано. Может быть, говоря об условиях, Адель аль-Фалях имел в виду, в том числе, и эту сторону вопроса. Как Вы считаете, возрождается ли доверие к организациям из арабских стран?

- В истории российского государства много страниц, когда официальные структуры с недоверием смотрели на Ислам и все, что с ним связано. Это было обусловлено доминантой православной религиозной традиции. До 1917 года Россия считалась православной империей: у православия были известные политические и иные преференции, и государство было настроено на повсеместное распространение православной идеологии и ценностей. Я думаю, что в последние 15-20 лет в условиях глобализации, роста исламского фактора во всем мире происходит перенастройка отношений государственных структур с исламом. Причем, это происходит везде, не только в России.

Исламский мир опять-таки не однороден. Поэтому, естественно, власти ищут партнеров среди религиозных организаций, которые настроены на мирное созидание, воспитание патриотизма, культивацию тех ценностей, которые одновременно имеются и в светском обществе, и в исламе.

- Сегодня в ряде регионов России стали появляться неофициальные центры «аль-васатыйи», что может вызвать определенную обеспокоенность за судьбу всего проекта, так как зачастую непонятно, кто прячется за этой вывеской. Как вы смотрите на эту проблему?

- У меня двоякое отношение. С одной стороны, я понимаю естественное желание региональных центров на местах организовать жизнь общины по модели «аль-васатыйи». Тот спонтанно возникший повсеместно (в Абхазии, на Северном Кавказе и в других регионах) энтузиазм – это эмоциональная реакция на то, что идеи «аль-васатыйи» созвучны современному этапу развития Ислама в России. Они привлекательны в силу того, что опираются на традиционный Ислам, который ориентирован на спокойное, эволюционное развитие уммы, на выстраивание конструктивного диалога с государством и с Русской православной церковью.

Но с другой стороны, любая самодеятельность может привести к прямо противоположным результатам. Поэтому реализация «аль-васатыйи» должна быть в руках людей, во-первых, подготовленных, имеющих соответствующий религиозный и жизненный опыт и, во-вторых, на основе известных исламских принципов – «шура» и «иджма». «Терпение от Аллаха, спешка и суета от шайтана».

- Насколько я Вас понял, официально возглавляемый Вами центр «аль-васатыйи» является единственным в России?

- Дело в том, что научно-просветительский центр «Аль-васатыйя», как своего рода российское представительство Международного центра «Аль-васатыйя», был учрежден в соответствии с решением Пятой группы стратегического видения «Россия – исламский мир», которая прошла в Кувейте в декабре 2009 года. Содействие в его создании оказали российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и два исламских университета – в Казани и в Махачкале. Поэтому в России на сегодняшний день существует только один официальный орган «аль-васатыйи». Другие самостоятельные организации, которые могли бы использовать вывеску «аль-васатыйи», находятся вне закона и нелегитимны.

- Когда ожидается официальное открытие центра?

Де-факто мы работаем уже полгода. На этапе регистрации в Минюсте у нас возникли известные проблемы, что отняло определенное время. Тем не менее, сложилась инициативная группа и группы поддержки в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, на Кавказе. Сейчас мы готовимся к старту, необходимо точно выверить нашу программу деятельности на ближайшую перспективу. По моим предположениям, это произойдет в конце лета. Думаю, что «аль-васатыйя» скоро заявит о себе в полный голос.