В предыдущем священном аяте речь шла о томчто послеразвода супруги должны или помиритьсяили разойтись подостоинству между собойОднако в некоторых ситуациях вэтот вопрос вмешиваются еще родные и близкиеЕсли онивмешиваются ради примирения мужа с женойто этоприветствуетсяНо порой бывают случаикогда они становятсяпрепятствием на пути примиренияВ следующем священномаяте излагается положение по данному вопросу:

232. А когда вы дали развод женщинама онидостигли своего срокато не препятствуйте им вступатьв брак с их [прежними] мужьямикогда согласилисьмежду собой по достоинствуЭто точем увещеваетсятоткто веровал в Аллаха и в Последний день из васЭто — лучше для вас и чищеИ Аллах знаета вы незнаете!

Имам Тирмизи передает:

Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхивасаллам Маъкал ибн Ясар радияллаху анху выдал своюмладшую сестру замуж за одного мусульманинаСупругипрожили некоторое время вместеЗатем муж дал жене разводв первый разно не вернулся к ней в течение срока иддыСрокидды истекПотом супруги пожалели об этом и оба прониклисьдруг к другу любовьюИ [когда к ней вновь сватались люди], наряду с другими сватамимуж отправил и своих сватов.

Тогда Маъкал ибн Ясар сказал ему: «Подлецсын подлецаЯ проявил к тебе уважение и отдал свою сеструа ты дал ейразводКлянусь Аллахомона не вернется к тебе вовек». Потом Всевышний Аллахведая о востребованности мужа дляжены и жены для мужаниспослал аяткоторый начиналсясловами «А когда вы дали развод женщинама онидостигли своего срока…» и заканчивающийся фразой «...авы не знаетеМаъкал ибн Ясар радияллаху анху как только услышал священный аят, тотчас произнес: «Мы услышалислово Господа и повинуемся», и позвав своего зятясказалему: «Я выдам за тебя свою сестру и буду уважать тебя».

Чтобы было понятноследует напомнитьчто если развод, первый он или второй, является разводом обратимым (талакур раджъи), при котором можно вернутьсято муж имеет правовернуть свою жену в любое время в течение всего срока ееиддыПри этом нет необходимости заново сочетаться бракомЕсли муж скажет: «Я возвращаю тебя» или другие подобныесловаили же дотронется до какой-нибудь части ее тела и такдалееих семейная жизнь вновь восстановитсяНо если срокидды закончится до тогокак муж вернет еетогда разводпревращается в развод баин (баин-талак), который требуетобновления никахаВ этом случае женщина обретаетпривилегииЕсли пожелаетона снова помирится с мужемаесли не захочетне станет миритьсяВ случаекоторый сталпричиной ниспослания аятасрок идды истек и развод сталбаином. Муж и жена хотели помириться — шариат дозволяетэтоОднако старший брат препятствовал этомуПоэтому в аятевоззвание «…не препятствуйте им вступать в брак…» обращено к опекунам женщин:

«А когда вы дали развод женщинама они достиглисвоего срокато не препятствуйте им вступать в брак сих [прежними] мужьямикогда согласились между собойпо достоинству».

И это тоже является милостью Аллаха к Его рабамКакизвестночеловеческое сердце изменчивоЕсли сегодня онненавидит кого-то и готов даже причинить любое злодеяниена какое способенто завтра может полюбить этого человека ибыть готовым на все ради негоЭта ситуация в особенностиярко проявляется в семейной жизни — между мужем и женойКогда супруги не ладят между собой и дело доходит доразводато как же хорошоесли во время иддыживя отдельнодруг от другаони начинают ценить друг другакаждыйосознает свою ошибкувспомнив хорошие качества другогоивнезапно вознамериваются вновь помиритьсяПо меревозможности нужно сохранить семьюне разрушая ееВ этомслучае родственники не должны осложнять дело ипрепятствовать их повторному примирению.

Именно поэтому в аяте есть упоминание об ийманевызывающее склонность и расположение мусульман к этомуделу:

 

«Это точем увещевается тоткто веровал в Аллахаи в Последний день из васЭто — лучше для вас и чищеИ Аллах знаета вы не знаете!»