[аяты 277-279]
В следующем аяте, в противоположность состояниюростовщиков, дается описание правоверных мусульман ипрекрасный вид их благих деяний:
277. Поистине, те, которые уверовали и творилиправедные деяния, и безупречно совершали намаз и давализакáт, им — их вознаграждение у своего Господа, и нетстраха на них, и они не опечалятся.
Люди, которые обладают настоящим ийманом, всегдасовершают благие дела, в частности, исполняют намазсвоевременно и надлежащим образом. А с материальной точкизрения они дают закáт. Если ростовщики запретным, харамнымспособом присваивают средства людей, что те зарабатывают в потелица, то правоверные выделяют закáт из своего имущества, заработанного честным трудом в поте лица, и отдают людям простотак, безвозмездно. Они не надеются, что получат это обратно илиполучат что-то другое взамен. Их единственная надежда вобещании:
«Поистине, те, которые уверовали и творили праведныедеяния, и безупречно совершали намаз и давали закáт, им — их вознаграждение у своего Господа».
Они в обоих мирах будут в безопасности и благоденствии. Потому что «...нет страха на них, и они не опечалятся».
В следующих аятах правоверные призываются к отказу от рибаи им напоминаются последствия употребления риба:
278. О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьтето, что осталось от риба, если вы — верующие.
По этому аяту просматривается, что Всевышний Аллах приискоренении такого неприятного, недозволенного зла, как риба, подобно другим ситуациям, прежде всего, уделяет особое вниманиеморально-духовному воспитанию мусульман.
И вновь используется любимый мусульманами призыв: «О вы, которые уверовали!». Вслед за этим, говоря: «Бойтесь Аллаха иоставьте то, что осталось от риба, если вы — верующие», призываетк богобоязненности и повелевает отказаться даже от остатков риба. И в конце, говоря, «если вы — верующие», вновь упоминает оважном обстоятельстве — наличии иймана.
В Исламе самым действенным способом управления является невоздействие через внешние силы, а превращение сердца каждогочеловека в его собственного наблюдателя. Если при атеистическомстрое пытаются управлять людьми посредством увеличения числаполицейских, соглядатаев и солдат, то в Исламе наличествуетстремление к усилению в сердцах людей чувства богобоязненности. Совесть каждого человека становится его собственной стражей.
В данном священном аяте Всевышний Аллах отвращаетмусульман не только от самой риба, но даже и от ее последков, остатков. Чтобы особо подчеркнуть это значение, в следующем аятеВсевышний Аллах откровенно излагает самую суть вопроса.
279. Если же не сделаете, так услышьте (знайте) о войне состороны Аллаха и Его посланника. И если вы покаялись(обратились), то вам — ваш первоначальный капитал. Небудете творить несправедливость, и с вами не поступятнесправедливо.
То есть если в своих экономических отношениях вы не уберетериба и не откажетесь от ее остатков, Аллах и Его Посланникобъявят против вас ожесточенную войну. Если же покаетесь иоткажетесь от ростовщичества, то получите обратно свои вложенныеденежные средства, и тогда вы не совершите зулма — несправедливости в отношении кого-либо путем ростовщичества, ив отношении вас не будет учинена несправедливость.
Как передают Ибн Хиббан и другие мухаддисы от Зайда ибнАслама, во времена джахилии между племенами Бани Сакиф и Баниал-Мугийра существовали взаимоотношения на основе риба. Послепринятия Ислама племя Бани Сакиф попросило Бани ал-Мугийраболее не брать с них риба. Посоветовавшись между собой, Бани ал-Мугийра сказали, что они не возьмут риба со сделок, заключенныхв период Ислама, но будут брать с тех, которые были до этого. Когда являвшийся в то время главой Священной Мекки Итбан ибнУсайд радияллаху анху написал об этом Пророку алайхиссалатувассалам, то были ниспосланы аяты:
«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьтето, что осталось от риба, если вы — верующие. Если же несделаете, так услышьте (знайте) о войне со стороны Аллаха иЕго посланника…»
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сообщил обэтом Итбану ибн Усайду радияллаху анху и приказал ему сразитьсяпротив племени Бани ал-Мугийра, если они не прекратятростовщичество. Когда эта весть дошла, племя Бани ал-Мугийрасказало: «Каемся и оставляем остатки риба».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам во время своейхутбы в день фатха Священной Мекки объявил о том, что отменяетвсе сделки с риба со времен джахилии, и что первым он снимает сплеч должников бремя риба своего дяди (по отцу) Аббаса ибнАбдулмутталиба радияллаху анху.