Пятница Шавваль 17 1445 | Пятница апреля 26 2024

Каков выход для мусульман из фитны?

 

Глядя на громкие события наших дней, которые представляют собой смуту для мусульман, невольно вспоминаешь, как почти полторы тысячи лет назад Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, предостерегая мусульман от смуты, указал также и пути выхода из нее. Чтобы яснее понять суть этого предостережения, мы процитируем хадис и пояснение к нему из книги «Тафсир Хилал» всемирно известного выдающегося ученого и исламского деятеля Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа.

* * *

Имам Тирмизи передает от Хариса ал-Аъвара радияллаху анху:

«Я прошел через мечеть. Смотрю, люди погрузились во всякие разговоры. Тогда я зашел к Али радияллаху анху и сказал:

— О амирал муминин! Разве не видите, что люди погрузились в пустые разговоры?

— Неужели они делают так? — спросил он.

— Да, — сказал я.

Он сказал:

— Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Знайте же, воистину, будет фитна!. Я спросил: “Чем же будет выход из нее, о Посланник Аллаха?”. Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Книга Аллаха. В ней есть сведения о том, что было до вас, и сообщение о том, что будет после вас, и решение всего, что есть среди вас. Она — различающая и она — не шутка. Если кто оставит ее, страшась какого-либо угнетателя, то Аллах сломает его хребет. Того, кто станет искать хидаю в другом, помимо нее, Аллах введет в заблуждение. Она — прочная вервь Аллаха. Она — мудрое напоминание. Она — сиротул мустакийм. Она — то, посредством чего не оступаются, следуя хаваун нафсу. Она — то, чем не путаются языки. Она — то, чего всегда жаждут и чем не насыщаются ученые. Она — то, что не стареет при многократном повторении и чьи чудеса не кончаются. Она — то, о чем джинны сказали сразу же, как только услышали: «Воистину, мы услышали удивительный Куръан, он наставляет на праведный путь». Тот, кто говорит посредством нее, станет правдивцем. Тот, кто следует ей, получит награду. Тот, кто выносит решение посредством нее, поступает справедливо. Тот, кто призывает посредством нее, наставляется на правильный (прямой) путь”.

Затем он [Али] сказал:

— Возьми их, о Аъвар!».

В этом благородном хадисе со слов почтенного Али радияллаху анху детально описываются достоинства Священного Куръана. Дорогой читатель, давайте по мере наших возможностей рассмотрим это пророческое описание.

Всеми любимый Пророк, путеводитель и заступник (обладатель права шафаъата) Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам предупреждает свою умму о грядущем возникновении смуты в период после его эпохи.

Великий сподвижник, выдающийся ученый почтенный Али поясняет, что погружение людей, сидящих в мечети, в различные никчемные разговоры и есть та смута, от которой предостерегал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Теперь давайте cопоставим описание этого явления с нынешним положением. Разве смута нашего времени не больше в сто миллионов раз, чем фитна, которой опасался почтенный Али радияллаху анху?! Разве не оставлены полностью учения Ислама, Куръана, а люди уже столько веков не погружены всецело не только в различные никчемные разговоры, но даже и во все существующие мирские грехи, запретные действия, не преданы распутству, неверию и раздорам?!

Услышав от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам предупреждение о смуте, почтенный Али радияллаху анху сразу же спросил о пути выхода из нее. Если у него возникла потребность в этом пути спасения один раз, то сегодня мы с вами нуждаемся в этом пути в сто миллионов раз чаще.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам, предостерегая мусульман от смуты, указал также и путь выхода из нее. На вопрос почтенного Али радияллаху анху: «Чем же будет выход из нее, о Посланник Аллаха?», Он саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Книга Аллаха».

Нет сомнения в том, что в наши дни мусульмане столкнулись с фитной. Да, сегодня мусульмане претерпевают фитну, с которой еще не сталкивались за всю свою долгую историю. Сегодняшние мусульмане на немыслимое расстояние удалены от веры и убеждения, религии и вероисповедания, Куръана и шариата. Несмотря на то, что число их велико, ни в одной точке земного шара они не справляются с тем, что вверил им Всевышний Аллах. Мусульмане, которые должны предводительствовать, наставляя весь мир на праведный путь, сами впали в жалкое состояние, отстав от всех, и идут на поводу у других. Словом, мусульмане со всех сторон столкнулись с невиданной доселе фитной. Они обязаны освободиться от этой фитны. А выход из нее, как подчеркивается в благородном хадисе любимого Пророка Всевышнего Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, осуществляется только посредством Книги Всевышнего Аллаха. Да, чтобы выйти из этой великой фитны, каждый мусульманин в отдельности и все мусульмане вместе должны вернуться к Священному Куръану — Книге Аллаха азза ва джалла, обязаны крепко держаться за нее. Для этого же необходимо укреплять веру в Священный Куръан, прилежно изучать каждую его букву, а самое главное, нужно полностью, не отклоняясь, следовать Куръану. Лишь тогда можно выйти из фитны, найти путь благоденствия и достигнуть высшей цели. Да, только тогда, когда мусульмане будут полностью и неуклонно следовать Священному Куръану, они смогут достичь своих высших целей и выйти из сегодняшней смуты. Такова рекомендация Пророка мусульман саллаллаху алайхи васаллам. Также Пророк саллаллаху алайхи васаллам подробно описывает и поясняет, почему Священный Куръан является путем выхода из фитны. Об этом он говорит своей умме следующее:

1. «В ней есть сведения о том, что было до вас...».

Да, в Священном Куръане существуют сведения о том, что было до мусульманской уммы, до уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Причем это самая достоверная, самая правильная, самая поучительная информация. Мусульманам необходимо читать и получать сведения о событиях, имевших место до них, изучать их и извлекать поучения из этого. В этих сведениях сообщается о том, что неверных, грешников, многобожников (мушриков), ослушников, лицемеров и непокорных непременно постигнет погибель. Мусульмане должны понимать это как назидательный пример и не приближаться ни к одному из деяний тех, кого постигла гибель.

В этих куръанических строках утверждается, что уверовавшие во Всевышнего Аллаха, в посланных Им пророков, в посланные Им книги и следовавшие установленному Им шариату достигали счастья обоих — этого и конечного — миров. Правоверные мусульмане должны извлекать поучения из этой истины, укреплять свою веру во Всевышнего Аллаха, Его последнего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, последнюю и навечную книгу Господа миров — Куръан, и полностью следовать последнему, совершенному, безукоризненному божественному шариату.

В сведениях Священного Куръана об эпохах, которые были до нас, подчеркивается, что путь веры, путь Ислама — не простой путь, что на этом пути не разостланы ковры и не рассыпаны цветы, но на этом пути следует одолевать страсти нафса, любовь к мирскому, противодействие неверных, многобожников, лицемеров и других врагов религии, а также всякие преграды и трудности.

Мы с вами тоже обязаны извлекать поучения из этих куръанических сведений. Мы также должны быть готовы к каждой трудности, которую можем встретить на пути веры и убеждения, религии и справедливости, внедрения шариата в жизнь.

Дорогой собрат! О необходимости получения назидания из событий прошлого многократно утверждает каждый народ, каждая нация, каждое сообщество. Но эти поучительные рассказы отличаются друг от друга. Самыми правильными и самыми достоверными являются те исторические повествования, из которых должны получать наставления мы с вами, то есть правоверные мусульмане. Истории, которые нам следует рассматривать как пример для себя, рассказал Сам Всевышний Аллах — Владыка прошлого, настоящего и будущего. Если не мы, а другие захотят получить назидание от повестей прошлого, то столкнутся с ложью и неправдой, нововведением и предрассудками, всякими легендами и толками.

Сегодня существуют определенные категории людей, претендующих на обладание божественными книгами, в которых тоже имеются сведения о событиях прошлых эпох. Однако нынешнее состояние тех книг в корне отличается от того, в каком виде они были ниспосланы Всевышним Аллахом, так как они претерпели множество изменений, что не оставило в них первозданной божественной сущности. В частности, именно сведения о событиях прошлого претерпели рукотворные изменения. Поэтому ряд западных ученых, изучавших на научной основе исторические события прошлого и сопоставивших их со сведениями божественных книг, в том числе и с Куръаном, признали достоверность только Куръана и уверовали в него.

Да, уважаемый читатель, в этом мире только мы с вами имеем возможность получить правильную информацию об имевших место в прошлом событиях и полезное назидание от них. Давайте возблагодарим Всевышнего Аллаха за это и будем усердно изучать книгу нашего Господа.

Дорогой собрат! Да будет вам известно, что Священный Куръан содержит в себе не только истории о пророках и их народах, которые жили до нас с вами. Среди этих изложений есть сведения и о том, что Всевышний Аллах создал целую Вселенную из ничего и что Он создал все сущее, создал Адама Своими руками и сделал его Своим наместником на земле, создал из Адама же ему пару. Также повествуется об инциденте, произошедшем между Адамом алайхиссалам и шайтаном алайхи лаъна (да будет проклятье на нем), а также о многих других событиях. Знакомство с деталями тех событий, извлечение поучительных примеров из них и другие полезные результаты будут достигнуты посредством внимательного чтения, осознанного понимания, обсуждения с друзьями этой книги — «Тафсири Хилал».

2. «... сообщение о томчто будет после вас...».

Сведения в Священном Куръане о том, что будет после нас — уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, это сообщения о событиях после наступления Судного дня, когда будут воскрешены все умершие, когда они прибудут на место всеобщего сбора, когда будут подсчитаны все их деяния, совершенные в этом мире, вплоть до последней крупинки, когда будут радоваться уверовавшие и совершавшие благие деяния, когда огорчатся неверные и совершавшие грехи, а также сообщения о весах, мосте, рае и аде, и другие такого рода сведения. Уверование в эти сведения — один из столпов веры, обязательных для каждого мусульманина. Целью повествования об этих событиях в Священном Куръане, превращения уверования в них в один из столпов веры является призыв людей к ийману и Исламу. Человек, который получил сведения о Судном дне и относящихся к нему атрибутах из Слова Всевышнего Аллаха и уверовал в него, начинает жить, готовясь к тому дню. Он неукоснительно следует всему, что Всевышний Аллах приказал правоверным, и отдаляется от всего, от чего отвратил Всевышний Аллах.

Да, мой уважаемый собрат по вере, только мы с вами, мусульмане, знаем, что ждет нас впереди, веруем в это и уже сейчас готовимся к этому. Священный Куръан станет нам помощником в этом деле. Сколько бы мы ни гордились этим, все равно будет мало. Потому что у других такая возможность отсутствует. У них нет Куръана. Они не знают точно, что их ждет впереди. Поэтому они блуждают заплутавшими по различным дорогам заблуждений. А для нас этот вопрос решил Сам Всевышний Аллах. Нам с вами достаточно изучить это божественное решение, и не надо других хлопот. Для этого нам необходимо изучить Слово Господа, прилежно, с ихласом, в рамках обучающих ему занятий.

3. «...решение всего, что есть среди вас…».

Да, в Священном Куръане есть решение всего, что существует среди нас, мусульман. Каждое положение по всем существующим вопросам в Исламе имеет свои инструкции и правила. Мусульманин в каждой сфере своей жизни, в каждом деле, будь оно большим или малым, должен и обязан руководствоваться положениями (ахкам) шариата. Совершенно неприемлемо заявлять о своей принадлежности к Исламу и поступать при этом вопреки его положениям. Это противоречит не только шариату, Куръану и Сунне, но также и здравому смыслу.

Раз всякий правоверный мусульманин должен привести каждое свое деяние в соответствие с положением нашей священной религии, то что прежде всего нужно сделать для достижения этой цели? Несомненно, необходимо изучить эти положения. А это осуществляется посредством обретения религиозных знаний. Следовательно, когда мы с вами изучаем посредством «Тафсири Хилал» Слово Всевышнего Аллаха, мы выполняем именно такое деяние высшего уровня.

4. «Она ― различающая и она — не шутка».

Да, обладатель качества самого правдивого и честного, прозванный Мухаммад ас-Садык, наш правдивый Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам и в этих своих словах является Садыком — Правдивым.

Ибо Сам Господь миров, описывая Благородное Слово в суре «Тарик», молвит:

«Поистине, оно — действительно Слово различающее, и оно — не шутка!» (аяты 13-14).

Различающее свойство Священного Куръана — истинно. Он показал всё-всё, различив по отдельности. В частности, он отличил истинное от ложного, хорошее от плохого, полезное от вредного, халалное от харамного, благое от греховного, верующего от неверного, искреннего от лицемера (то есть мухлиса от мунафика). И чтобы мы узнали эти отличия, не простые, а божественные — куръанические разделения, нам необходимо изучать Священный Куръан тщательным образом, проникновенно и искренне.

Да, Куръан не шутка. В нем нет ни единого бесполезного, бессмысленного, лишенного мудрости слова. Каждое слово в Священном Куръане чрезвычайно серьезно, чрезвычайно полезно, чрезвычайно значимо и чрезвычайно мудро. Изучая Слово Всевышнего Аллаха, мы с вами всегда должны помнить об этих истинах. Только тогда мы сможем оценить по достоинству то, что изучаем.

5. «Если кто оставит ее, страшась какого-либо угнетателя, то Аллах сломает его хребет».

То есть если кто оставит Священный Куръан, боясь быть притесненным и преследуемым кем-то, Всевышний Аллах сломает хребет тому и сделает ни на что не годным, лежащим паралитиком. Это изречение, конечно же, является метафорой. У тех, кто в страхе перед каким-либо гнетом оставляет Куръан, не ломается хребет и их не парализует. Но они лишатся средства, которое в делах мирских и загробных ведет по прямой дороге и придает силы. Давайте не будем говорить о мелочах и рассмотрим пример глобального масштаба, происходящий на наших глазах. Исламская умма, которая, следуя Священному Куръану, предводительствовала во всем мире, в результате постепенного отдаления от учений Куръана потеряла свои позиции. А потом, в страхе перед различными силами, в частности, силами извне, оставила Куръан. Вследствие этого, в качестве подобающего наказания за такое преступление, Всевышний Аллах сломал этой умме хребет. Эта умма многочисленна, ее богатства несметны, она расположена на самых удобных и богатых землях мира, но ее богатства уносят другие. А она ничего не может сделать. Так существует ли средство от такого недуга? Каким образом исламская умма может вновь восстановить свой позвоночный столб? Ответ один — это все излечивается Куръаном. Поэтому, дорогой читатель, нам следует получше изучить Куръан.

6. «Того, кто станет искать хидаю в другом, помимо нее, Аллах введет в заблуждение».

Священный Куръан является божественным наставлением, ведущим рабов Аллаха к счастью в обоих мирах. Всевышний Аллах во многих аятах неоднократно подчеркивает, что Куръан является спасительным наставлением для вселенной. Даже если другие не ведают об этом, мусульмане-то хорошо это знают. И потому знать об этой великой истине, то есть понимать, что Куръан является наставлением Всевышнего Аллаха, и искать спасения в другом совершенно не соответствует здравому смыслу. Однако, к великому сожалению, именно так все и случилось. В силу разных причин и самое прискорбное, в силу постигшего их невежества, мусульмане стали искать спасения не в Куръане, а в других источниках. Они стали внедрять в своих странах, в своей жизни руководства, идеологии, «-измы» всяких народов. В наказание за это великое преступление Всевышний Аллах ввел их в заблуждение. И вот уже прошло немало времени, а подражающие различным «-измам» и чуждым программам, моделям мусульмане не могут ничего достичь. Они не могут приблизиться даже к некоторым достижениям тех, кому подражают.

Итак, как же можно выйти из этого плачевного положения? Каким образом мусульмане могут восстановить свою былую позицию? Как мусульмане могут снова стать предводителями народов земли? Ответ один. Только следуя наставлениям Священного Куръана мусульмане могут выйти из нынешнего плачевного состояния, восстановить свое былое положение и снова стать предводителями народов земли. А для этого, мой дорогой собрат по вере, нам следует со старанием и искренностью изучать Священный Куръан…

7. «Она — прочная вервь Аллаха».

Человеку, чтобы выбраться из буйной реки жизни на спасительный берег целым и невредимым, необходимо ухватиться за какую-либо веревку. Именно таким спасительным канатом — прочной вервью Всевышнего Аллаха и является Священный Куръан. Эта прочная вервь никогда не оборвется, никогда не подведет. Кто за нее ухватится, тот несомненно минует любое буйство и опасность реки жизни и выберется на спасительный берег. Нет сомнений в том, что кроме прочной верви Аллаха ничто другое не сможет вытащить на берег спасения. И если мы хотим выбраться на этот берег целыми и невредимыми, то давайте крепко держаться за прочную вервь Аллаха — Священный Куръан. А для того чтобы крепко держаться за Куръан, давайте изучать его основательно…

8. «Она — мудрое напоминание».

Арабское слово хикма, переведенное нами как «мудрость», означает «расставить все по своим местам», «изложить». А слову зикр соответствуют значения «напоминание», «поминание».

Священный Куръан является «мудрым напоминанием», введенным в действие Всевышним Аллахом. Все напоминания в нем чрезвычайно мудрые. В этом мире все люди нуждаются в мудрости. Они читают и изучают, слушают и запоминают мудрые слова, а также совершают другие действия на этом пути. Они желают, чтобы эти мудрые изречения были напоминанием для них самих и для других, чтобы они указывали им путь в жизненных делах и предостерегали от опасностей.

Как же мы, мусульмане, счастливы! Ведь для упомянутых выше обстоятельств Сам Господь миров ниспослал нам мудрое напоминание. Несомненно, между мудростью Всевышнего Аллаха и мудростью Его рабов существует разница подобно разнице между Ним Самим и Его рабами. Но где же они, жаждущие ознакомиться с мудростью Куръана? Мудрость Куръана — беспримерная мудрость. Мудрость Куръана — божественная мудрость. Священный Куръан целиком наполнен мудрыми напоминаниями. Недаром одним из названий Священного Куръана является Куръанул Хаким, то есть Мудрый Куръан. Еще одно название Священного Куръана — Зикр, то есть Напоминание. А любимый всеми Пророк саллаллаху алайхи васаллам в рассматриваемом нами своем благородном хадисе называет Священный Куръан Мудрым Напоминанием.

Если кто-то желает изучить наилучшие мудрости в мире, брать с них пример и следовать им, то пусть как следует изучит Священный Куръан. Если кто-то желает изучить самое лучшее напоминание в мире, брать с него пример и следовать ему, то пусть изучит Священный Куръан…

9. «Она — сиротул мустакийм».

Да, Священный Куръан — прямая дорога — истинный путь. Это правильный путь Всевышнего Аллаха. Каждый Его раб для достижения любой цели нуждается в прямой дороге. Без правильного пути никто не достигнет цели. Человек, который не идет по прямому пути, а идет по неправильной дороге и сбивается с пути, не достигает намеченного места и встречает погибель. Человек, который не идет по прямому пути, а идет по неровной дороге, споткнется, упадет, разобьет нос, сломает шею и, лишившись возможности достичь намеченного места, заплутает и погибнет. Поэтому каждый человек ищет для себя сиротул мустакийм — прямой путь! Как же мы с вами, мусульмане, счастливы, что наш Господь Сам даровал нам прямой путь. Он приготовил для нашего пользования прямую дорогу, которая приведет к намеченному месту благоденствия в обоих мирах. От нас требуется всего лишь встать и пойти по этому прямому пути, и только. А он уже доведет нас до преследуемых нами целей в виде счастья в обоих мирах. И для того чтобы идти именно по той прямой дороге, которую указывает Куръан, ее необходимо изучить…

10. «Она — то, посредством чего не оступаются, следуя хаваун нафсу».

Да, страсти человеческого естества (нафса), вкусившие связь со Священным Куръаном, никогда не станут сбивать с истинного пути. Потому что Священный Куръан, ниспосланный Создателем, Который сотворил все души с их страстями, является предписанием, что держит их в крепкой узде и не дает оступиться. В числе главных проблем всех рабов Аллаха на земле проблемы, связанные со страстями их нафса. Человека подстрекают к злым действиям именно низменные страсти нафса. Когда страсти нафса раба поддаются указаниям шайтана или самого человека, либо подчиняются указаниям другого человека, то эти страсти нафса непременно заставят его оступиться и поведут своего обладателя к неминуемой гибели. В любой эпохе, во всякой среде обитания, если рабы, будь то в одиночку, будь то в составе группы, применяют предписание, не дающее оступиться нафсу, они найдут спасение. А те, кто не следует божественному предписанию, становятся рабами своих страстей и их постигнет погибель.

Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам и вручил им Священный Куръан, который держит и не дает их душам сбиться с верного пути. Но не оступится ведомый страстями душичеловек, который, хорошо изучив божественное предписание, неуклонно следует ему…

11. «Она — то, чем не путаются языки...»

Да, языки — уста, повинующиеся Священному Куръану, никогда не путаются, то есть не впадают в сомнения и не сталкиваются с путаницей. Иначе говоря, не перепутают одно с другим и не впадут в неопределенность, путаясь в определении, что из них истина, а что ложь. Уста, повинующиеся Священному Куръану, уста, придерживающиеся Священного Куръана, пребывающие с ним, не колеблясь скажут, что изрекают истину. Если же впутывается другое, отличное от Куръана, то сразу возникает сомнение. В этом случае раб божий не может определить, которое из них истина, а которое неправда, и тем самым запутывается. Особую актуальность это приобрело в наши дни. Непомерно увеличилось число претендующих на истинность своих слов: отдельные люди, группы или даже целые сообщества. Наряду с тем, что каждый из них претендует на свою правоту, они также заявляют о неправоте своих оппонентов. В результате всех охватили сомнения. Мировоззрения и мнения смешались между собой. Всюду расплодились те, кто сегодня называет истиной одни слова, завтра другие, а послезавтра третьи. Увеличилось количество всяких «-измов». Если сегодня говорят, что преобладает один «-изм», то завтра уже господствует другой «-изм». И народы надеются то на этот «-изм», то на другой «-изм». А в конце концов надежды все равно не оправдываются. Да, если это положение сохранится, все надежды так и останутся тщетными. Есть единственно верный путь избавления от этой напасти, способ жить без всяких путаниц и сомнений. И это — крепко держаться за «то, чем не путаются языки» — Священный Куръан…

12. «Она — то, чего всегда жаждут и чем не насыщаются ученые».

Да, ученые не насыщались, не насыщаются и не насытятся Священным Куръаном. А поскольку так говорит наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам, принявший Священный Куръан от Господа миров, то ненасыщение ученых Куръаном — это истина. Эту великую истину подтверждает и реальная действительность. Знаний много, ученых еще больше. Потому что в каждой области знания существует множество ученых. Если какой-либо ученый из этих различных областей знания обратится к Священному Куръану, он извлечет нужное для себя. Но все равно не насытится. Он будет жаждать получить все новое и новое знание. Даже современный ученый, который, получив и освоив все то, что извлекалось из Куръана со времени его ниспослания, не может насытиться своими обретениями от Куръана и старается сам взять что-нибудь еще.

Во всем мире среди книг, написанных по одной тематике, наверняка нет больше тех, которые были написаны по тематике, имеющей отношение к Священному Куръану. Составление книг тафсиров продолжается уже в течение тысячи четырехсот лет. При ознакомлении с несколькими тафсирами вы увидите, что они отличаются друг от друга своеобразием, пусть даже небольшим. Значит, улемы поступают так по причине ненасыщения Куръаном. И в наши дни издаются все новые и новые тафсиры. Они также отличаются друг от друга каждый своими особенностями. Следовательно, улемы никак не могут насытиться Куръаном.

Если мы скажем, что ученые, которые не могут насытиться Куръаном, — это ученые муфассиры, то совершим большую ошибку. Напротив, и все другие ученые не могут насытиться Куръаном. К примеру, давайте возьмем ученых мухаддисов. Они также не могут насытиться Куръаном. Потому что их специальность — наука о хадисах — тесно связана со Священным Куръаном. Ведь по сути благородные хадисы есть толкование и жизненное применение Священного Куръана.

Возьмем, к примеру, ученых факихов. Если мы скажем, что учеными, не могущими насытиться Священным Куръаном, являются именно факихи, то это не будет преувеличением. Потому как Священный Куръан первостепенный и самый главный источник для факихов. Они берут предписания исламского шариата в основном из Священного Куръана. Для этого они внимательно, многократно, всесторонне и глубоко изучают каждый аят, каждую букву в Куръане. В таком положении, естественно, они никак не могут насытиться Куръаном.

Точно такая же ситуация и с филологами-арабистами. Вне зависимости от их специализации, будь то морфология, или грамматика, или красноречие, или же стилистика, они не могут насытиться Священным Куръаном. Потому что Священный Куръан является чудом арабского языка.

Специалисты-арабисты беспомощны перед Священным Куръаном. Поэтому ученые-филологи, изучающие и исследующие арабский язык, постоянно нуждаются в Священном Куръане в лингвистическом отношении и всегда обращаются к нему и никогда не могут им насытиться.

Вывод таков: какую бы область знания мы ни рассматривали, будь то вероубеждение, наследственное право, логика, тасаввуф (суфизм) или другие науки, все равно ненасыщение ученых этих областей знания Священным Куръаном привело к возникновению отдельных наук, относящихся только к Священному Куръану. Комплекс этих знаний и наук называется улумул Куръан — науки Куръана. Огромное множество ученых посвятили свои умы и жизни улумул Куръану как совокупности многовековых наук. В этой области было написано и пишется несметное количество книг. Улумул Куръан включает в себя ряд таких наук, как илмул кираатилмун насихи вал мансухиилмул маккиййи вал маданиййиилмус сабабин нузулилмур расмилмул мухками вал муташабихи. Естественно, ученые-специалисты этих наук никогда не смогут насытиться Священным Куръаном.

Возьмем, к примеру, историков. На основе Священного Куръана, самого достоверного источника знаний о создании этой Вселенной, приходе человека в этот мир и его развитии, а также других исторических событиях, произошедших в древности, исламские историки написали летопись древнего мира. Недаром они стали ведущими историками своего времени. Впоследствии появились некие группы и отдельные личности, которые по-своему, «на научной основе» пересмотрели историю мира. Они заявили, что составили самую достоверную хронику в мире и подняли по этому поводу шумиху. Они обвинили других, в частности мусульманских историков, в невежестве, в приверженности к мифам. Но по прошествии времени и с развитием науки стало очевидным, что «научность» таких заявлений является не чем иным, как невежеством. Все растаяло подобно льду. Правдой оказались слова мусульманских историков, которые обращались к Куръану. Следовательно, ненасыщение мусульманских историков Куръаном — очевидное дело.

А теперь посмотрим на наших географов. Основываясь на аятах Священного Куръана касательно географических аспектов, воодушевившись ими, они тоже достигли невероятно великих результатов на протяжении истории данной науки.

Если мы скажем, что лишь мусульманские ученые в различных областях знания не могут насытиться Священным Куръаном, то совершим ошибку. Потому что сегодня мы сами становимся свидетелями того, как и немусульманские ученые, обратившиеся к Священному Куръану, не могут насытиться им.

Ученые-историки из числа последователей иных вероисповеданий, сопоставившие историю мира с современной научной историей и с небесными книгами, ниспосланными человечеству, в том числе и с Куръаном, отдали должное Священному Куръану и стали мусульманами.

Видные ученые в области океанографии из числа иноверцев изучили Священный Куръан касательно своей специальности и стали мусульманами. Также медики, эмбриологи, генетики и многие другие тоже не могут насытиться Священным Куръаном. В настоящее время работает международная научная организация под названием «Научные чудеса в Куръане и Сунне». Разве имеющие в ней место диспуты не являются доказательством того, что Куръаном не могут насытиться как мусульманские, так и немусульманские ученые?...

13. «Она — то, что не стареет при многократном повторении...».

Да, единственное в мире, что не устаревает при частом повторении, — это Священный Куръан. Чтецы Куръана (кари) для запоминания каждого священного аята повторяют его тысячи раз и даже после запоминания продолжают читать регулярно. И каждый раз при чтении получают новое наслаждение, испытывают новый восторг, новое удовольствие, новую усладу. То же самое относится и к слушателям Священного Куръана. При каждом повторном слушании священных аятов испытывается новое наслаждение, новое удовольствие. Потому что Священный Куръан не устаревает при повторениях.

В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, говорится:

«Один человек спросил:

— О Посланник Аллаха, какое деяние любимее для Аллаха?

Он сказал:

— Ал-халлу ал-муртахил.

Сказал:

— Что такое ал-халлу ал-муртахил?

Сказал:

— Тот, кто прочитал Куръан целиком и, достигнув конца, снова начать читать с начала».

Да, дорогие, после деяний фард, для приближения к Всевышнему Аллаху самым предпочтительным ибадатом — поклонением — является чтение и изучение Куръана.

Имам Ахмад ибн Ханбал радияллаху анху видел несколько раз во сне Всевышнего Аллаха. Однажды он пожелал еще раз увидеть Его во сне. Так, когда он снова увидел во сне Всевышнего Аллаха, спросил: «О мой Господь, посредством чего Твой раб может стать приближенным к Тебе?». Всевышний Аллах на этот вопрос ответил: «Чтением Моего Слова, о Ахмад!».

«Невзирая на то, поймет он или не поймет смысл, о Господь мой?» — спросил имам Ахмад.

«Невзирая на то, поймет он или не поймет смысл», — сказал Всевышний Аллах.

Таким образом, чем чаще мы будем читать, учить и слушать Слово Всевышнего Аллаха, тем ближе мы будем к Аллаху азза ва джалла. Если даруется такое положение тому, кто читает, не понимая смысла, то можно представить, какое положение ожидает тех, кто читает с разумением.

14. «...чьи чудеса не кончаются».

Да, Священный Куръан представляет собой то единственное, у чего не кончаются чудеса в этом мире. Так и должно быть, ведь это Книга Всевышнего Аллаха, Владыки всех чудес. Большие и малые чудеса Священного Куръана человечество видит уже на протяжении пятнадцати веков, вникает в них, отдает им должное. По мере роста умственного уровня, научного потенциала человек постигает все новые и новые удивительные явления, связанные с Куръаном. Приведем лишь один пример: с появлением электронных вычислительных машин увеличились возможности подсчитать и всесторонне изучить многие явления. Священный Куръан также был введен в такие машины и изучен. В результате было выяснено, что буквы, слова и аяты Священного Куръана — всё-всё имеет свой счет, во всем этом имеется поразительная закономерность. И на основе этого счета, с помощью электронных вычислительных машин, появилась возможность проверять новые отпечатанные экземпляры Куръана и с легкостью находить типографские ошибки, если таковые имелись. В конце концов появилась область знания о чудесах чисел в Куръане, и ученые стали писать книги в данной сфере…

15. «Она — то, о чем джинны сказали сразу же, как только услышали: “Воистину, мы услышали удивительный Куръан, он наставляет на праведный путь”».

Да, Священный Куръан является руководством, ведущим к благоденствию в обоих мирах не только людей, но и джиннов. Раньше джинны поднимались в небеса, скрытно подслушивали там речи ангелов и передавали связанным с ними людям на земле, прибавляя к этому всякую ложь. А связанные с ними люди занимались гаданием, как бы сообщали людям сокровенное, говорили всякое. Это продолжалось долгое время. Но однажды в поднявшихся подслушать небесные вести джиннов полетели огненные обломки звезд. Теперь джинны уже не могли украдкой подслушивать небесные вести. Тогда они стали странствовать по свету в поисках причины такого необычного явления.

Во время таких странствий джинны родом из места Насибин случайно услышали, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам читает Куръан. Они остановились и сказали, что это и есть то, что отгородило их от небесных вестей. А после того как послушали чтение, сказали: «...мы услышали удивительный Куръан, он наставляет на праведный путь». То есть джинны сразу же осознали и удивительность Священного Куръана, и то, что он ведет к спасению. Они немедленно уверовали в Священный Куръан и стали призывать других джиннов тоже уверовать в него и следовать его предписаниям.

Этот поступок джиннов должен стать уроком для нас с вами — для людей. Подобно им мы тоже должны немедля ответить призыву Священного Куръана. Наряду с этим нам следует извлечь также другие назидания из этой великой истины и поразмыслить над ними. В частности, что книга Куръанул Карим — Священный Куръан, который мы с вами изучаем, является божественным руководством не только для всех людей всех времен и мест, но и для всех джиннов. Его почитателей, читающих и изучающих намного больше, чем многие представляют себе. Нам следует гордиться тем, что мы с вами являемся частью этого большинства.

16. «Тот, кто говорит посредством нее, станет правдивцем».

Да, Священный Куръан есть Слово Аллаха, а Всевышний Аллах правдив в Своем Слове. Поэтому, кто говорит Куръаном, тот молвит правду. Кому как не изрекающим Слово Всевышнего Аллаха быть правдивыми!

Да, дорогой читатель тафсира, изучая Слово Аллаха, мы с вами открываем для себя сокровищницу самых совершенных, самых правдивых изречений. Слова, заимствованные из этого божественного руководства и произносимые нами, являются самыми правдивыми. Мы должны стремиться к тому, чтобы все наши слова были словами из Куръана, чтобы мы говорили Куръаном. А в этом нам поможет «Тафсири Хилал».

Дорогой и уважаемый читатель тафсира! Подумайте сами, насколько же мы с вами блаженные рабы Аллаха. Говоря слова Всевышнего Аллаха, мы можем достигнуть счастья быть обладателями самых правдивых слов. Для этого нам достаточно научиться готовому. Те мусульмане, кто не принял Священный Куръан в качестве руководства для себя, не изучает это божественное Слово, не имеют возможности быть верными (садык) своим словам.

А знаете ли вы, насколько велика разница между божественным руководством и тем, что создано как руководство слабосильными рабами? Настолько, насколько велика разница между Всевышним Аллахом и Его немощным рабом. Потому как взятое нами себе в руководство — Слово Всевышнего Аллаха, а то, чего придерживаются иные божьи рабы — плод мысли слабосильного раба.

Да, дорогие, именно поэтому мы должны ценить это наше счастье, неустанно благодарить Того, Кто даровал нам такое благоденствие. Нам надлежит больше изучать маяк нашего блаженства — Священный Куръан и стремиться к тому, чтобы каждое наше слово звучало словом из него.

17. «Тот, кто следует ей, получит награду».

Да, кто последует Священному Куръану, станет внедрять в свою жизнь это благословенное руководство, тот получит награду — аджр. Если пояснить значение слова «аджр» в несколько огрубленной форме, то получится значение «получение платы за выполненную работу». У арабов и сейчас плату за труд называют аджр. Таким образом, следовавший Священному Куръану — как работавший человек получает достойную плату за труд. А аджром — платой за труды ему в этом мире, конечно же, будет спокойная, здоровая, тихая, благополучная и счастливая жизнь. Платой же в последующем мире будут сады Адн. Там он вечно будет пребывать в окружении всевозможных яств, прекрасных гурий, пребывать в высшем положении, упиваясь довольством Аллаха.

Тем же, кто не следовал Священному Куръану, нет никакого аджра — платы — ни в этом, ни в конечном мирах. Какая же плата может ожидать тех, кто следовал сочиненным немощными рабами и приравненным к божественным предписаниям? Никакая. Если кто-то смог найти в этом мире на некоторое время возможность властвовать и давать людям подарки, призы или награды, тем самым он дает кому-то аджр. Но он всего лишь распределяет то, что дал ему Всевышний Аллах во временное пользование. И даже тогда он не поступает по справедливости и бывает, что обкрадывает многих. В день, когда этот человек лишится данных ему на время возможностей, и он сам, и следовавшие его предписаниям, будут посрамлены. В этом мире они будут жить под притеснениями его преемника или нового порядка, а в последующем, конечном мире пребудут под булавами стражей ада — сильных, грубых и беспощадных ангелов.

Есть разница между вознаграждением тех, кто следует Куръану, и обычным вознаграждением за труд. Вознаграждение за труды тех, кто следует другому руководству, помимо Куръана, является мнимым, непостоянным, единовременным, не бесконечным, тленным. Оно не является истинным. Такое вознаграждение не является справедливым, оно сомнительно.

А вознаграждение последователей Священного Куръана настоящее. Потому что их аджр дает им истинный Владелец вознаграждений — Сам Всевышний Аллах. Аджр — награда тех, кто следует Священному Куръану, вознаграждение не единовременное, а постоянное. Потому как эту награду дает Тот, Кто имеет безграничные и бесконечные возможности — Тот, Чье Владычество вечно — Сам Всевышний Аллах. Тем, кто следует Священному Куръану, воздает Всевышний Аллах, обладатель качества Вечного, Властитель как тленного, так и вечного миров.

А раз так, мой дорогой собрат по вере, давайте жить, соблюдая Куръан. А для того чтобы соблюдать Куръан, прежде всего давайте хорошо изучим его. И без промедления будем следовать каждому изученному аяту. И не будем забывать, что наряду с наградой за соблюдение Куръана есть также и грех несоблюдения его и мучение за это. Ибо каждый мусульманин обязан читать Куръан, обучаться ему и соблюдать его. К тому же чтение и изучение Священного Куръана и соблюдение его приносят блага не только тому, кто читает, изучает его и следует ему, но также становятся причиной достижения огромных благ его близкими, родственниками и родителями.

В благородном хадисе, переданном имамом Тирмизи от почтенного Али радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто читает Священный Куръан, запоминает его, считает дозволенное в нем дозволенным, а запретное запретным, Аллах введет его этим в рай и сделает его заступником для десяти родственников, которые непременно должны были войти в ад».

Видите, насколько велико достоинство чтения, изучения, запоминания Священного Куръана, принятие дозволенного им халалом, а запрещенного им харамом и следование ему?

В хадисе, переданном имамом Абу Давудом, сказано так:

«Кто читает Куръан и соблюдает то, что в нем, в Судный день на [головы] его родителей будет надета корона, обладающая большим сиянием, чем сияние солнца, которое существует с вами и освещает лучами дома этого мира. Теперь сами догадывайтесь, что же будет тому самому, кто соблюдал это».

То есть это означает, что если по отношению к родителям человека, который читал Куръан и следовал ему, будет проявлено столько уважения и почета, то можете сами догадываться, насколько велика будет награда ему самому.

Следовательно, мой дорогой собрат, коль мы хотим, чтобы наши добрые и любящие родители, которые стали причиной нашего появления на свет, воспитавшие и вырастившие нас, проявлявшие заботу, были в Судный день перед всеми посажены на бесподобный трон, а на их головы возложены короны, сияющие ярче, чем солнце, и все, увидев, что они удостоились подобного уважения и почестей, стали завидовать им, то давайте читать Куръан и следовать ему. Ну а если мы тоже хотим достигнуть такого положения, то давайте обучать наших дорогих детей Куръану и учить их следовать ему. А если мы хотим достигнуть высокого положения, давайте все будем читать, изучать Куръан и следовать ему. Трудно следовать Священному Куръану, не понимая его значений, и поэтому давайте просить Всевышнего Аллаха, чтобы «Тафсири Хилал» стал нашим помощником в этом деле.

18. «Тот, кто выносит решение посредством нее, поступает справедливо».

Да, лишь при вынесении решений посредством Священного Куръана можно быть справедливым. А тот, кто выносит решения посредством другой меры, помимо Священного Куръана, тот никогда не сможет поступить по справедливости.

Да, Всевышний и Всемогущий Аллах ниспослал Священный Куръан, чтобы посредством него судить в этом мире. Всемогущий Он и Великий, обращаясь к Своему Пророку Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, сказал:

«Воистину, Мы ниспослали тебе Книгу с истиной, чтобы ты судил среди людей»[1].

Да, Священный Куръан является решением Всевышнего Аллаха для Его рабов. А решение Всевышнего Аллаха всегда справедливое. Именно поэтому при вынесении решений только посредством Куръана принимается справедливое решение.

А для того чтобы выносить решения посредством Куръана, необходимо старательно и искренне, с верой учить и изучать его. Давайте основательно изучим это божественное предписание и договоримся тщательно следовать ему, выносить решения по нему.

19. «Тот, кто призывает посредством нее, тот наставляется на правильный (прямой) путь».

Да, кто желает призывать людей к сиротул мустакийм — самому правильному пути, тот должен призывать к Священному Куръану. Нет никакого проку в призыве к чему-то другому, помимо Священного Куръана. Потому что ни в чем другом нет прямого пути — сиротул мустакийма. Ибо раз все другое было сочинено теми, кто вышел из земли, то и их произведения являются земными. Слова же того, кто вышел из земли, не имеют воздействия дальше его самого. Вышедшее из земли тянет вниз, к земле.

А Священный Куръан Всевышний Аллах ниспослал в качестве сиротул мустакийма — правильного пути сквозь семь небес. Ниспосланное с такого высшего уровня вобрало в себя не только праведный путь земли, но и всех миров. Именно ниспосланное с такого высшего уровня возвысит до самых высших положений тех, кто уверовал в него и соблюдал его.

Именно поэтому давайте надеяться, что мы будем наставлены на прямой путь, и давайте призывать себя, наших детей, членов семьи, родных и близких, друзей и знакомых, живущих рядом с нами и весь мир к Священному Куръану.

Несомненно, этот призыв не будет легким. Потому что нынешние люди не ведают об истине Куръана, о его справедливости и о сущности его предписаний. Их непорочную природу при рождении загрязнили всякие невежественные учения, всякие «-измы», всякие модели и другие подобные им преходящие мировоззрения, адаптированные под этот суетный мир. Мы все жили и продолжаем жить в период длительного безбожия, несправедливости, притеснений, жестокости и безграмотности относительно Ислама. И, возможно, все, что мы говорили до этого о Священном Куръане, кому-то может показаться фантазией, мифом прошлого, устаревшим наследием и пустыми словами, не соответствующими жизненным реалиям. Этому есть и своя причина. Ведь все учения, всякие «-измы», разные модели и системы, в которые верят современные люди, на деле оказываются иллюзией, выдумкой группы ненадежных и захмелевших, сочиненной в клубах выпущенного ими табачного дыма. Постепенно выясняется, что все эти сочинения давно устарели или являются словами, не соответствующими реальности.

Но истина, справедливость и положения Куръана, к которому мы с вами хотим призвать людей, не пустословие, а очевидная истина, не сказки прошлого, а мудрое слово Властителя прошлого и настоящего — Всевышнего Аллаха, божественное руководство, не стареющее со временем, утвердившееся в реалиях жизни как абсолютно справедливое положение.

 

 

«Тафсир Хилал»,

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

 

 



[1] Сура «Ниса», аят 105.

 

 

 

Самое читаемое

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Ислам на Дальнем...

Одной из наиболее многочисленных религиозных...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...