[аят 203]

 

Теперь следующий аят излагает последние обряды хаджа:

  1. Ипоминайте Аллаха в отсчитанные дниКто жепоторопился в [следующие] два днянет греха на немКто жезапоздалто нет греха на нем — [это] для техкто сталбогобоязненИ бойтесь Аллаха и знайтечтопоистиневы кНему будете собраны!

Под «отсчитанными днями» подразумеваются последующие три дняпосле ийда. Почтенный Абдуллах ибн Аббас сказал: «Отсчитанныедни — это дни ташрика[1]».

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Дниарафы, жертвоприношения и ташрика являются нашими, людей Ислама, праздниками — днями еды и питья». Из этого выходит, чтодни арафа и Ийдул Адха не входят в разряд дней ташрика.

Всевышний Аллах повелевает особенно поминать Его, восхвалять в отсчитанные дни, то есть в дни ташрика.

«И поминайте Аллаха в отсчитанные дни».

Как передается от Икримы радияллаху анху: «Фраза “И поминайтеАллаха в отсчитанные дни” означает: в дни ташрика возглашайтетакбир после фард-намазов, произнося “Аллаху акбар, Аллахуакбар…”».

Однако для совершающих хадж это означает бросать камни вшайтана. Перед каждым бросанием камня произносится «Бисмиллахи, Аллаху акбар». Каждый день бросается двадцатьодин камень, по семь штук в трех местах. Если в последующиепосле ийда два дня бросать камни, а потом, торопясь, уйти с Мина, греха не будет.

«Кто же поторопился в [следующие] два дня, нет греха нанем».

Если же кто-то пожелает и останется на третий день, чтобы кидатькамни, то в этом также нет греха.

«Кто же запоздал, то нет греха на нем».

Затем упоминается, что хадж, наряду с другими ибадатами, такжеявляется местом богобоязненности и что сбор в период хаджадолжен напоминать сбор в Судный день:

«И бойтесь Аллаха и знайте, что, поистине, вы к Немубудете собраны!»

 



[1] Дни ташрика — 11-й, 12-й и 13-й дни месяца Зулхиджжа, когда паломники после совершения хаджа продолжают совершать жертвоприношения, посещают долину Мина и готовятся к возвращению домой.