Каждый из нас ощущает благостность и особую значимость текущего месяца — священного месяца Рамадан. Рамадан — это месяц Божественной милости,

месяц Господнего прощения, месяц спасения от огня геенны, месяц соревнования в благом и праведном, месяц раскрытия новых горизонтов познания Творца. Это месяц всестороннего обновления внутреннего мира и подготовки к последующему году, месяц восстановления и укрепления братских уз меж мусульманами всего мира. Также Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Куръан, низведенный на ближнее, мирское небо и в последующем, в течение 23-х лет, передаваемый ангелом Джибриилом алайхиссалам Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. И именно в Рамадан посланник Всевышнего повторял ниспосланные аяты, перечитывая их по памяти вместе с Джибриилом.

Любой проповедник зачастую задается вопросом: «Насколько полезна тема, затронутая мною? Насколько актуально то, о чем я говорю?» Подобного рода вопросы возникали и у меня. И по окончании проведения одной их последних проповедей я даже спросил у одного из вас: «Может, то, о чем я говорю: значимость Куръана, стремление к изучению и пониманию Священного Писания — банально и каждому понятно?» Интересно, что на следующее утро, прочитав намаз, я достал одну из кассет, не зная, что на ней записано, и включил магнитофон. Оказалось, что на кассете была записана проповедь одного из известных ученых. То, что я услышал, меня шокировало. С уст проповедника сходили слова: «Куръан — сирота. Он остался без тех, кто бы его читал, понимал и следовал ему. Куръан забыт. Он является чем-то чуждым и посторонним». И слова эти сопровождались людским гулом.

Клянусь Всевышним, это был даже не плач — это было рыдание. Сотни, тысячи людей рыдали, осознавая печальную реальность. А что остается делать? Хотя бы скорбь и внутреннее волнение, выливающееся в слезы.

А мы с вами?.. Есть ли в нашей жизни место такому понятию, как слезы и плач от боязни и трепета пред Всевышним? Насколько данное качество важно для мусульманина! Это чувство, это особое состояние наших сердец часто предано забвению.

А может, мы относимся к тем, о ком в Куръане сказано: «Потом ваши сердца зачерствели, и они тверды как камень иль еще тверже»?
Может, наши сердца покрыты столь плотной оболочкой грехов, что их можно сравнить лишь с камнями? Аят продолжается: «Поистине, среди камней есть те, из которых начинают бить родники. Есть и те, что трескаются и из них выходит вода. И среди камней есть те, что дробятся от страха пред Всевышним. Аллах небеспечен к поступкам и делам, что совершаете вы».

То есть даже камням свойственно разрушаться. Из одних начинает просачиваться вода, из других бьют родники, а какие-то вовсе рассыпаются на мелкие кусочки.

А что же может пробить черствую, плотную оболочку сердец, уподобившихся камням?

Слезы! Слезы пред могуществом Всевышнего и нашей немощностью. Слезы пред Его безграничным богатством и нашей нищетой. Слезы пред Его величием и нашей незначительностью.

И быть может, в этом кроется мудрость слов первого праведного халифа Абу Бакра радияллаху анху: «Кто может плакать, тот пусть плачет. Кто же не может, то пусть хотя бы притворяется плачущим».

То есть когда вы остаетесь наедине со своим Создателем, думаете о Его величии, размышляете о загробной жизни, о неизбежности Конца Света, о Рае и об Аде, когда возносите руки к небесам и обращаетесь ко Всевышнему с мольбой, постарайтесь проникнуться особым чувством, пусть ваши сердца откроются Божественным дуновениям и это проявится в виде слез, текущих по вашим лицам.

Один из сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам по имени Кабул ахбар радияллаху анху произнес: «Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа! Плач в состоянии трепета пред Аллахом, когда слезы текут по щекам, более значим для меня, чем подаяние горою золота».

Когда ученый по имени Мухаммад ибн Аль-Манкядир плакал, он протирал слезами лицо и бороду, добавляя: «Я слышал о том, что адский огонь не коснется мест, омытых слезами».

Посланник Аллаха саллаллаху  алайхи васаллам часто произносил:

اللهم إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ قَلْبٍ لاَ يَخْشَعُ، وَ مِنْ دُعَاءٍ لاَ يُسْمَعُ، وَ مِنْ نَفْسٍ لاَ تَشْبَعُ، وَ مِنْ عِلْمٍ لاَ يَنْفَعُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ هَؤُلاء الأرْبَعِ.

«О Аллах, я прибегаю к Тебе, прося удалить от сердца, что не наполняется чувством трепета пред Тобою, от молитвы, которая остается неуслышанной, от души, что ненасытна, и от знаний, которые не несут пользы. Защити же меня от этих четырех!»

О Аллах, наполни сердца наши робостью пред Твоим величием и могуществом. Пробуди в нас это чувство, которое проявится в слезах наших, что забьют в будущей жизни райскими источниками в высших степенях Фирдауса. Амин.

/1/ См.: Св. Куръан, 2:74.
/2/ См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 457.
/3/ Там же.
/4/ Там же.
/5/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 90, хадис № 1468, «хасан».