Вопрос (137698):

Ассаламу алайкум! Я узнал, что есть аяты, тилават и хукмы которых были отменены. Есть ли информация о том, сколько таких аятов и каков их смысл? Известна ли мудрост этого или же только Аллах знает об этом?

 

 

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим

- Ваалайкум ассалам! Мудрость этого знает лишь Аллах. Всевышний Аллах в суре «Бакара» говорит:

مَا نَنسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِّنْهَا أَوْ مِثْلِهَا أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ۝

«106. Если отменяем (подвергаем насху) аят или заставляем забыть его, приведем лучший, чем он, или подобный ему. Разве ты не знал, что, поистине, Аллах на всякую вещь Могущественен?

Арабское слово «насх» лексически означает «отменять», «упразднять». А в терминологии шариата применяется при отмене — упразднении одного шариатского положения посредством другого, пришедшего после него шариатского аргумента (довода). Чтобы было понятно, приведем один простой пример: после того, как многие по пустяковым причинам стали посещать Пророка алайхиссалам и занимать его время пустыми разговорами, Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором приказал тем, кто хочет поговорить с Пророком алайхиссалам наедине, дать милостыню. Со временем, когда люди поняли, что нельзя зазря занимать ценное время Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, был ниспослан другой аят, которым было объявлено об отмене — насхе предыдущего предписания.

 

В этих священных аятах утверждается, что Всевышний Аллах могущественен на любую вещь. Этим Своим могуществом он отменит — подвергнет насху и заставит забыть любой аят, который пожелает. Это желание иудеи не смогут ограничить. Также владычество на небесах и на земле принадлежит Аллаху, в том числе и то, какой аят отменить, а который из них предать забвению ― Он Сам знает, как поступить». (из книги «Тафсир Хилал»).

Из этого аята становится ясно, что были аяты, которые были отменены. Есть разногласия среди ученых об аятах, хукмы которых остались действовать, а тилават их был отменен. Наиболее известные среди них два. Аят о том, что если один ребенок пять раз будет вскармливаться грудью одной женщины, то она будет его матерью, и аят, об побивании камнями мужчины-прелюбодея и женщины-прелюбодейки. Валлаху аълам!

 

Коллегия «Спросите людей зикра»