Среда Шавваль 15 1445 | Среда апреля 24 2024

‎106. Сура «Курайш»‎. Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов.‎

Сура названа по ее первому аяту. Курайш считается ‎самым уважаемым и почитаемым арабским племенем. В ‎этой суре Аллах напоминает о Своем величайшем бла-‎ге, преподнесенном курайшитам, и призывает в благо-‎дарность за это благо поклоняться Господу Каъбы, Все-‎вышнему Аллаху, оказавшему этому племени почет и ‎уважение.‎

Сура «Курайш» является своего рода логическим ‎продолжением суры «Фил» («Слон»). События, о кото-‎рых упоминается в суре «Фил», связанные с Абрахой и ‎его войском, сыграли большую роль в повышении авто-‎ритета людей, живших вокруг Каъбы и услуживавших ‎паломникам. Особенно на Аравийском полуострове по-‎высился авторитет племени Курайш. То были времена ‎разбоя и нападений. Несмотря на это, курайшитов ни-‎кто не трогал, считая их хранителями Каъбы – святыни ‎всех арабов. Пользуясь своим особым положением и ‎возможностью безопасно передвигаться, они могли ‎свободно путешествовать. Торговые караваны курайши-‎тов беспрепятственно направлялись зимой – в Йемен, ‎летом – в Сирию, что способствовало росту их благо-‎состояния. Так что племя Курайш не бедствовало и жи-‎ло в достатке, несмотря на то что Мекка располагалась ‎в пустынной области, где почти ничего не произраста-‎ло.‎

В этой суре Аллах напоминает о дарованных им Ку-‎райшу благах и взывает к благодарности и молитвам за ‎оказанную милость.‎

 

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, ‎МИЛОСЕРДНОГО!‎

‎1. Для того чтобы соблюдал Курайш,‎

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был ‎выходцем из племени Курайш, самого уважаемого ара-‎бами рода.‎

В данном аяте делается намек на занятие курайши-‎тов, которое они сделали своим постоянным ремеслом, ‎к которому они привыкли и считали достойным для себя ‎делом. В путешествиях они познавали мир и людей.‎

 

‎2. Чтобы соблюдал поездки зимние и летние,‎

Курайшиты привыкли снаряжать торговый караван ‎по два раза ежегодно, зимой и летом, и отдавались ‎этому занятию как источнику своих доходов. Летом они ‎отправлялись в Сирию, а зимой – в Йемен. Во время ‎двух этих путешествий они везли туда товар для тор-‎говли, а обратно везли необходимые для племени про-‎дукты питания и одежду. От торговых поездок туда и ‎обратно они получали большую прибыль. Этому способ-‎ствовало еще и то, что в пути их никто не трогал, они ‎совершали путешествие без опаски. Ведь со стороны ‎всех племен Аравийского полуострова к ним было осо-‎бое отношение, и никто не смел желать им зла. По-‎скольку все считали их жителями священной террито-‎рии, живущими по соседству с Каъбой. Их воспринима-‎ли как ответственных служителей и попечителей Бай-‎туллаха – Дома Аллаха, то есть Каъбы. Поэтому никто ‎их не обижал и не наносил им ущерба. Их престиж осо-‎бенно возрос после известных событий, связанных со ‎слонами. Их стали почитать даже цари и эмиры. И та-‎ким образом их прибыль и поступления от торговли ‎чрезвычайно возросла. В данном священном аяте ку-‎райшитам напоминается именно об этих, данных им ‎Всевышним Аллахом благах.‎

Следующие аяты повествуют о том, что им следует ‎делать для возблагодарения за эти блага.‎

 

‎3. Пусть же поклоняются Господу этого Дома,‎

‎4. Который накормил их от голода и обезопа‎сил их от страха.‎

Аллах облагодетельствовал жителей Мекки великими ‎благами. Хотя их земли были бесплодны, но еды и раз-‎ных яств у них было в достатке.‎

Вместе с тем Всевышний Аллах полностью оградил ‎этот край от каких бы то ни было угроз и нападений. ‎Все это, в свою очередь, требует от жителей Мекки по-‎клоняться Аллаху.‎

Имам Фахриддин Рази рахматуллахи алайхи в своей ‎книге «Тафсири Кабир» пишет: «Знай же, блага бывают ‎двух видов. Первое – отражение угрозы. Это изложено ‎в суре «Слон». Второе – привлечение выгоды. Оно из-‎ложено в этой суре. После того как Аллах отразил от ‎них угрозу и привлек к ним выгоду, – и то и другое есть ‎великие блага, – Он повелел им поклоняться в благо-‎дарность за это».‎

Материальное благополучие, достаток – сытый же-‎лудок и спасение от угроз – одно из самых великих ‎благ, дарованных Аллахом Своему рабу.‎

Раб должен быть благодарным за блага, которые да-‎ровал ему Аллах, что выражается в ибадате Аллаху.‎

Игнорирование ибадатов Аллаху, отсутствие в дейст-‎виях раба благодарности за данные ему блага приводит ‎к обратному: к исчезновению благ, к воцарению голода ‎и несчастий. Эта истина утверждается как в данной су-‎ре, так и в других, например, в суре «Нахл» («Пчела»):‎

‎«И приводит Аллах в пример селение, бывшее ‎безопасным, успокоенным; приходил к нему его ‎удел благодатный изо всех мест, и стало [селение] ‎неблагодарным к благам Аллаха, и дал вкусить ‎ему Аллах одеяние голода и страха за то, что они ‎творили» (аят 122).‎

 

 

 

Самое читаемое

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (7)...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...

«Islam in Europe»:...

Число норвежцев принявших ислам удвоилось...

Ислам завоевывает сердца...

В Швеции, как и по...