История сунны (1)
Сунна неразрывно связана со Священным Куръаном. Поэтому история сунны, история Священного Куръана и Ислама едины. Мы же начнем изучение сунны с истории ее формирования как науки.
Всевышний Аллах, ниспосылая Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам первые аяты Священного Куръана, тем самым объявил его Своим последним посланником. Стало определенно ясно, что человек, не признавший Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам пророком, не может считаться правоверным мусульманином. Отныне правоверные обязаны следовать ему. Как было сказано выше, эту истину Всевышний Аллах неоднократно подчеркивал в Священном Куръане. С первых дней Ислама правоверные мусульмане учились у своего Пророка буквально всему, начиная от аятов Священного Куръана, являющегося Божественным руководством, вплоть до того, как совершать омовение (вудуъ) . Именно поэтому почтенные сподвижники не оставляли без внимания ни один момент благословенной жизни Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Так как каждое произносимое им слово, каждое его действие воспринималось как требование шариата, пример для подражания, как мудрость, наставление и указание. В истории человечества Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является единственной личностью, чья жизнь была изучена наиболее досконально, открыто и массово. Даже чрезвычайно деликатные детали личной жизни этого выдающегося человека были изучены во всех подробностях и передавались от поколения к поколению.
Это объясняется тем, что религия Ислам, по причине своего совершенства и охвата всех сфер жизнедеятельности человека, требовала личного примера Пророка саллаллаху алайхи васаллам во всем. Иными словами, было необходимо, чтобы он, применяя принципы Куръана в своей жизни, показал людям пример, что и было им сделано.
Поэтому почтенные сподвижники постоянно находились рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, с чрезвычайной точностью заучивали все действия и высказывания, что исходили от него, и передавали это другим. Даже когда у них возникала необходимость отлучаться, они оставляли кого-либо вместо себя и просили хорошо запомнить все то, что он алайхиссалам сделает. По возвращении же они сразу расспрашивали обо всех изречениях, поступках и действиях Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, имевших место во время их отсутствия. Абу Бакр Сиддик радияллаху анху рассказывал, как он и его сосед по очереди пребывали рядом с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Таким образом, сподвижники не оставаляли без внимания ни одно незначительное действие Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Это признавали даже враги мусульман. Один из мушриков (многобожников) , направленных в качестве представителя к Пророку саллаллаху алайхи васаллам во время событий, произошедших при Худайбийи, по возвращении к своему племени сказал: «Клянусь Аллахом, никто не чтит кого-либо так, как это делают приближенные Мухаммада. Даже его плевок не падает на землю — сподвижники перехватывают его руками». Точно так же, когда он стригся, сподвижники собирали его волосы и делили между собой, не позволяя волосинкам упасть на землю. Разве могли они оставить без внимания слова, изречения, наставления и указания человека, даже волосинке которого не позволяли упасть на землю?! Все исходившие от него слова и действия воспринимались с особым вниманием и точностью и были бережно переданы следующим поколениям.
Также необходимо подчеркнуть, что почтенные сподвижники запоминали слова и поступки Пророка саллаллаху алайхи васаллам не ради праздных разговоров. В первую очередь, они стремились им следовать лично. Помимо того, они ставили перед собой цель довести это до других и призвать их к следованию услышанному. Приведем лишь один пример.
Кадий Ийаз и Ибн Саъд рахматуллахи алайхима передают от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху следующее:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, совершая намаз вместе со своими сподвижниками, снял свою обувь (сандалии) и поставил ее слева от себя. Увидев это, люди тоже сняли обувь. Совершив намаз, он спросил:
— Почему вы сняли свою обувь?
Они ответили:
— Потому что мы видели, как Вы сняли свою обувь.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Джабраил алайхиссалам сообщил мне, что она не чиста».
Действительно, на обуви Пророка саллаллаху алайхи васаллам была грязь, поэтому Джабраил алайхиссалам сообщил ему о необходимости снять обувь. Остальным не было необходимости снимать обувь. Однако в силу того, что сподвижники всегда стремились строго следовать Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, они поступили так, полагая, что, если Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам снял обувь, то и они должны снять свою. Это всего лишь один пример. Жизнь почтенных сподвижников полна подобных случаев, когда они во всем следовали его примеру.
Таким образом, процесс постижения сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и передачи ее положений начался еще при его жизни. Сподвижники, особенно старшие из них, передавали следующим поколениям сведения о Пророке саллаллаху алайхи васаллам, не упуская ни единой детали. От сподвижников их перенимало следующее поколение мусульман —табиъины.
Некоторые сподвижники передали особенно большое количество хадисов от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Известно, что Абу Хурайра радияллаху анху передал хадисов больше всех. За ним следуют четыре праведных халифа : Абу Бакр Сиддик, Умар, Усман и Али радияллаху анхум. После них следует Аиша радияллаху анха. Великие сподвижники — Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Масъуд, Анас ибн Малик радияллаху анхум также известны тем, что передали большое количество хадисов.
Говоря о том периоде, необходимо отметить один момент. При жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а также в период правления четырех праведных халифов и впоследствии вплоть до сотого года хиджры практика записи хадисов не была введена официально, поскольку Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Не записывайте от меня ничего, кроме Куръана». Поэтому особое внимание уделялось только записыванию Священного Куръана. Однако это не означает, что запись хадисов не велась вовсе. Люди записывали хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам в частном порядке, для себя.
Однако и те, кто записывал их, и те, кто не записывал, считали своим священным долгом передавать хадисы с особой точностью. Они не избегали никаких трудностей и даже дальних странствий для внесения ясности в какой-либо хадис.
Имам Бухари передает от Укбы ибн Хариса следующее: «Одна женщина сказала Укбе ибн Харису радияллаху анху, что кормила грудью и его самого, и его жену. Тогда Укба тут же оседлал своего коня и направился из Мекки в Медину. Прибыв к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он сказал, что женился на своей молочной сестре, не зная того, и спросил, каково положение о человеке, который не ведая того женился на своей молочной сестре, а потом получил известие об этом от кормилицы. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Какое может быть решение?! Ведь положение об этом уже вынесено!», и сразу же развел их. Позже та женщина вышла замуж за другого».
В те времена добираться из Мекки до Медины было непросто — для этого нужно было проделать многодневный нелегкий путь. Но стремление сподвижников во всем следовать законам Ислама, их желание получить ответ на каждый вопрос от самого Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам было превыше всего.
Вудуъ — действие, известное нам, как омовение, на арабском языке называется вудуъ. Лексически слово вудуъ обозначает «красоту» и «сияние». В шариате же словом вудуъ обозначено мытье некоторых частей тела с намерением стать ближе к Аллаху.
Мушрик — досл. «совершающий ширк»; человек (язычник, многобожник), который совершает ширк — придает кого-л. или что-л. в сотоварищи Аллаху, т.е., совершает (допускает) ширк, поклоняясь истуканам, идолам и прочим вещам и тем самым приравнивая к Аллаху творения Аллаха или изготовленные человеком предметы.
Кадий (قاضية, также кади, кази) — досл. «выносящий приговор», «решающий»; шариатский судья, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдения по фикху шариатских положений и норм, вынесение решений по тяжбам, прекращение раздоров.
Рахматуллахи алайхи — Да будет на нем (ему) милосердие Аллаха; рахматуллахи алайхима — форма двойственного числа от рахматуллахи алайхи (Да будет на них обоих (им обоим) милосердие Аллаха.
Джабраил (также Джибрил) — один из четырех великих ангелов, т.е. архангелов Аллаха, который выполняет особые поручения Всевышнего, в том числе и доставление вахий пророкам Аллаха.
Халиф — досл. «замещающий», «преемник», «наместник»; то есть подразумеваетсяпреемничество после Пророка саллаллаху алайхи васаллам в качестве главы мусульман имусульманского государства. Впоследствии это слово чаще употреблялось в значении «правитель».
Праведные халифы — подразумеваются четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб радияллаху анхум.
Хиджра — вынужденное переселение во имя Аллаха ради сохранения своей религии. Мусульманское лунное летоисчиление начинается с этой поры и называется год хиджры (г.х).