Вопрос (3661):

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатуху, господин Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Отец мне подарил часы  названием ''LUCH''. Они позолоченные. Алхамдулиллах, я знаю, что золото является харамным для мужчин. Как мне поступить, стереть позолоту или не носить их, или все же золото в таком количестве дозволено? Спасибо. Всего доброго.

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим

وَلَا بَأْسَ بِالِانْتِفَاعِ بِالْأَوَانِي الْمُمَوَّهَةِ بِالذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ بِالْإِجْمَاعِ كَذَا فِي الِاخْتِيَارِ شَرْحِ الْمُخْتَارِ


В книге “Фатавау Хиндиййа” сказано: В пользовании позолоченными и посеребренными посудами, согласно единодушному мнению (иджмаъ), не ничего (запретного). Так говорится в «Ихтийар шархул Мухтар».



5 - مَذْهَبُ الْحَنَفِيَّةِ , وَهُوَ أَحَدُ قَوْلَيْنِ عِنْدَ الْمَالِكِيَّةِ , أَنَّ الْآنِيَةَ الْمُمَوَّهَةَ بِالذَّهَبِ أَوْ الْفِضَّةِ جَائِزٌ اسْتِعْمَالُهَا , لَكِنَّ الْحَنَفِيَّةَ قَيَّدُوا ذَلِكَ بِمَا إذَا كَانَ التَّمْوِيهُ لَا يُمْكِنُ تَخْلِيصُهُ . قَالَ الْكَاسَانِيُّ : " وَأَمَّا الْأَوَانِي الْمُمَوَّهَةُ بِمَاءِ الذَّهَبِ وَالْفِضَّةِ , الَّذِي لَا يَخْلُصُ مِنْهُ شَيْءٌ , فَلَا بَأْسَ بِالِانْتِفَاعِ بِهَا , وَالْأَكْلِ وَالشُّرْبِ وَغَيْرِ ذَلِكَ بِالْإِجْمَاعِ . " وَأَمَّا مَا يُمْكِنُ تَخْلِيصُهُ فَعَلَى الْخِلَافِ السَّابِقِ بَيْنَ الْإِمَامِ وَصَاحِبَيْهِ فِي مَسْأَلَةِ الْمُفَضَّضِ وَالْمُضَبَّبِ



В опубликованной в Кувейте энциклопедии фикха приведены следующие:

«В ханафитском и маликитском мазхабах в одной из двух утверждений пользование позолоченными и посеребренными посудами дозволяется. Но ханафиты при этом отметили это обстоятельство тем, что нельзя отделить такое золото. Касани говорил: Однако, позолоченной и посеребренной посудой, если невозможно что-либо от нее отделить, позволяется пользоваться: можно из них есть и пить. Но если можно что-либо отделить (от посуды), то существуют разногласия между имамом (Абу Ханифой) и двумя его учениками». Следовательно, вы можете носить эти часы.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф