До того периода, когда Всевышний Аллах озарил лицо земли светом Ислама, люди придерживались различных религиозных убеждений, воззрений. Каждый излагал свои убеждения по-своему. Превосходил же тот, который обладал мастерством красноречия. В основном,
такие воззрения были основаны на суевериях и выражались соответствующими словами. При этом убеждения таких известных и широко распространенных в то время религий, как иудаизм, христианство, огнепоклонничество, были переполнены непостижимыми уму мифами и легендами. А на Аравийском полуострове в основном царствовали языческие воззрения — вероубеждения многобожников. Люди поклонялись идолам, смастеренным ими самими, и веровали в них. Были распространены также еретические и суеверные воззрения относительно ангелов, джиннов и прочих созданий и явлений.
С приходом исламской религии все вышеперечисленные воззрения стали исправляться. Мусульмане начали формировать свои вероубеждения на основе дошедших от Пророка саллаллаху алайхи васаллам аятов и хадисов. Первоначально среди них отсутствовала сама мысль об иных источниках, помимо этих двух. Все положения основывались только на эти два источника.
В самом Священном Куръане были ниспосланы аяты, указывающие на ошибки в воззрениях христиан, иудеев, многобожников (мушриков) и осуждающие их искаженные убеждения.
Споры в вопросах вероубеждения среди самих мусульман впервые возникли между почтенным Али карамаллаху ваджхаху с его близкими соратниками, такими, как Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху, и группой хавариджитов с отделившимися от войска почтенного Али радияллаху анху людьми, поднявшими ряд сомнительных вопросов относительно вероубеждения — акийды.
Люди, которые еще вчера, не уклоняясь, веровали в приведенные в Священном Куръане и благородных хадисах основы, теперь были вынуждены вести споры и обсуждать вопросы вероубеждения с людьми нового времени — в новых условиях — с теми, кто не перенимал все учения непосредственно от самого Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Сам почтенный Али каррамаллаху ваджхаху выдержал долгий спор с одним из представителей кадаритов .
После битвы Сиффийн к Али каррамаллаху ваджхаху пришел один старец и задал вопрос по поводу принуждения и добровольности в жизни человека. Почтенный Али каррамаллаху ваджхаху ответил ему в его же стиле изложения и они долго спорили.
Почтенный Али отправил Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху к хавариджитам для дискутирования.
Один из выдающихся сподвижников Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху долго дискутировал с Язидом ибн Умайром по воспросам иймана (веры).
Итак, уже во времена старших сахабиев мусульмане были вынуждены вступать в диспуты по вопросам вероубеждения. Ибо к периоду халифства почтенного Али радияллаху анху носители различных религиозных и философских воззрений заняли свое место в исламском обществе в качестве новообращенных мусульман. Давать им пояснения по какому-нибудь вопросу лишь цитированием аятов и хадисов стало уже недостаточно. У них было свое мировоззрение, свой образ мышления. Это требовало особого подхода в обращении с ними.
Именно по этой причине в хадисе, переданном имамом Бухари, Али радияллаху анху сказал: «Говорите с людьми используя те вещи, которые они знают. Оставляйте то, что они отрицают. Разве вы желаете, чтобы Аллаха и Его Посланника объявили лжецами?!».
К периоду табиъинов ситуация еще больше обострилась. Теперь некоторые личности стали выделяться уже в качестве специалистов в вопросах акийды. Имам Хасан Басрий проводил занятия по этим вопросам. Один из участников так называемого учебного круга Хасана Басрий — Васил ибн Ата, проявив неблаговоспитанность, завязал спор со своим учителем по поводу положения о человеке, совершившем большой грех. Позже он основал мазхаб муътазилитов .
Спустя некоторое время, муътазилиты написали свои собственные книги, в которых излагались их взгляды. После того как государство Аббасидов взяло их под свое покровительство, муътазилиты стали силой принуждать людей уверовать в свои идеи. Всем хорошо известно, как их притязания в вопросе о том, является ли Священный Куръан созданием (махлук) или нет, стали причиной для больших скандалов.
Вместе с тем, получили широкое распространение еще множество других сект и течений. В итоге в исламском мире широко распространились различные идеи, философии, воззрения и взгляды, которые в целом стали наносить ущерб исконно чистому исламскому вероубеждению — акийде.
Существовало несколько причин возникновения такого положения. Наиболее значимыми из них являются следующие:
• Чрезмерное расширение исламских земель в результате фатхов .
• Вступление в Ислам представителей различных религий.
В Ислам вступили как жители ближних стран, так и населения отдаленных краев.
• Возрастание количества религиозных подстрекателей-смутьянов и лиц, чья деятельность была нацелена на использование религии в своих корыстных целях.
В этот тяжелый период и появились улемы, способные сохранить подлинно чистую акийду Ислама. Они стали освещать вопросы вероубеждения на основе учений Священного Куръана и Сунны, используя при этом методику Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижников. Их прозвали Ахлус сунна вал джамаа — Люди сунны и общины.
Позднее, чтобы было понятно людям, пришлось сделать толкования к имеющимся текстам. Были написаны разные книги. Были собраны и упорядочены учения Ахлус сунна вал джамаа по вопросу вероубеждения. В результате, сформировался вероубежденческий мазхаб, который уже имел своих имамов .
В частности, имам ал-Ашъари и имам ал-Матуриди были признаны имамами Ахлус сунна вал джамаа по акийде.
Имам Абул Хасан ал-Ашъари
По своему происхождению Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи принадлежит к роду великого сподвижника Абу Мусы ал-Ашъари радияллаху анху. Свою жизнь Абул Хасан ал-Ашъари прожил в Багдаде, умер в 336 году хиджры.
Первоначально Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи обучался у предводителя муътазилитов Абу Али Джибаи, а позднее сам тоже стоял во главе муътазилитов. Затем, покаявшись, стал их противником. Он разоблачил пороки муътазилитов и впоследствии удостоился чести стать одним из имамов Ахлус сунна вал джамаа.
Имам Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи написал ряд книг по акийде Ахлус сунна вал джамаа. Упомянем некоторых из них.
1. «Макалатул исламиййин».
В этой своей книге имам Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи излагает вероубеждения (вероучение) Ахлус сунна вал джамаа.
2. «Ал-Ибана».
В данной книге на основе высказываний имама Ахмада ибн Ханбала изложены вероубеждения мазхаба Ахлус сунна вал джамаа, а также в ней представлены опровержения суждениймуътазилитов и джахмитов.
3. «Рисалатун ила ахлис сагр».
В данном трактате имам Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи по определенным вопросам дает опровержения муътазилитам, а также заявляет, что сам он является представителем мазхаба имама Ахмада ибн Ханбала.
В трех вышеупомянутых книгах имам Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи не прибегает к методу толкования аятов и хадисов. Он придерживается пути предшествовавших улемов, в частности, пути имама Ахмада ибн Ханбала рахматуллахи алайхи.
4. «Ал-Ламаъ».
В отличие от вышеперечисленных трех книг, в данной книге имам Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи придерживается иного пути, опираясь при этом и на рациональные доказательства. Таким образом, в этой книге он идет путем не ученых-предшественников, а путем ученых последующих поколений, больше придерживавшихся метода таъвийла (толкования).
Шейх Мухаммад Абу Захра рахматуллахи алайхи, один из ученых, глубоко изучавших жизнь и путь имама Абул Хасана Али ибн Исмаила ал-Ашъари рахматуллахи алайхи, сделал следующее заключение:
«Он извлек все убеждения из Священного Куръана и благословленных хадисов, и применил все методы разъяснения.
В изучении относящихся к ташбих аятов, он довольствовался являемым смыслом и использовал лишь поверхностные значения. Однако сам не переходил на уподобление — ташбих. Он твердо веровал в то, что Всевышний Аллах обладает ликом, который не подобен лику Его рабов — людей, и обладает рукой, не подобной рукам Его созданий.
Привел доказательства акоид из хадисов, имеющих степень ахáд .
Держался в стороне от всех ахлул хава и муътазилитов.
Мазхаб Абул Хасана Али ибн Исмаила ал-Ашъари рахматуллахи алайхи является срединным и умеренным мазхабом. В приведении аргументов для вероубеждений он пользовался как наклом (преданиями), так и аклом . Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи подтверждает приведенные в Священном Куръане и хадисах качества Всевышнего Аллаха, Его пророков и Судного дня. Он аргументирует свои утверждения рациональными и логическими доказательствами. Также он использовал и философские вопросы. Ибо Абул Хасан Али ибн Исмаил ал-Ашъари рахматуллахи алайхи давал опровержения против муътазилитов, философов, карматитов , батынитов , рафизитов и других. А в этом деле необходимо суметь удовлетворить их запросы и привести веские аргументы против них».
Имам Абу Мансур ал-Матуриди
Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Матуриди родился, вырос, учился и работал в Самарканде. Умер в 333 году хиджры. Он придерживался ханафитского мазхаба и являлся учеником ученика Имама Аъзама (Нуъмана ибн Сабита, то есть Абу Ханифы) — имама Мухаммада ибн Хасана рахматуллахи алайхи по двум линиям, то есть его учителями были ученики имама Мухаммада.
Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Матуриди рахматуллахи алайхи был шейхом Ахлус сунна вал джамаа в Маварауннахре. Ввиду того, что в этих краях мазхаб Ахлус сунна вал джамаа преобладал, он не участвовал в различных течениях и направлениях, как это имело место в случае с имамом ал-Ашъари. Напротив, с самого начала ему удавалось идти по умеренному пути. В своей деятельности он при необходимости опирался на повествовательный метод, а когда требовалось, основывался и на рационализме.
Имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи призывал к шариату, к которому призывали факихи и мухаддисы. Ал-Матуриди имел огромную известность, и по этой причине все в Маварауннахре с вопросами обращались именно к нему. У него брали уроки по таким наукам, как фикх, усулул фикх и другим.
Когда имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи написал книги «Китабул джадал» по науке усул (усулул фикх) и «Маъахизуш шарийъа» по фикху, его слава возросла еще больше. После этого, прославившись в илмул калáм, имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи стал предводителем мазхаба жителей Хорасана.
Мазхаб имама Абу Мансура ал-Матуриди рахматуллахи алайхи в исламском вероучении приравнивался к мазхабу Абул Хасана ал-Ашъари.
Имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи написал еще ряд книг, в том числе такие как «Китабур радди ала ал-Каъби ал-Муътазили», «Китаб авхамул Муътазила», «Китабур радди ала ал-Муътазила», «Китабур радди ала ал-Каромита», «Китабур радди ала ар-Рофиза», «Китабут тавхид» и «Таъвилату ахлис сунна».
Шейх Мухаммад Абдуху, сравнивший акийды двух выдающихся имамов мазхаба Ахлус сунна вал джамаа, установил, что стороны имеют противоречия почти по тридцати вопросам, Тем не менее, как отметил шейх Мухаммад Абдуху, большинство ученых утверждали, что эти противоречия просматривались лишь в словах, а суть акийды и того, и другого была полностью идентична.
Некоторые улемы-мухаккики отмечают, что между Матуриди и Ашъари существует отличие в основном в трех вопросах.
Первое отличие: ал-Ашъари отрицает (нафи) состояние (хал) и поэтому, по его мнению, дополнительные качества (сифати заида) считаются отсутствующими. Матуриди же называет их утвердившимися (сабит).
Второе отличие: имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи говорит: «Качество таквин существует, оно всобъемлет каждое создание». Ашъари говорит, что качество с таким названием не существует.
Третье отличие: Вопрос об увеличении или уменьшении иймана. Ашъариты говорят: «Ийман увеличивается и уменьшается». Матуридиты говорят: «Ийман не увеличивается и не уменьшается».
Кроме того, их мнения расходились в вопросах относительно благого оздаяния и наказания, а также свободы воли.
В своих толкованиях имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи оспаривал мнения муътазилитов, хавариджитов, рафизитов, каррамитов , джахмитов, мушаббихитов , астрологов, гадальщиков и других, давал свои опровержения им всем. Он поддерживал мазхаб Ахлус сунна вал джамаа.
Позднее выдающимися учеными в области исламского вероучения — в науке акоид стали имам Газзали, Саъдуддин Тафтазани, имам Тахави, имам Умар Насафи и другие.
Сегодня заново налажен процесс изучения науки акоид, создания трудов по акийде на основе использования книг древних ученых и с учетом требований современности. Об этом были написаны множество книг.
Написано множество книг, подобных книге шейха Абдулхамида Саиха «Акийдатул муслим ва маа ятаъаллаку бихи» — «Вероубеждение мусульманина и относящиеся к нему вопросы», книге учителя Абдуррахмана Хабаннакала Майдани «ал-Акийда ал-Исламия ва усусуха» — «Исламские вероубеждения и их основы», книге доктора Мухаммада Саъида Рамадана Бути «Кубро якийниятил кавния» — «Самая великая вера вселенной», книге шейха Мухаммада Газзали «Акийдатул муслим» — «Вероубеждение мусульманина», книге шейха Саййида Сабика «ал-Акоид ал-Исламия» — «Исламские вероучения».
В этих современных книгах авторы попытались изложить мусульманам современного мира их же убеждения легкодоступным путем. Именно с такой же идеей мы начали свой скромный труд. Да поможет нам Сам Всевышний Аллах в этом!
Карамаллаху ваджхаху — Да осветит Аллах его лик.
Хавариджы (خوارج ) — (также хавариджиты досл. «противники», от арабс. слова хурудж) — против; так называемые «поборники чистоты» Ислама, приверженцы чрезмерно строгого исполнения предписаний Ислама, а по сути группа необразованных людей, притязавших на достижение вершины религиозности и выступившие против руководителя и общины мусульман; своими требования хавариджиты исказили предписания и нанесли большой вред Исламу. Их также называют харурийа, от названия селения Харуро вблизи города Куфа, где и появились хавариджиты.
Кадарийа — (от слова кадар — «предустановление») прозвище «кадариты» было дано категории людей, которые в противоположность джабритам, выдвигали концепцию, что человек является творцом (халик) своих действий. (Джабрийа — (также «джабарийа», «муджбира» от арабск. джабр); в отличии от взглядов кадаритов (кадарийа), джабриты — последователи учения джабрийа, считают, что Аллах является единственным подлинным действователем и посему создания, в частности человек, принуждаемы (маджбур) к своим действиям, а не выполняют их по своей воле, свободно. К «истинным» джабритам относят джахмитов.)
Табиъин — досл. «последователь»; следующее после сподвижников поколение мусульман.
Муътазилиты (досл. «обособившиеся», «отделившиеся», «удалившиеся»; самоназвание ахлул адл ва таухид — «люди справедливости и единобожия») — представители первого крупного направления в науке Калáм, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. Направление это было основано Василем ибн Ата и Амром ибн Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок Хасана Басри. Существуют и другие версии происхождения названия данного направления. Идеи муътазилитов нашли отражение и в воззрениях йеменских зайдитов. Основное отличие муътазилитов заключается в том, что в толковании шариатских текстов они допускали чрезмерную вольность и применяли при этом сомнительные правила. Также они отстаивали вероучение шиитов-имамитов.
Муътазилиты исходили из пяти основоположений: 1. Справедливость (адл): божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Аллаха творить только наилучшее и невозможность нарушения Аллахом установленного Им извечного порядка вещей; 2. Единобожие (тавхид): принцип строгого тавхида мутазилитов отрицает не только многобожие и ташбих, но также — вечность божественных сифатов, в том числе отрицает вечность калáма, поэтому мутазилиты говорят о сотворенности Куръана; 3. Обещание и угроза: Аллах непременно осуществит свои обещание и угрозу, если Он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом; и при этом отрицается влияние на исход как шафаата Пророка саллаллаху алайхи васаллам, так и милосердие Всевышнего Аллаха, то есть они считают, что эти факторы не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. Это основоположение сближало муътазилитов и хавариджитов; 4. Промежуточное состояние (манзил байнил манзилатайн),