Понедельник Мухаррам 11 1447 | Понедельник июля 07 2025

Тема первая: слабые хадисы.

 

Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах.

 

Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдви жения обвинений против передатчика.

 

Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым

1. Определение

Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость пе редатчика которого нельзя считать наиболее вероятной.

 

Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в раз деле о достоверных хадисах.

 

2.  Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости

Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множест во групп,[1]давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием“слабые” (да‘иф).

 

Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам:

 

а)  Пропуск в иснаде.

 

б)  Отвод передатчика.

 

Обе этих основных причины в свою очередь подразделяют ся на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Все вышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как“слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений.

 

ТЕМА ПЕРВАЯ 

“Слабые” الضَّعِيْف сообщения

1. Определение

а)  Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова.

 

б)  В качестве термина слово “слабый” служит для обозна чения такого сообщения, которое не может считаться хоро шим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимо му условию.

 

2. Различия по степени слабости

Подобно достоверным хадисам слабые хадисы различаются по степени слабости передатчиков. Среди них есть просто слабые, очень слабые, неудовлетворительные (вахи) и пори цаемые (мункар), наихудшим же из видов слабых сообщений являются подложные (мауду`).

 

3.  Пример

Примером слабого хадиса может служить хадис, передавае мый ат-Тирмизи со слов Хакима аль-Асрама, сообщавшего, что он слышал, как Абу Тамима аль-Худжайми передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

]مَنْ أَتَى حَائِضًا أَوْ امْرَأَةً فِي دُبُرِهَا أَوْ كَاهِنًا فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّدٍ [

 

 

«Не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду, совер шивший половое сношение с женщиной, у которой начались месячные, или совершивший половое сношение с женщиной через задний проход, или посетивший прорицателя». Передав этот хадис, ат-Тирмизи пишет: «Нам неизвестно, чтобы этот ха дис передавал кто-нибудь еще, кроме Хакима аль-Асрама, ссы лавшегося на Абу Тамиму аль-Худжайми, который ссылался на Абу Хурайру». Далее он пишет: «Мухаммад[2] назвал этот хадис слабым с точки зрения его иснада».[3]

 

К сказанному я добавлю, что причиной этого является на личие в его иснаде имени Хакима аль-Асрама, которого улемы называют слабым. Так, например, в “Такриб ат-тахзиб” хафиз Ибн Хаджар пишет: «Он отличается слабостью».

 

4. Суждение о передаче такого сообщения

Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам.

 

а)  Они не должны иметь отношения к догматам веры, на пример к атрибутам Аллаха Всевышнего.

 

б)  В них не должны содержаться разъяснения установлений шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному.

 

Это значит, что их можно приводить в наставлениях с це лью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль.[4]

 

Необходимо помнить о том, что если ты приводишь подоб ные сообщения без иснадов, не следует говорить: «Так сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», а говорить необходимо только так: «Сообщается о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то-то и то-то», или: «Дошло до нас о нем то-то и то-то», или что-то подобное, чтобы не получилось так, будто ты утверждаешь, что это исходит от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тебе известно, что данный хадис является слабым.

 

5.  Суждение о практическом применении подобных хадисов

Мнения улемов относительно практического применения слабых хадисов расходятся. В основном они считают жела тельным практическое применение только таких сообщений, которые касаются совершаемых людьми добровольно достой ных дел. При этом должны быть соблюдены три условия, о чем хафиз Ибн Хаджар[5] сказал так :

 

а)  Хадис должен быть не очень слабым.

 

б)  Хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии.

 

в)  Человек должен применять то, о чем говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности.[6]

 

6.  Наиболее известные сочинения, в которых встречается много слабых хадисов

а) Книги, в которых говорится о слабых передатчиках: в пример можно привести “Китаб ад-ду‘афа” Ибн Хиббана и “Китаб мизан аль-и‘тидаль” аз-Захаби, в которых приводятся примеры хадисов, относимых к числу слабых по той причине, что они передавались слабыми передатчиками.

 

б) Сборники, включающие в себя различные виды слабых хадисов, примером чего могут служить: “Китаб аль-марасиль” Абу Дауда и “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни.

 

ТЕМА ВТОРАЯ 

Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде

1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде?

Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи пе редатчиков иснада, когда кто-либо из передатчиков намерен но или не намеренно опускает имя одного или нескольких пе редатчиков в начале, конце или середине иснада, что носит явный или скрытый характер.

 

2. Виды пропуска

В зависимости от того, явный или скрытый характер носит пропуск в иснаде, различаются два вида пропусков:

 

а)  Явный пропуск: Пропуски такого рода известны как има мам, так и всем прочим людям, занимающимся изучением ха дисов. О существовании такого пропуска становится известно ввиду того, что передатчик не встречался со своим шейхом ли бо потому, что не застал его в живых, либо потому, что он просто не встречался с ним, хотя они и являлись современни ками, а это значит, что у него не было от него ни “иджазы”,[7] ни “виджады”.[8] Вот почему исследователю иснадов необходи мо знать биографии передатчиков хадисов, включающие даты их рождения, смерти и данные о том, когда именно они зани мались поисками хадисов, когда находились в пути, а также разные другие сведения.

 

Знатоки хадисов использовали для обозначения явных про пусков четыре названия, выбор которых определялся местом пропуска или количеством пропущенных имен передатчиков. Имеются в виду нижеследующие названия:

 

1.  المُعَلَّق Му‘алляк.

 

2.  المُرْسَل Мурсаль.

 

3.  المُعْضًلْ Му‘даль.

 

4.  المُنْقَطِعْ Мункати‘.

 

б)  Скрытый пропуск: Пропуски такого рода замечают толь ко искусные имамы, осведомленные о путях передачи хадисов и недостатках иснадов. Для их обозначения используются два названия:

 

1.  المُدَلَّس Мудалляс.

 

2.  المُرْسَل الخَفِيُّ Мурсаль хафи.

 

Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследо вание каждого из вышеупомянутых названий.

 

Му‘алляк

1.  Определение

а)  Слово “му‘алляк” (подвешенный) является причастием страдательного залога от глагола “‘алляка” (подвешивать что-то к чему-либо). Иснады этого вида стали называть “под вешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, что делает их похо жими на нечто подвешиваемое к потолку или к чему-нибудь еще.

 

б)  В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков.

 

2.  Виды таких хадисов

а)  К числу их относятся хадисы, иснады которых пропуще ны полностью, после чего там может быть сказано следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то и то-то».

 

б)  К числу их относятся и такие хадисы, в иснадах которых пропущены имена всех передатчиков, кроме имени сподвиж ника или же имен сподвижника и последователя.[9]

 

3.  Пример:

Примером такого хадиса может служить сообщение, приво димое аль-Бухари во введении к “Главе, в которой упоминает ся о бедре”, где сказано:

 

– Абу Муса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл свои колени, когда к нему вошел ‘Усман  »[10]

 

Этот хадис является “подвешенным”, поскольку аль-Бухари опустил весь его иснад за исключением имени сподвижника, которым является Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.

 

4.  Суждение о таком хадисе

“Подвешенный” хадис является отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет одному из условий приемлемости, а именно – непрерывности иснада, так как в нем опущено имя одного или более передатчиков, и нам ничего не известно о нем или о них.

 

5.  Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима

Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергае мым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если“подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, на пример в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распро страняется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Ха джар, собравший эти сообщения в своем труде“Таглик ат-та‘лик”.

 

 

Мурсаль

1. Определение

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола“арсаля” (отпускать). Таким образом, от пускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком.

 

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск.[11]

 

2. Форма такого хадиса

В таком хадисе приводятся слова последователя независи мо от того, мал он был или стар: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то», или: «…сделал то-то», - или: «В его присутствии было сделано то-то». Мухаддисы называют хадис “мурсаль”, если он имеет такую форму.

 

3. Пример

В пример можно привести один из хадисов, приводимых в «Книге торговых сделок» «Сахиха» Муслима, где сказано:

 

– Передал мне Мухаммад бин Рафи‘, сказавший: передал нам Худжайн, сказавший: передал нам аль-Ляйс, слышавший от ‘Укайля, слышавший от Ибн Шихаба, слышавшего от Са‘ида бин аль-Мусаййаба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал (то, что называется)“музабана”.[12]

 

Са‘ид бин аль-Мусаййаб был одним из выдающихся после дователей. Он передавал этот хадис, в котором содержится сообщение о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не упоминая имени то го, кто являлся связующим звеном между ним и пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, в иснаде этого хадиса опущена его за ключительная часть, иначе говоря имя того, кто упоминается до последователя. Это является наименьшей потерей, но быва ет и так, что наряду с этим опущено, например, и имя после дователя.

 

4. Какие хадисы факихи и знатоки основ религии относят к разряду “мурсаль”?

Хадисы, форма которых соответствует упомянутой нами, мухаддисы относят к разряду “мурсаль”, что же касается фа кихов и знатоков основ религии, то их подход к этому являет ся более общим. Так, например, любой хадис, в иснаде кото рого не упоминается один или несколько передатчиков, не следующих друг за другом,[13] они относят к разряду хадисов “мурсаль”, и такого же мнения придерживаются последовате ли аль-Хатиба.

 

5. Суждение о таком хадисе

В основе своей хадис категории “мурсаль” является слабым и отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет такому не обходимому условию приемлемости, как непрерывность исна да. Кроме того, ничего не известно о том передатчике, имя ко торого опущено, а это значит, что он может и не являться спо движником, а это значит, что в подобном случае хадис может оказаться слабым.

 

Однако ни лучшие мухаддисы, ни другие улемы не были едины во мнении относительно суждения о хадисах категории “мурсаль” и использовании их в качестве аргументов, посколь ку подобный вид разрыва в цепи передатчиков отличается от любого другого. Имеется в виду, что в основном в таких хади сах выпадает имя сподвижника, но все сподвижники отлича лись справедливостью, и незнание их имен не может причи нить никакого вреда.

 

В бльшинстве случаев высказывания улемов о хадисах кате гории “мурсаль”относятся к одной из трех нижеследующих групп:

 

а) Слабыми и отвергаемыми считает такие хадисы большая часть мухаддисов, а также многие знатоки основ религии и факихи, выдвигающие в качестве довода отсутствие сведений о положении того передатчика, имя которого в иснаде опуще но, так как существует вероятность того, что он сподвижником не являлся.

 

б) Достоверными и пригодными для использования в каче стве аргументовсчитают такие хадисы имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад. Их мнение разделяет и целая группа улемов при том условии, что все передатчики такого хадиса были дос тойны доверия и передавали хадисы только со слов достойных доверия лиц. Они обосновывали свою точку зрения тем, что последователи заслуживают доверия, и любой из них мог ска зать: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», лишь в том слу чае, если он слышал об этом от достойного доверия человека.

 

в) Его можно считать приемлемым в случае соблюдения определенных условий. Иначе говоря, при соблюдении этих условий такой хадис является достоверным, как считают имам аш-Шафи‘и и некоторые улемы.

 

Речь идет о соблюдении четырех условий, три из которых касаются передатчика, а одно – самого такого хадиса:

 

1. Передатчик должен относиться к числу крупнейших по следователей.

 

2. Называя тех людей, со слов которых он передавал ха дисы, он должен называть достойных доверия.

 

3. Если такого же мнения придерживаются и другие достойные доверия хафизы, он не должен противоречить им

 

4. Помимо вышеперечисленных трех условий такой хадис должен удовлетворять также и одному из нижеупомянутых:

 

а) Этот хадис должен передаваться и другим путем, но с указанием имен всех передатчиков.

 

б) Или же он должен передаваться также без указания имени сподвижника другим путем таким человеком, который воспринял знание не от тех людей, которые упоминаются в ис наде первого хадиса.

 

в) Или же по смыслу он должен соответствовать словам сподвижника.

 

г) Или же большинство улемов должно высказываться со образно смыслу этого хадиса.[14]

 

Если вышеупомянутые условия соблюдены, становится яс но, что иснад такого хадиса и все то, что его усиливает, явля ется достоверным, и если какое-нибудь достоверное сообще ние передается одним путем и противоречит этому, мы можем отдать предпочтение первому, по той причине, что оно пере дается многими путями, если объединить их между собой труд но.

 

6. Хадис категории “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника

Здесь имеется в виду сообщение сподвижника, передавше го слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если сам он не слышал или не видел этого по той причине, что был слишком мал, или принял ислам слишком поздно[15], или отсутствовал. К данному виду относятся многочисленные хадисы таких малолетних сподвижников как Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и других, да бу дет доволен ими Аллах.

 

7. Суждение о хадисе “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника

Правильное и распространенное мнение, которого придер живается большинство улемов, состоит в том, что эти хадисы являются достоверными и могут быть использованы в качестве аргументов, поскольку случаи передачи хадисов сподвижника ми со слов последователей редки. Если они передавали хади сы с их слов, то поясняли это, если же они не приводили пояс нений и говорили: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», это значит, что они слышали это сообщение от другого сподвиж ника, а раньше мы уже отмечали, что отсутствие имени спод вижника не приносит вреда.

 

8. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “мурсаль”:

а) “Марасиль” Абу Дауда.

 

б) “Марасиль” Ибн Абу Хатима.

 

в) “Джами‘ ат-тахсиль ли-ахкам аль-марасиль” аль-`Аля`и.[16]

 

 

Му‘даль

1. Определение

а) Слово “му‘даль” является причастием страдательного за лога от глагола“а‘даля” (утомлять).

 

б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд.

 

2. Пример

В пример можно привести хадис, который аль-Хаким при водит в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”:

 

Аль-Ка‘наби передал слова Малика, сообщившего, что до него дошло, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

 

[ للمَمْلوكِ طعامُهُ وكِسْوَتُهُ بالمَعْروفِ ]

 

 

 

“Невольника (следует обеспечивать) едой и одеждой согласно обычаю, не заставляя его делать то, что ему не по силам”». Аль-Хаким сказал: «Этот хадис относится к категории “му‘даль” по мнению Малика, который назвал его таковым в “Аль-Муватта”».[17]

 

Этот хадис относится к категории “му‘даль” по той причи не, что в его иснаде между Маликом и Абу Хурайрой отсутст вуют имена двух следующих один за другим передатчиков, о чем нам известно из той версии этого хадиса, которая в “Аль-Муватта” не приводится и в которой сказано: « … слова Мали ка, передавшего со слов Мухаммада бин ‘Аджлана, передав шего со слов его отца, что Абу Хурайра сказал…»[18]

 

3. Суждение о таком хадисе

Хадисы, относящиеся к категории “му‘даль” являются слабыми, так как в их иснадах есть много пропусков.

 

4. Сочинения, в которых встречается много хадисов категории “му‘даль”

Ас-Суйути сказал[19]: «Хадисы, относящиеся к категориям “му‘даль”,“мункати‘” и “мурсаль”, часто встречаются в ниже следующих сочинениях:

 

а) “Китаб ас-сунан” Са‘ида бин Мансура.

 

б) В сочинениях Ибн Абу-д-Дунйа».

 

 

Мункати‘

1. Определение

а) Слово “мункати‘” является причастием действительного залога от глагола“инката‘а” (быть прерванным).

 

2. Объяснение определения

б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, иснад которого имеет разрыв любого рода.

 

Имеется в виду любой иснад, имеющий разрыв в любом месте, будь то начало, конец или середина. Таким образом, к этой категории относятся хадисы, относящиеся к категориям “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, однако специалисты по терминологии хадисов более позднего времени выделили ха дисы категории “мункати‘”, поскольку по форме они не соот ветствуют трем вышеупомянутым категориям, и в основном так же подходили к этому знатоки прошлого. Вот почему ан-Навави сказал: «Это чаще всего используется при передаче слов сподвижника людьми, жившими позже последователей, например, в тех случаях, когда Малик передает сообщение со слов Ибн Умара».[20]

 

3. Пример

Примером может служить хадис, передаваемый Абд ар-Раз заком, слышавшим от ас-Саури, слышавшим от Абу Исхака, слышавшим от Зайда бин Йусай‘а, слышавшего от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, следующее[21]: «Если вы вручите (власть) Абу Бакру, то (знайте, что) он является сильным и на дежным (человеком)».[22]

 

В середине иснада этого хадиса опущено имя передатчика, а именно – Шарика, который должен был быть упомянут меж ду ас-Саури и Абу Исхаком, поскольку ас-Саури не слышал его от Абу Исхака непосредственно, но слышал его от Шари ка, слышавшего его от Абу Исхака.

 

Хадис с разрывом такого типа не соответствует категориям хадисов категорий“мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, и поэто му его относят к категории“мункати‘”.

 

4. Суждение о таком хадисе

По общему мнению улемов хадисы, относящиеся к катего рии “мункати‘”, являются слабыми, поскольку ничего не из вестно о том передатчике, имя которого в иснаде такого хади са опущено.

 

 

Мудалляс

1. Определение слова “тадлис” (утаивание)

а) Слово “мудалляс” является причастием страдательного залога от глагола“далляса”, что означает “утаивать недос таток товара от покупателя”.

 

б) В качестве термина слово “тадлис”[23] служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой.

 

2. Виды подтасовки

Есть два основных вида подтасовки: подтасовка имен пере датчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имен шей хов.

 

3. Подтасовка иснада

а) Определение: о подтасовке иснада говорят в том слу чае, когда передатчик передает со слов того, кого он слушал, то, чего он не слышал, не упоминая о том, что он слышал это от того, от кого он слышал это на самом деле.[24]

 

б) Объяснение определения. Такое определение подтасов ки имен передатчиков, упомянутых в иснаде, подразумевает собой, что передатчик передает то или иное сообщение со слов шейха, от которого он слышал несколько хадисов, однако данный хадис, имена передатчиков которого были подтасова ны этим передатчиком, он от него не слышал, но слышал его от другого шейха, ссылавшегося на его шейха. При этом имя этого другого шейха не упоминается, а передатчик передает с его слов те фразы, которые он мог услышать, например, «он сказал» или «со слов». Передатчик делает это, желая внушить другим, что он слышал это непосредственно от него. Вместе с тем передатчик открыто не заявляет о том, что он слышал от него этот хадис, и не говорит: «Я слышал» или: «Он передал мне», чтобы вследствие этого не стать лжецом. Бывает и так, что передатчик намеренно не приводит имя одного или не скольких других передатчиков.

 

в) Пример:

 

Примером может служить приводимый аль-Хакимом хадис,[25] иснад которого доходит до имени Али бин Хашрама, который сказал:

 

– Ибн Уйаййна сказал нам: «Со слов аз-Зухри.» Его спроси ли: «Ты слышал его от аз-Зухри?» Он сказал: «Нет, ни от него, ни от того, кто слышал его от аз-Зухри. Это передал мне Абд ар-Раззак, слышавший от Ма‘мара, слышавшего от аз-Зухри».

 

В данном случае Ибн Уйаййна опускает имена двоих пере датчиков, отделяющих его от аз-Зухри.

 

4. Подтасовка с целью выравнивания

По сути дела такая подтасовка является одним из видов подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде.

 

а) Определение. В данном случае речь идет о передаче ха диса передатчиком со слов его шейха, после чего передатчик убирает имя другого слабого передатчика, находящееся между именами двух достойных доверия передатчиков, которые встре чались друг с другом. Иначе говоря, имеется в виду такой слу чай, когда передатчик передает хадис со слов достойного до верия шейха, слышавшего его от слабого передатчика, кото рый слышал его от достойного доверия лица, и два этих дос тойных доверия передатчика могли встречаться друг с другом. Человек, прибегающий к подтасовке и слышавший данный ха дис от первого достойного доверия передатчика, убирает из иснада имя слабого передатчика, придавая иснаду такой вид, будто он слышал его от достойного доверия шейха, который слышал его от другого достойного доверия лица. С этой целью такой передатчик использует не вполне ясные фразы,[26]вырав нивая иснад, в результате чего получается, что все его пере датчики достойны доверия..

 

Этот вид подтасовки является наихудшим, поскольку может быть так, что первый из достойных доверия передатчиков под тасовкой не занимался, но после выравнивания человек, кото рый станет знакомиться с иснадом, увидит, что один достой ный доверия передатчик передал его от другого достойного доверия, решит, что он является достоверным, и это введет его в опасное заблуждение.

 

б) Пример:

 

Примером может служить хадис, приводимый Ибн Абу Ха тимом в “Аль-‘Иляль”. Он говорит: «Я слышал от своего от ца…», после чего приводит хадис, который Исхак бин Раха вийа приводит со слов Бакыйа, сказавшего: Передал мне Абу Вахб аль-Асади, слышавший от Нафи‘а, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, хадис, в котором сказано: «Не хвалите ислам человека, пока не узнаете, в чем суть его воззрений». Далее он говорит:

 

– Мой отец сказал: «Мало найдется таких, кто сможет разо браться в этом хадисе, так как достойный доверия Убайдуллах бин Амр передал его со слов слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва, передавшего его со слов достойного доверия На фи‘а, передавшего его со слов Ибн Умара, передавшего то, что он слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Убайдуллах бин Амр был известен по своей кунье Абу Вахб и своей нисбе Асади. По этой кунье его называл Бакыйа, связавший его происхождение с племенем бану асад, чтобы его не узнали. Смысл этого со стоял в том, чтобы никто не понял, в чем дело, в случае исклю чения из иснада слабого передатчика Исхака бин Абу Фар ва».[27]

 

5. Подтасовка имен шейхов

а) Определение: Имеется в виду такой случай, когда пере датчик передает со слов шейха хадис, который он от него слы шал, но при этом называет этого шейха таким именем, или куньей, или нисбой, или описывает его с помощью того, что является неизвестным для других, чтобы его никто не узнал.[28]

 

б) Примером могут послужить слова одного из имамов чте цов Корана Абу Бакра бин Муджахида, который сказал: «Пе редал нам Абдуллах бин Абу Абдуллах…» - имея в виду Абу Бакра бин Абу Дауда ас-Сиджистани.

 

6. Суждение о подтасовке

а) Подтасовка имен передатчиков является весьма порица емым делом, которое осуждало большинство улемов. К числу тех, кто высказывал порицание этому особенно резко и часто, относился Шу‘ба. Так, например, он сказал: «Подтасовка – брат лжи».

 

б) Подтасовка с целью выравнивания является еще более отвратительным, чем просто подтасовка, а аль-Ираки даже сказал: «Подобное порочит того, кто занимался этим намерен но».

 

в) Что касается подтасовки имен шейхов, то оно является менее отвратительным, чем подтасовка имен передатчиков, поскольку в подобных случаях утаивающий никого не исклю чает из иснада, нежелательность же этого объясняется тем, что из иснада выпадает общеизвестное имя одного из передатчи ков данного хадиса, а для слушателя усложняется процесс вы яснения этого имени. Степень нежелательности такой подтасовки определяется тем, какую цель преследует тот, кто прибегает к подобным методам.

 

7. Что побуждало передатчиков к подтасовке

а) Ниже перечислены четыре причины, побуждавшие пере датчиков к подтасовке имен шейхов.

 

1. Слабость шейха или то обстоятельство, что он не поль зовался доверием.

 

2. Недавняя смерть шейха и то обстоятельство, что наря ду с данным передатчиком его слушали и те люди, которые бы ли моложе передатчика и ниже его по своему положению.

 

3. Возраст шейха, если оказывалось, что он младше того, кто передавал хадис с его слов.

 

4. Множество передаваемых с его слов хадисов, когда пе редатчику не нравится, что имя шейха везде упоминается толь ко в одной форме.

 

б) Насчитывается пять причин, побуждавших передатчиков к подтасовке имен передатчиков:

 

1. Внушение другим мысли о высоте иснада.

 

2. Пропуск части хадиса, передаваемого со слов такого шейха, от которого передатчик слышал много хадисов.

 

3, 4, 5. Три первых причины, перечисленные в том пунк те, где речь идет о подтасовке имен шейхов.

 

8. Есть три причины, в силу которых занимающийся подтасовкой достоин порицания. Ими являются:

а) Создание передатчиком ложного впечатления о том, что он слышал хадисы от тех, кого на самом деле не слушал.

 

б) Отказ от исследования и предпочтение того, что являет ся только возможным.

 

в) Его знание о том, что, если бы он упомянул того, сведе ния о ком он подтасовал, другие были бы недовольны.[29]

 

9. Суждение о передаче занимающегося подтасовкой

Мнения улемов о том, можно ли принимать хадисы, пере данные тем, кто занимался подтасовкой, расходятся. Наиболь шее распространение получили две точки зрения.

 

а) Такой хадис является абсолютно неприемлемым, по скольку сам факт подтасовки требует отвода.

 

б) Такой хадис требует дифференцированного подхода.

 

1. Если передатчик открыто заявляет о том, что он слы шал то или иное сообщение, его передача принимается. Это значит, что если он скажет: «Я слышал…» – или нечто подоб ное, его хадис следует принять.

 

2. Если же передатчик не делает открытого заявления о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача не принимается. Это значит, что если он скажет: «Со слов…» – или нечто подобное, его хадис принимать не следует.[30]

 

10. Как распознать подтасовку?

Есть два признака подтасовки:

 

а) Заявление об этом самого передатчика, занимавшегося подтасовкой, например в том случае, когда его об этом спра шивают, как было это с Ибн Уйаййной.

 

б) Сообщение об этом одного из сведущих имамов, кото рый основывался на знании, полученном с помощью исследо вания и изучения.

 

11. Наиболее известные сочинения о подтасовках и тех, кто занимался подобными вещами

Таких сообщений известно множество, а к числу наиболее известных относятся следующие:

 

а) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” аль-Хатиба аль-Багдади.[31]

 

б) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” Бурхан ад-дина бин аль-Халяби (это сочинение опубликовано).

 

в) “Та‘риф ахль ат-такдис би-маратиб аль-маусуфина би-т-тад лис” хафиза Ибн Хаджара (это сочинение тоже опубликовано).

 

 

Мурсаль хафи

1. Определение

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного за лога от глагола“арсаля” (отпускать). Таким образом, отпус кающий как бы отпустил иснад, не стал связывать его с извест ным передатчиком. Что же касается слова “хафи” (скрытый), то оно является антонимом слова “джали” (явный). Таким об разом, эта категория хадисов “мурсаль” не относится к числу явных, и их можно распознать только благодаря исследова нию.

 

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, кото рые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал…»

 

2. Пример

В пример можно привести тот хадис, который Ибн Маджа передает со слов Умара бин Абд аль-Азиза и в котором сооб щается, что Укба Ибн Амир передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска зал:

 

 

 

[ رَحِمَ اللَّهُ حارِسَ الحَرَسِ]

 

 

 

«Да помилует Аллах охраняющего охраняющих».[32] Дело в том, что Умар не встречался с Укбой, о чем аз-Зайй сообщает в “Аль-Атраф”.

 

3. Как можно распознать такой хадис?

Хадисы, относящиеся к категории “мурсаль хафи”, можно распознавать одним из трех способов:

 

а) Благодаря указанию одного из имамов на то, что данный передатчик не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же никогда его не слушал.

 

б) Благодаря собственному заявлению такого передатчика о том, что он не встречался с тем лицом, со слов которого он передает данный хадис, или же ничего от него не слышал.

 

в) Наличие такого же хадиса, но передаваемого другим пу тем, если в его иснаде между именем данного передатчика и именем того, со слов которого он передал хадис, упоминается имя еще какого-нибудь передатчика. Относительно третьего способа среди улемов наблюдались разногласия, поскольку он может относиться к категории хадисов “с добавлением к не прерывному иснаду”.

 

4. Суждение о хадисе, относящемся к категории “мурсаль хафи”

Такой хадис является слабым, поскольку он относится и к категории“мункати‘”, и если разрыв его является явным, то суждение о нем должно быть таким же, как и суждение о хади сах категории “мункати‘”.

 

5. Наиболее известные сочинения о хадисах, относящихся к категории “мурсаль хафи”.

Таким сочинением является “Китаб ат-тафсиль ли-мубхам аль-марасиль” аль-Хатиба аль-Багдади.

 

 

 

المُعَنْعَن “Му‘ан‘ан” и المُؤَنَّن “му’аннан”

1. Определение хадиса категории “му‘ан‘ан”

а) Слово “му‘ан‘ан” является причастием страдательного залога от глагола“‘ан‘ана” – передавать что-либо со слов не скольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов».

 

б) В качестве термина слово “му‘ан‘ан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова пере датчика «Такой-то передал со слов такого-то…»

 

2. Пример

В пример можно привести тот хадис, который приводит Ибн Маджа и в котором говорится:

 

Передал нам Усман бин Абу Шайба, который сказал: Пере дал нам Му‘авийа бин Хишам, который сказал: Передал нам Суфйан со слов Усамы бин Зайда, передавшего со слов Усма на бин Урвы, передавшего со слов Урвы, передавшего, что Аиша сказала:

 

– Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

 

] إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى مَيَامِنِ الصُّفُوفِ [

 

 

«Поистине, Аллах и ангелы[33] Его благословляют (стоящих) в рядах справа».[34]

 

3. Являются ли иснады таких хадисов непрерывными (муттасиль) или в них есть разрывы (мункати‘)?

Правильным является мнение, согласно которому иснад та кого хадиса является непрерывным, если соблюден ряд усло вий. Общепризнанными из них являются два условия

 

1. Передатчик, передающий что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, не должен относиться к числу занимавшихся подтасовкой.

 

2. Встреча передатчика, передававшего что-либо со слов другого человека с этим человеком, должна относится к раз ряду возможных событий.

 

Нижеперечисленные условия относятся к числу тех, относительно обязательности которых существовали разногласия.

 

1. Установленность факта встречи: соблюдение этого ус ловия считали необходимым аль-Бухари, Ибн аль-Мадини и некоторые другие исследователи.

 

2. Продолжительность общения: это считал необходимым Абу-ль-Музаффар ас-Сам‘ани.

 

3. Общеизвестность того, что данный передатчик переда вал хадисы со слов такого-то: это считал необходимым Абу Амр ад-Дани.

 

4. Определение хадиса категории “му’аннан”

а) Это слово является причастием страдательного залога, образованным от глагола “’аннана“ – «говорить “что”».

 

б) В качестве термина слово “му’аннан” используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова пере датчика: «Передал нам такой-то, что такой-то сказал…»

 

5. Суждение о хадисе вида “му’аннан”

Наиболее распространенное мнение заключается в том, что слово “что” подобно выражению “передают со слов”, а пере датчик, использующий его, мог слышать то, что он передает, при условии соблюдения вышеупомянутых условий.

 

 

 

ТЕМА ТРЕТЬЯ

Хадисы, отвергаемые по причине отвода передатчика

 

1. Что подразумевается под отводом (та‘н)[35] передатчика?

Под отводом передатчика подразумевается его отвод язы ком и отрицательные отзывы о его беспристрастности, религи озности, точности, памяти и внимательности.

 

2. Причины отвода передатчика

Насчитывается десять причин, по которым передатчик мо жет получить отвод. Пять из них имеют отношение к беспри страстности, а пять других – к точности.

 

а) К беспристрастности имеют отношение следующие причины.

 

1. Лживость.

 

2. Обвинения во лжи.

 

3. Порочность.

 

4. Приверженность к нововведениям.

 

5. Невежество.

 

б) Отвод по причине недостаточной степени точности мо жет быть вызван нижеперечисленными вещами.

 

1. Грубыми ошибками.

 

2. Плохим запоминанием.

 

3. Небрежностью.

 

4. Большим количеством ошибок.

 

5. Несоответствиями передаваемых хадисов с тем, что пе редавали достойные доверия мухаддисы.

 

Ниже речь пойдет о категориях хадисов, которые отверга ются в силу одной из вышеупомянутых причин. Начну с наи более неприемлемых.

 

 

المَوْضُوع Мауду‘

Если причиной отвода передатчика является возведение им лжи на посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то его хадис называется “мауду‘” (подложный; вымышленный).

 

1. Определение

а) Слово “мауду‘” является причастием страдательного за лога от глагола“вада‘а” – “уменьшать; унижать”. Хадисы, относящиеся к данному виду, получили такое название в силу их низкого достоинства.

 

б) В качестве термина слово “мауду‘” используется для обо значения измышленной лжи, возводимой на посланника Алла ха, да благословит его Аллах и приветствует, и приписываемой ему.

 

2. Суждение о передаче такого сообщения.

Все улемы единодушны во мнении о том, что любому чело веку, знающему, что представляет собой хадис такого рода, не разрешается передавать его ни под каким видом, если только передача его не сопровождается указанием на его вымышлен ность, так как в одном из хадисов, приводимых Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

 

]مَنْ حَدَّثَ عَنِّي بِحَدِيثٍ يُرَى أَنَّهُ كَذِبٌ فَهُوَ أَحَدُ الْكَاذِبِينَ [

 

 

«Человек передавший с моих слов сообщение, которое сам он считает ложным, станет одним из двух лжецов[36]».[37]

 

3. Способы, применявшиеся фальсификаторами хадисов

а) Фальсификатор мог что-либо сам, после чего снабжал свои слова вымышленным иснадом и передавал другим.

 

б) Второй способ заключался в использовании слов какого-нибудь мудреца или кого-либо еще, которые также снабжались вымышленным иснадом.

 

4. Как распознать подложный хадис?

Указанием на фальсификацию хадиса могут служить ниже перечисленные вещи:

 

а) Собственное признание фальсификатора в фальсифика ции: в пример можно привести признание Абу ‘Исмата Нуха бин Абу Марйам в том, что он сфальсифицировал хадис о до стоинствах сур Корана сура за сурой, передав его якобы со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими[38].

 

б) То, что равноценно собственному признанию фальсифи катора в фальсификации: примером может служить такой слу чай, когда передатчика, передающего хадис непосредственно со слов какого-либо шейха, спрашивают о том, когда родился этот шейх, после чего он называет определенную дату, и полу­чается, что смерть этого шейха предшествовала рождению пе редатчика; при этом данный хадис известен только со слов этого передатчика.

 

в) Данные, полученные в результате изучения биографии передатчика: примером является такой случай, когда передат чик является рафидитом,[39] а в хадисе, который он передает, сообщается о достоинствах семьи пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

г) Данные, полученные в результате исследования переда ваемого сообщения: в пример можно привести тот случай, ко гда в хадисе используются неправильные фразы, или когда его содержание противоречит тому, что воспринимается с помо щью чувств, или тому, о чем ясно говориться в Коране.

 

5. Причины фальсификации и категории фальсификаторов

а - Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрекшихся от мира и праведников и являлись наихуд шими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету.

 

К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своем труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сооб щает, что Ибн Махди сказал:

 

– Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры по лагается такая-то награда?» Он сказал: «Я сам выдумал их, что бы внушать людям желание».[40]

 

б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это от носится к последователям тех мазхабов, которые были пред ставлены политическими течениями после начала смуты и воз никновения различных политических течений наподобие ха риджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие».

 

в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие воз можности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путем и сфальсифицировали це лый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой ре лигии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Ал лах».[41] Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сун ны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов.

 

г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в ви ду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к пра вителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклоне ниям, в которые впадали эти правители. Примером может слу жить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к не му и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщалось, что он сказал:«Не следует соревноваться ни в чем, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы[42] или копыта, или состязаний почтовых голубей»,[43] добавив к сказанному пророком, да благословит его Аллах и приветствует, слова «или состязаний почто вых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому».

 

д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду не которые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удиви тельные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини.

 

е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление просла виться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, ко торых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям жела ние слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К чис лу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби.[44]

 

6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах:

а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи.

 

б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Су йути.

 

в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани.

 

 

 

المَتْرُوك Матрук

Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется “матрук”.

 

1. Определение

а) Слово “матрук” является причастием страдательного за лога от глагола“тарака” (оставлять).

 

б) В качестве термина это слово употребляется для обозна чения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя пе редатчика, обвиняемого во лжи.

 

2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам:

а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным осново положениям;[45]

 

б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

3. Пример

В пример можно привести хадис, который Амр бин Шамир аль-Джу‘фи аль-Куфи аш-Ши‘и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и ‘Аммар говорили: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова “Аллах велик” в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика».[46]

 

Ан-Наса’и, ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре бин Шамире следующее: «Хадисы, которые он передавал относятся к категории“матрук”».[47]

 

4. Степень такого хадиса

Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов явля ются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высо кое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории“маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар.[48]

 

 

 

المُنْكَر Мункар

Если причиной отвода передатчика является грубая ошиб ка, или частое проявление небрежности, или порочность, пе редаваемый им хадис именуется“мункар”.

 

1. Определение

а) Слово “мункар” является причастием страдательного за лога от глагола“анкара” (не признавать).

 

б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, от носящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных.

 

1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявше го небрежность или известного своим нечестием.

 

2. Это такой хадис, который передавал слабый передат чик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.

 

2. Примеры

а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавше го со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушеными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается».

 

Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Мус лим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких пе редатчиков, хадисы которых предположительно являются дос­товерными в тех случаях, когда никто другой их не переда вал».[49]

 

б) Примером, относящимся ко второму определению, мо жет служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слы шавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Войдет в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хо роший прием гостю».

 

Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к катего рии “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем со общается, что эти слова произнес сподвижник, и это известно».

 

3. Степень такого хадиса

Из двух приводимых нами определений хадисов, относя щихся к категории“мункар”, следует, что такой хадис относит ся к виду очень слабых хадисов.

 

 

 

المَعْروف Ма‘руф[50]

1. Определение

а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола“‘арафа” (узнавать).

 

б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в каче стве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передает слабый передат чик.

 

2. Пример

Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет до волен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передава емый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исха ка, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”».

 

 

 

المُعَلَّل Му‘алляль

Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется“му‘алляль”, и это является шестой из вышеу помянутых причин.

 

1. Определение

а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола“‘алляля” (делать дефектным).

 

б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков.

 

2. Определение недостатка (‘илля)

Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным.

 

Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетво рять двум условиям:

 

а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером.

 

б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса.

 

Если же одно из двух условий не будет соблюдено, напри мер, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис все же является достовер ным, тогда такой хадис не относится к категории“му‘алляль”.

 

3. Важность и тонкость знания о недостатках

Знание о недостатках хадисов относится к числу важней щих и наиболее тонких областей науки о хадисах, так как оно требует умения распознавать такие неясные и скрытые недос татки, что делать это могут только настоящие знатоки, отлича ющиеся хорошей памятью, опытом и глубоким пониманием. Вот почему глубины этой науки смогли постичь лишь немногие выдающиеся имамы, такие, как Ибн аль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, Абу Хатим и ад-Даракутни.

 

4. В каком иснаде может быть выявлен недостаток?

Речь идет о таких иснадах, которые внешне удовлетворяют всем необходимым условиям достоверности, поскольку в сла бом хадисе искать недостатки не нужно в силу того, что он яв ляется отвергаемым и в практических целях не применяется.

 

5. Что может помочь в определении недостатков?

Определению недостатков способствуют нижеперечислен ные признаки.

 

а) Передача хадиса единственным передатчиком.

 

б) Расхождения с ним других передатчиков.

 

в) Другие полученные в результате исследования данные, ко торые присоединяются к тому, о чем говорится в пунктах а) и б).

 

Для знающего наличие вышеупомянутых признаков служит указанием на ошибку передатчика хадиса. Это достигается ли бо в результате выявления пропуска после имени последовате ля в конце иснада такого хадиса, который передатчик переда ет как непрерывный, либо в результатет установления того, что иснад доходит только до имени последователя, тогда как передатчик возводит иснад до имени пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо в результате обнаружения того, что он ввел один хадис в дру гой, либо вследствие выявления каких-нибудь других ошибок, что заставляет знающего вынести суждение о том, что данный хадис не является достоверным.

 

6. Как можно распознать хадис, относящийся к категории “му‘алляль”?

Это можно сделать путем сопоставления путей передачи данного хадиса, изучения различий между его передатчиками и сличения уровня их точности, после чего выносится сужде ние о том, в какой именно версии имеется дефект.

 

7. Где находится дефект?

а) Чаще всего дефекты обнаруживаются в иснаде и имеют отношение к неправильному определению того, к кому именно восходит иснад, а также к таким иснадам, в которых после имени последователя имеется пропуск.

 

б) Меньшее количество дефектов обнаруживается в матнах хадисов. В пример можно привести тот хадис, где отрицается необходимость произнесения слов «С именем Аллаха» во время молитвы.

 

8. Умаляет ли дефект иснада значение матна?

а) Подобный дефект может умалять значение матна, как умаляет он и значение иснада. Примером могут служить такие хадисы, которые считаются дефективными по той причине, что в конце их иснадов после имени последователя имеется пропуск.

 

б) Дефект может умалять значение одного только иснада, тогда как матн такого хадиса продолжает считаться достовер ным. Примером может служить хадис, который Йа‘ля бин ‘Убайд передает со слов ас-Саури, передавшего со слов Амра бин Динара, передавшего со слов Ибн Умара, да будет дово лен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

 

 

[ الْبَيِّعَانِ بِالْخِيَارِ مَا لَمْ يَتَفَرَّقَا ]

 

 

«Покупатель и продавец остаются свободными в своем вы боре до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом». В данном случае Йа‘ля указывает, что Суфйан ас-Саури переда ет хадис со слов Амра бин Динара, но это ошибка, так как на самом деле речь идет об Абдуллахе бин Динаре. Что же каса ется матна этого хадиса, то он остается достоверным, несмот ря на дефект иснада, выражающийся в подобной ошибке, по скольку достойными доверия являются и Амр бин Динар, и Абдуллах бин Динар, а замена одного достойного доверия пе редатчика на другого не оказывает отрицательного воздейст вия на достоверность матна, даже если в иснаде имеется ошибка.

 

9. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “му‘алляль”:

а) “Китаб аль-‘иляль” Ибн аль-Мадини.

 

б) “‘Иляль аль-хадис” Ибн Абу Хатима.

 

в) “Аль-‘иляль ва ма‘рифат ар-риджаль” Ахмада бин Ханбаля.

 

г) “Аль-‘иляль аль-кабир ва-ль-‘иляль ас-сагир” ат-Тирмизи.

 

д) “Аль-‘иляль аль-варида фи-ль-ахадис ан-набавийа” ад-Да ракутни. Это сочинение является наиболее полным.

 

 

Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц

Если причина отвода передатчика состоит в том, что его со общение противоречит сообщениям достойных доверия лиц, что является седьмой из вышеупомянутых причин, то такие со общения подразделяются на пять видов, а именно хадисы, от носящиеся к категориям “мудрадж”, “маклюб”, “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”, “мудтариб” и “мусаххаф”.

 

1. Если несоответствие заключается в изменении формы иснада или включении хадиса, иснад которого доходит до име ни сподвижника, в тот хадис, где приводится ссылка на проро ка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой хадис называется المُدْرَج “мудрадж”.

 

2. Если несоответствие заключается в изменении порядка слов в матне, такой хадис называется المَقْلوب “маклюб”.

 

3. Если несоответствие заключается в добавлении имени лиш него передатчика, хадис называется المَزِيدِ في متَّصِلِِ الأسانِيد “аль-мазид фи муттасиль аль-асанид”.

 

4. Если несоответствие заключается в замене одного пере датчика другим или в противоречии матна данного хадиса мат ну хадиса, переданного достойным доверия лицом, в результа те чего ни одному из них невозможно отдать предпочтение, такой хадис называется المُضْطَّرِب “мудтариб”.

 

5. Если несоответствие заключается в изменении фраз мат на по форме без изменения их смысла, когда порядок пере числения имен в иснаде остается неизменным, такой хадис называется المُصحَّف “мусаххаф”.[51]

 

Ниже каждая из вышеупомянутых категорий хадисов разби рается более подробно.

 

 

Мудрадж

1. Определение

а) Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола“адраджа” (включать что-либо во что-то).

 

б) В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относя щееся и никак от него не отделенное.

 

2. Виды хадисов категории “мудрадж”

Хадисы категории “мудрадж” подразделяются на две груп пы: хадисы с посторонними включениями в иснад и хадисы с посторонними включениями в матн.

 

а) Хадисы с посторонними включениями в иснад

1. Определение: так именуется хадис, в котором измене на форма иснада.

 

2. Формы таких хадисов: речь идет о таких случаях, ко гда во время передачи иснада передатчик по какой-то причи не начинал произносить слова от себя, а кто-либо из слушав ших его решал, что сказанное им относилось к иснаду, и в дальнейшем передавал его слова в таком виде.

 

3. Пример: В пример можно привести рассказ о том, как Сабит бин Муса, известный своим аскетизмом, передавал сле дующее сообщение: «Лицо того, кто много молится по ночам, становится красивым днем».[52] Причиной этого послужило то, что однажды Сабит бин Муса пришел к кади Шарику бин Аб­дуллаху, который диктовал иснад одного хадиса, говоря: «Пе редал нам аль-А‘маш, слышавший со слов Абу Суфйана, слы шавшего со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что по сланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…» Произнеся эти слова, Ша рик бин Абдуллах умолк, чтобы дать возможность каждому за писать его слова, но тут он увидел Сабита и сказал: «Лицо то го, кто много молится по ночам, становится красивым днем», – имея в виду самого Сабита, известного своим аскетизмом и благочестием, Сабит же подумал, что эти слова являются мат ном данного иснада, и в дальнейшем передавал эти слова как хадис.

 

б) Хадисы с посторонними включениями в матн

1. Определение: так называется хадис, в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отд