В предыдущем священном аяте речь шла о том, что послеразвода супруги должны или помириться, или разойтись подостоинству между собой. Однако в некоторых ситуациях вэтот вопрос вмешиваются еще родные и близкие. Если онивмешиваются ради примирения мужа с женой, то этоприветствуется. Но порой бывают случаи, когда они становятсяпрепятствием на пути примирения. В следующем священномаяте излагается положение по данному вопросу:
232. А когда вы дали развод женщинам, а онидостигли своего срока, то не препятствуйте им вступатьв брак с их [прежними] мужьями, когда согласилисьмежду собой по достоинству. Это то, чем увещеваетсятот, кто веровал в Аллаха и в Последний день из вас. Это — лучше для вас и чище. И Аллах знает, а вы незнаете!
Имам Тирмизи передает:
Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхивасаллам Маъкал ибн Ясар радияллаху анху выдал своюмладшую сестру замуж за одного мусульманина. Супругипрожили некоторое время вместе. Затем муж дал жене разводв первый раз, но не вернулся к ней в течение срока идды. Срокидды истек. Потом супруги пожалели об этом и оба прониклисьдруг к другу любовью. И [когда к ней вновь сватались люди], наряду с другими сватами, муж отправил и своих сватов.
Тогда Маъкал ибн Ясар сказал ему: «Подлец, сын подлеца! Я проявил к тебе уважение и отдал свою сестру, а ты дал ейразвод. Клянусь Аллахом, она не вернется к тебе вовек». Потом Всевышний Аллах, ведая о востребованности мужа дляжены и жены для мужа, ниспослал аят, который начиналсясловами «А когда вы дали развод женщинам, а онидостигли своего срока…» и заканчивающийся фразой «...авы не знаете!». Маъкал ибн Ясар радияллаху анху как только услышал священный аят, тотчас произнес: «Мы услышалислово Господа и повинуемся», и позвав своего зятя, сказалему: «Я выдам за тебя свою сестру и буду уважать тебя».
Чтобы было понятно, следует напомнить, что если развод, первый он или второй, является разводом обратимым (талакур раджъи), при котором можно вернуться, то муж имеет правовернуть свою жену в любое время в течение всего срока ееидды. При этом нет необходимости заново сочетаться браком. Если муж скажет: «Я возвращаю тебя» или другие подобныеслова, или же дотронется до какой-нибудь части ее тела и такдалее, их семейная жизнь вновь восстановится. Но если срокидды закончится до того, как муж вернет ее, тогда разводпревращается в развод баин (баин-талак), который требуетобновления никаха. В этом случае женщина обретаетпривилегии. Если пожелает, она снова помирится с мужем, аесли не захочет, не станет мириться. В случае, который сталпричиной ниспослания аята, срок идды истек и развод сталбаином. Муж и жена хотели помириться — шариат дозволяетэто. Однако старший брат препятствовал этому. Поэтому в аятевоззвание «…не препятствуйте им вступать в брак…» обращено к опекунам женщин:
«А когда вы дали развод женщинам, а они достиглисвоего срока, то не препятствуйте им вступать в брак сих [прежними] мужьями, когда согласились между собойпо достоинству».
И это тоже является милостью Аллаха к Его рабам. Какизвестно, человеческое сердце изменчиво. Если сегодня онненавидит кого-то и готов даже причинить любое злодеяние, на какое способен, то завтра может полюбить этого человека ибыть готовым на все ради него. Эта ситуация в особенностиярко проявляется в семейной жизни — между мужем и женой. Когда супруги не ладят между собой и дело доходит доразвода, то как же хорошо, если во время идды, живя отдельнодруг от друга, они начинают ценить друг друга, каждыйосознает свою ошибку, вспомнив хорошие качества другого, ивнезапно вознамериваются вновь помириться! По меревозможности нужно сохранить семью, не разрушая ее. В этомслучае родственники не должны осложнять дело ипрепятствовать их повторному примирению.
Именно поэтому в аяте есть упоминание об иймане, вызывающее склонность и расположение мусульман к этомуделу:
«Это то, чем увещевается тот, кто веровал в Аллахаи в Последний день из вас. Это — лучше для вас и чище. И Аллах знает, а вы не знаете!»