[аяты 261-262]
В предыдущих аятах излагались правила исламского представления и говорилось о том, как укреплять их. Теперь же последует изложениесоциальных и экономических правил и, таким образом, речь пойдет овыполнении одного этапа всецелого вхождения в Ислам. Следующие аятыначинаются с пояснений о расходовании имущества на пути Аллаха, опожертвованиях.
261. Пример тех, которые расходуют свое имущество напути Аллаха, подобен примеру зерна, что вырастило семьколосьев, в каждом колосе — сто зерен. И Аллахувеличивает, кому пожелает. И Аллах — Всеобъемлющий, Знающий.
Экономический вопрос в каждом обществе занимает важное место. Ив Исламе этому вопросу уделяется особое внимание. Для того чтобыв каждом обществе царило социальное равенство, состоятельныелюди должны оказывать материальную помощь своим собратьям, которые испытывают нужду. С этой точки зрения в Исламе, помимотаких предписанных фардом или ваджибом имущественныхибадатов, как закáт и садакатул фитр, обладающие возможностями и состоянием люди также настоятельно призываются кдобровольным пожертвованиям. О том, насколько большуюважность имеет это дело, можно узнать и по тому, что в СвященномКуръане оно называется «расходованием имущества на путиАллаха».
«Пример тех, которые расходуют свое имущество на путиАллаха, подобен примеру зерна, что вырастило семьколосьев, в каждом колосе — сто зерен».
Стало быть, человек, оказавший бедняку материальную помощь илипотративший деньги на благо общества, считается расходующимимущество на пути Аллаха.
В аяте удивительным образом восхваляется польза от расходованиясредств на пути Аллаха. Внешне кажется, что имущество людей, совершивших благотворительность, уменьшается. На самом же деле, это похоже на зерно, посаженное в землю и пожертвовавшеесобой. Подобно тому, как это зерно впоследствии произрастает иумножается, пожертвованное имущество также увеличивается внесколько раз. Аллах Сам умножает его. Цель приведения примерао зерне заключается в том, чтобы сделать ударение на увеличении в семьсот раз той одной милостыни, что была расходована на путиАллаха. Однако и это не крайний предел: «И Аллах увеличивает, кому пожелает».
Стало быть, даже то, что награда за расходование на пути Аллаха одной вещи из имущества умножается в семьсот раз, не является конечным пределом. Если Всевышний Аллах пожелает, то Онувеличит из семисот еще больше в несколько раз. Потому что:
«И Аллах — Всеобъемлющий, Знающий».
Он Сам знает, кому и сколько давать из имущества, которое Он Самобъемлет.
В следующем аяте речь пойдет о приличиях и условияхрасходования имущества на пути Аллаха.
262. Те, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха, потом не сопровождают то, что расходовали, попреком иобидой, им — их вознаграждение у их Господа. И нет страхана них, и они не опечалятся.
Для получения полноценного саваба за расходованное на путиАллаха имущество существует свое условие, а именно, расходующийимущество не должен попрекать этим и причинять обиды тем, кто берет это.
Попрекание является скверной привычкой и оставляет в душе другого человека глубокую рану. Человек, который попрекает тем, что он дал, преследует цель проявить высокомерие, пренебрежениедругими, показать себя и обрести почет среди людей. Посредством попрекания расходующий имущество человек причиняет боль и обиду тому, кто берет это имущество; подрывает его авторитет среди людей, принижает человеческое достоинство. Тогда как цельпризыва к расходованию имущества и совершению пожертвований вИсламе состоит в том, чтобы ободрить бедных, обрадовать их, датьпочувствовать, что их богатые собратья уважают их. Поэтому-то ваяте и говорится: «Те, которые расходуют свое имущество напути Аллаха, потом не сопровождают то, что расходовали, попреком и обидой, им — их вознаграждение у их Господа».
Люди, которые при жизни расходовали свое имущество на путиАллаха, могут не бояться своего будущего:
«И нет страха на них, и они не опечалятся».
Для них нет никакой опасности: нет страха бедности, зависти, опасения быть обманутыми и нет страха Судного дня.
А еще они нисколько не будут опечалены за то, что расходовалисвое имущество на пути Аллаха.