Четверг Шавваль 23 1445 | Четверг мая 02 2024

Регулярный намаз способствует эмоциональной целостности и спокойствию, позволяет расставить приоритеты в жизни. Совершение пятиразового намаза на протяжении дня является обязанностью каждого мусульманина, достигшего половой зрелости и являющегося здравомыслящим.

Эта истина хорошо известна каждому верующему, ровно как и то, что сознательное невыполнение намаза по сути означает выход из веры. Но даже это зачастую не является аргументом для тех, кто считает, что жизненные условия (работа, дом, дети и т.д.) не оставляют им времени для совершения намаз. Успеется как-нибудь потом, думают они...

До того как я начала искренне взращивать и лелеять мои отношения с Богом, я считала утомительным совершать намаз пять раз в день – обязанность, которую ислам возлагает на верующих. Мне казалось невозможным посреди напряженного рабочего дня бросить все мои занятия ради намаза.

Работая журналистом, я часто проводила по десять часов в день в офисе или была занята на конференциях, интервью и встречах, едва успевая выделить время на обед. Если я не работала, мое время было занято домашними делами, разными поручениями, семьей, друзьями, тренировками. Я была пунктуальна во всем, кроме того, что надо было делать пять раз в день. Я считала, что для меня нереально встать до рассвета ради утреннего намаза – Фаджр, – потому что тогда я буду уставшей целый день и не смогу нормально работать. Мне также казалось, что полуденный и дневной намазы зухр и аср, тоже не стоят того, чтобы прерывать ради них свои рабочие встречи.

Совершать магриб – намаз на закате – тоже часто было проблематичным, потому что обычно она приходится на короткий промежуток времени, когда после работы спешишь поужинать и вернуться домой. В общем, единственным намазом, которую я фактически могла себе позволить, была ‘иша – вечерний намаз.

Поэтому большую часть своей жизни я в лучшем случае совершала все пять намазов вечером или то и дело пропускала намазы ради своих насущных забот.

Сама того не понимая, своим непоследовательным подходом я сводила до банальности принцип совершения намазов в продолжение всего дня. Я верила в Бога и любила Его, но по своему собственному разумению, а не так, как нам велит Куръан и учит Пророк. Тем не менее, сама суть того, чтобы быть мусульманином, заключается в том, чтобы совершать намаз пять раз в день в совершенно определенно время; без этого мы не можем прочно стоять на ногах в своей вере. Это один из главных ритуалов, который Бог предписал тем, кто пытается жить в исламе, то есть в состоянии постоянного стремления подчинить свою жизнь Богу.

Когда я по-настоящему поняла важность намаза, то осознала это в одно мгновение и с невероятной силой. Меня озарило, что если я не выполняю это условие, то на самом деле не могу считать себя мусульманкой. Пусть даже я хочу иметь прочную связь со Всемогущим, но я не предпринимаю для этого никаких реальных шагов.

Я быстро перестроила свою жизнь и вот уже полтора года я ни разу умышленно не пропускала время намаза, где бы ни находилась – в офисе, в торговом центре, магазине, в гостях или в путешествии.

Оглядываясь назад, я вижу, как неправа была, когда считала практически невыполнимыми требования к исламскому намазу – краткому и простому, несмотря на его важность. Когда я перестала пытаться найти место для намаза в моей жизни и начала строить жизнь вокруг расписания намазов, я вдруг смогла избавиться от всего ненужного в своих ежедневных заботах. Поскольку регулярный намаз способствует эмоциональной целостности и спокойствию, я начала постепенно убирать негатив, урезала никчемную болтовню, и это помогло мне приобрести сосредоточенность, продуктивность и терпение.

За короткое время, намаз стал для меня на удивление легкой и естественной. Выполнение фаджра на самом деле заряжало меня энергией на весь день, и постепенно намазы, которые я вначале считала обременительными, стали важным аспектом моего дня. С божьей помощью, я нашла способы совершать намаз вопреки различным препятствиям. Мне часто приходится совершать зухр в примерочных магазинов – в этом мне помогает специальное исламское приложение в моем iPhone.

«Воистину, душа привыкает к тому, к чему ты ее приучаешь. Это значит: то, что вначале обременяет душу, в конце концов становится ее природой».

Это строки из прекрасной книги исламского мыслителя ал-Газзали «Взывания и моления: книга IX о возрождении наук о вере». Ал-Газзали приводит серии цитат из Куръана и хадисов, которые можно повторять, чтобы достигнуть большей близости с Богом и очистить свое сердце.

На каждом повороте моего пути в поисках обогащения своей веры, я обнаруживала: то, что вначале казалось сложным, становится простым, если совершать это со всей искренностью. После того как я перестроила свою жизнь вокруг намаза, оказалось, что пяти раз мне недостаточно, чтобы выразить мое религиозное чувство. Я изучила хадисы Пророка Мухаммада алайхиссалам и узнала, какие намазы могу добавить к обычным. С тех пор не прошло ни дня, когда бы я их не совершала.

В свои ежедневные намазы я ввела различные зикры – поминания Аллаха. Зикр и повторение таких фраз, как «Лаа илааха иллаллах» (нет божества кроме Аллаха), обычно привлекает наше внимание к Нему.

Я выбрала одно среди множества прекрасных молитв, упомянутых в книге Газзали, и начала ее употреблять. Если каждый день, выходя из дома, сказать «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), то Он будет вести нас целый день; если добавить «Я доверяю Аллаху» (таваккалту ъалаллах) – Он вас защитит; а если закончить словами «Лаа хавла ва лаа куввата иллаа биллаах» (нет силы и мощи, кроме как у Аллаха) – Он будет хранить вас.

Могу предположить, что для кого-то подобные проявления религиозности могут показаться несколько чрезмерными, и пару раз мне даже самой так говорили. Но это чрезмерность в вещах величайшей значимости, и она может принести лишь пользу, но никак не навредить. Чем больше времени я посвящаю Аллаху, тем больший мир воцаряется в моей душе и наполняет всю мою жизнь, тем больше я сосредотачиваюсь на том, что важно, на том, как достойно обращаться с семьей и друзьями, упорно работать, помогать нуждающимся, с состраданием и щедростью давать милостыню и сохранять свою целостность.

Зикр - поминание Аллаха на протяжении всего дня в намазе и молитвах, воистину шлифует сердце, как сказано в хадисе; с его помощью вы стираете преграды, которые могут помешать вере предстать в своем чистейшем виде.

«Воистину, когда человек любит какую-то вещь, он постоянно о ней упоминает, а когда он постоянно упоминает вещь, даже если это обременительно, он любит ее», — пишет Газзали.

По материалам "Ислам для всех".

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Ф.Асадуллин: «Ал-Васатыйя» скоро...

Идеи умеренности и срединности, заложенные...

Большие камни

История, с которой мы хотим...

Cуществует ли зло?

Профессор в университете задал своим...

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...