Передается от Ибн Умара радиаллаху анху:

Пророк саллаллаху алайхи ва саллам сказал:

“Не поститесь, пока не увидите хилал (новолуние), и не разговляйтесь, пока не увидите его. А если скроется от вас [облаками], то вычислите его”.

Передали пятеро.

 

Словами Тирмизи сказано:

“Не поститесь перед Рамаданом. Поститесь с его [новолуния] появлением. И разговляйтесь с его появлением. А если препятствуют ему облакато довершите до [полных] тридцати дней”.

 

Словами Бухари сказано:

А если огородится от вас облакамито доведите отсчет Шаъбана до [полных] тридцати дней”.

 

В другой передаче хадиса говорится:

Если скроется от вас [облаками], то поститесь тридцать дней”.

 

ПояснениеВ этих передачах хадиса подчеркивается, что начало и конец месяца Рамадан устанавливается посредством наблюдения за хилалами — новолуниями месяцев Рамадан и Шаввал.

Также, если из-за неблагоприятных природных условий выявление в небе нового месяца является невозможным, то предшествующий Рамадану месяц Шаъбан завершается полными тридцатью днями, а со следующего дня начинается отсчет первого дня священного Рамадана. Точно также, на двадцать девятый день месяца Рамадан прилагаются усилия с целью обнаружить хилал — новолуние селедующего месяца — Шаввал. Если хи­лал обнаружится, то объявляется о завершении поста и следующий же день объявляется праздником — ийд. В случае же, если хилал не обнаруживается, то и на тридцатый день продолжается соблюдение поста, а наследующий день наступает ийд.

Поступать именно таким образом является определением начала или конца месяца в соотствествии с волей Всевышнего Аллаха. Именно так поступают только мусульмане. Они начинают отсчет всех двенадцати месяцев года с обнаружением хилала и завершают месяц точно таким же образом. Всем известно, что Луна оказывает влияние на Землю и на все живое на ней, и в частности на человека тоже, так почему же не должно быть ее влияния и на отсчете месяцев.

А теперь, давайте подумаем, существует ли логика в других, отличных от исламского, методах исчисления месяцев. Представляется ли логичным устанавливать начало каждого месяца на год вперед, или даже за несколько лет вперед, и в не зависимости от того, совпадает ли данный день с началом, с серединой или с концом месяца, объявлять его началом нового месяца. Конечно же нет.

Потому и говорим, что только исламское исчисление месяца является правильным и естественным. В принятии месяца как мерилу для отсчета времени заложено много мудростей.

Прежде всего месяц считается для людей одним из самых больших знамений во Вселенной. Начинать и заканчивать пост в зависимости от появления такого большого знамения означает, что в этом важном ибадате все происходит настолько ясно и открыто, что никто, ни одно отдельно взятое сообщество не могут внести изменения в порядок этого отсчета. На фоне этого открытого знамения все рабы становятся одинаково равными, начинают или закачивают соблюдать предписанный Аллахом пост с появлением месяца, являющимся знамением Великого Аллаха.

Во вторых, в лунном календаре новый год сдвигается на двенадцать дней вперед. Поэтому Рамадан наступает на двенадцать дней раньше предыдущего. Таким образом, за тридцать три года Рамадан побывает во всех периодах года. А это обеспечивает соблюдение поста в различных условиях. Не бывает так, чтобы в одном регионе всегда было удобно, а в другом неудобно.

В третьих, начало и завершение поста в зависимости от появления месяца есть равное положение для всех мусульман и является также символом их единства. Существует также множество других мудростей и смыслов, а об истинных смыслах ведает только Сам Всевышний Аллах.

 

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,
"Книга поста", (из серии "Хадисы и жизнь")