Васатыя в фард-поклонениях

 

В этой главе мы расскажем о видах поклонения, являющихся основами Ислама: намазе, посте, закáте, хадже. Обязательным для верующего является само признание этих видов поклонения истинными и обязательными. Отрицающий их истинность и обязательность человек станет неверным (кафиром). Согласно требованиям шариата, совершение этих видов поклонения обязательно для каждого человека. Тем не менее, и обязательное поклонение основано на васатыйе. Человеку следует совершать эти виды поклонения, не излишествуя и не допуская халатности.

 

Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:

«Нам было запрещено что-либо спрашивать у Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому нам было интересно слушать, когда благоразумный человек из бедуинов приходил и задавал Пророку вопросы. Так, однажды пришел один из бедуинов и сказал:

«О Мухаммад! Пришел к нам твой посланник и заявил нам, что ты заявляешь, что поистине, Аллах послал тебя».

Он сказал: «Он сказал правду».

Тот сказал: «Кто сотворил небо?».

Он сказал: «Аллах!».

Тот сказал: «Кто же сотворил землю?».

Он сказал: «Аллах!».

Тот сказал: «Кто же сотворил и установил вот эти горы, и сделал в них то, что сделал?».

Он сказал: «Аллах!».

Тот сказал: «Тогда клянусь Тем, Который сотворил небо и сотворил землю, и установил эти горы! Аллах ли послал тебя пророком?!».

Он сказал: «Да!».

Тот сказал: «И твой посланник заявил нам, что поистине, на нас – обязательство совершать пятикратный намаз в день и ночь».

Он сказал: «Он сказал правду».

Тот сказал: «Клянусь Тем, кто послал тебя Пророком, Аллах ли повелел тебе этому?!».

Он сказал: «Да!».

Тот сказал: «И твой посланник заявил нам, что поистине, на нас – обязательство давать закáт с нашего имущества».

Он сказал: «Он сказал правду».

Тот сказал: «Тогда клянусь Тем, Который послал тебя Пророком, Аллах ли повелел тебе этому?!».

Он сказал: «Да!».

Тот сказал: «И твой посланник заявил нам, что поистине, на нас – обязательство поститься в месяц Рамазан каждый год».

Он сказал: «Он сказал правду».

Тот сказал: «Тогда клянусь Тем, Который послал тебя Пророком, Аллах ли повелел тебе этому?!»

Он сказал: «Да!».

Тот сказал: «И твой посланник заявил нам, что поистине, на нас – обязательство совершения хаджа к Дому (Каабе), кто в состоянии совершить к нему путь».

Он сказал: «Он сказал правду».

Затем тот ушел обратно, сказав: «Клянусь Тем, Который послал тебя с истиной, не увеличу, чем это и не уменьшу, чем это».

Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Если он сказал правду, непременно войдет в Рай».

Передали Бухари, Муслим,Тирмизи и Насаи.

Следовательно, выполнение основных предписаний, столпов Ислама, и есть васатыя: умеренность, лучшее в каждом деле, правильное, справедливое и предпочтительное. Здесь мы можем видеть васатыю – срединность между отсутствием поклонения и чрезмерностью в поклонении.

Рассмотрим васатыю в каждом из этих видов поклонения.

 

Васатыя в намазе

 

Улемы, изучившие все аргументы по данному вопросу, определили три основных условия, при которых намаз становится обязательным: человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и психически нормальным. Соответственно, для несовершеннолетних и психически ненормальных людей намаз не является обязательным (фардом).

 

Передается от Али радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Письменная трость (предустановления) приподнята от трех (категорий людей): от спящего, пока не проснется, от ребенка до его совершеннолетия и от душевнобольного, пока не станет разумным».

Передали Абу Давуд и Насаи. Ал-Хаким назвал этот хадис достоверным («сахих»).

Из этого следует, что проспавший время намаза человек может совершить возместительный намаз после пробуждения. То же касается и человека, забывшего о времени намаза. В период критических дней и после родов (нифас) женщины также освобождаются от совершения намаза.

Передается от Аиши радияллаху анха:

«Фатима бинти Абу Хубайш спросила у Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

«У меня бывает истихаза и буду не чиста. Прекращу ли я намаз?» Пророк ответил:

«Нет! Несомненно, это происходит из-за разрыва сосудов. Это не хайз. Но ты пережди столько, сколько во время критических дней. Затем соверши полное омовение (гусл) и совершай намаз».

В другом предании сказано:

«Когда наступают критические дни, не совершай намаз. Когда они пройдут, смой с себя кровь и совершай намаз».

Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи.

Истихаза – кровотечение, связанное с гинекологическими отклонениями или заболеваниями.

Нифас – это накопившаяся у новородившей женщины менструация. Поэтому и для этих женщин намаз не обязателен.

Хайз – ежемесячные выделения крови из матки женщины (менструация).

Как и в других видах поклонения, для больных людей также имеются некоторые облегчения в намазе. Если в результате болезни человек не может стоять или делать сажду, он может совершать рукуъ и сажду сидя.

Если нет возможности совершать рукуъ, сажда и кыям (стояние), разрешается символическая замена этих действий. Но символическая замена не совершается стоя – ее следует делать сидя. При этом замена земного поклона совершается немного ниже, чем замена рукуъ.

Если человек не может даже сидеть, он может совершать намаз, лежа на боку или на спине, повернувшись лицом в сторону Мекки. Положение на спине в этом случае считается лучшим. Символическая замена поклонов совершается головой.

Если невозможно и это, то можно отложить намаз до того времени, когда человек будет в состоянии его совершить.

Обоснованием для этого служит следующий хадис:

Передается от Имрана Ибн Хусойна радияллаху анху:

«Я страдал геморроем. Поэтому я спросил у Пророка саллаллаху алайхи васаллам о намазе. Он сказал:

«Совершай стоя, а если не сможешь, совершай сидя. Если не сможешь, совершай лежа на боку».

Передали Бухари, Абу Давуд,Тирмизи и Насаи.

Для облегчения тем, кто находится в пути, обязательный намаз (фард) разрешено совершать в сокращенном варианте (каср).

Аллах Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:

«А когда вы выступили по земле, то нет на вас греха в том, что сократите намаз» (аят 101).

Передается от Яъла ибн Умайя радияллаху анху:

«Я спросил Умара ибн Хаттаба:

«Сказано, что «...нет на вас греха в том, что сократите намаз, если опасаетесь того, что искушают вас те, которые не уверовали?».

Он сказал: «Я был удивлен как и ты, и спросил Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам об этом». Он сказал:

«(Это) милостыня, что дал вам Аллах. Примите же Его милостыню».

Передали Муслим, Абу Давуд,Тирмизи и Насаи.

Улемы пришли к единому мнению в том, что при нахождении в пути четырехракъатный намаз читается сокращенно – с двумя ракъатами. Однако разрешение не совершать намаз или совершать его в укороченном виде действительно только для верующих, имеющих уважительные на то причины. Все остальные люди, не имеющие таковых причин, обязаны совершать намаз полностью. Это и есть васатыя.

 

Васатыя в закáте

 

Согласно шариату, «закáт – выплата определенной части определенных средств или имущества определенным лицам, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха».

Говоря же современным языком, закáт – это возложенная на мусульман обязанность. Всем известно о возложении подобной обязанности на человека и в других религиях и в государственных системах. Не секрет, что имеются и противники таких финансовых обязанностей.

Васатыя в области закáта выражается в том, что он возлагается только на обеспеченных людей, имущество которых отвечает определенным критериям.

В связи с тем, что толкования условий закáта несколько расходятся, представляется целесообразным дать развернутую картину этих условий.

I. Условия, предъявляемые к имуществу, при которых закáт становится обязательным:

1. Имущество должно быть полным.

2. Имущество должно быть пополняющимся, увеличивающимся.

3. Оно должно достигнуть нисаба (облагаемый минимум имущества, с которого дается закáт).

4. Превышать объем основных личных потребностей.

5. Не должно быть долговым.

6. Должен быть во владении в течение одного года.

II. Условия, которым должен отвечать дающий закáт:

1. Быть мусульманином.

2. Быть совершеннолетним.

3. Быть свободным.

4. Быть в здравом уме.

Для человека, не отвечающего этим требованиям, закáт не является обязательным.

Выделяемая в качестве закáта часть равна одной сороковой части от доходного имущества. Закáт дается один раз в год.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Анъам» сказал:

«И дайте его должное в день его жатвы и не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительствующих!» (аят 141).

В этом аяте Аллах приказывает отдавать ушр (одна десятая часть урожая зерновых культур или фруктов, которая дается в качестве закáта) в день сбора урожая земледельцами. Но и при этом запрещается расточительствовать, то есть, не излишествовать, а быть умеренными.