Пятница Зуль-каада 9 1445 | Пятница мая 17 2024

4. Сура «НИСА»

Ниспослана в Медине. Состоит из 176 аятов.

Как утверждают ученые, настоящая сура названа «Ниса», что означает «женщины», по причине наличия этого слова в ней, и еще потому, что вообще в этой суре приводится множество предписаний касательно женщин. По своему объему эта сура стоит в Священном Куръане на втором месте.

Ниспослание суры «Ниса» также продолжалось длительное время. Если первые ее аяты были ниспосланы в третьем году хиджры, после битвы при Ухуде, то последние аяты были ниспосланы в восьмом году. Безусловно, как уже подчеркивалось ранее, в промежутках между ними ниспосылались аяты и из других сур.

В суре «Ниса» отражено стремление к очищению от мерзостей общества джахилийи и строительству нового исламского общества. В частности, особое внимание уделяется вопросам соблюдения прав сирот, защите прав малолетних детей, слабых людей и женщин. Также в этой суре освещены вопросы избавления женщин от притеснений и гнета, и установления подлинного человеческого отношения к ним. Большое внимание уделяется вопросам укрепления семьи, должного соблюдения родственных отношений.

Рассматриваются такие мерзости, как «пожирание» чужого имущества неправедным путем, взяточничество, вероломство по отношению к аманату (к вверенному), попирание прав человека, несправедливое убийство человека, что были обычным для джахилийи. В суре поясняется, что место таких гнусных дел должны занять исламские достоинства.

В суре также идет речь и о сбережении общества от разврата, несправедливости и смуты. В ней также обстоятельно поясняется вопрос о наследстве. Звучит призыв к защите прав слабых, усердствованию на пути установления справедливости своей жизнью и имуществом. В то же время ведется речь и о международных отношениях.

Также в этой суре приходит предписание о том, как следует совершать намаз в пору усердствования, на священной войне. Среди аятов о войне рассматриваются вопросы, касающиеся мунафиков, которые всегда подводят в тяжкие моменты. Ведется разговор о делах иудеев, которые они совершали против общины мусульман. Объединившись с лицемерами и многобожниками, они устраивали различные интриги против Ислама и мусульман. В частности, разоблачаются их попытки, предпринятые для зарождения сомнений в пророчестве Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

Также в этой священной суре всесторонне освещаются значение религии, границы иймана, условия Ислама и относящиеся к ним вопросы. Приводятся особо подчеркнутые разъяснения о нравственности, что является основополагающим элементом каждого общества.

 

БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ

1. О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее ее пару [жену] , и распространил от них (двоих) много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, Которым [именем Которого] упрашиваете друг друга, и родственных связей. Поистине, Аллах над вами Наблюдатель.

В данном священном аяте, который начинается воззванием ко всему человечеству словами «О люди!», отражено несколько великих истин. Прежде всего, этот священный аят напоминает людям, что они являются людьми, и что их сотворил Всевышний Аллах. Человеку очень полезно вспоминать, что он есть человек. Потому как многие мерзости происходят из-за того, что человек забывает именно этот аспект — кем он сам является. Если человек всегда будет помнить о том, что он слабое и безвольное существо, что только по благосклонности своего Господа достиг нынешнего своего состояния, что вновь возвратится к этому Господу и тем самым будет бояться Его, то никогда не совершит какую-нибудь низость.

Также в этом аяте поясняется: наряду с тем, что Творец людей Единственен, происхождение людей тоже было от одной души.

«…Который сотворил вас из одной души».

Следовательно, у людей, которые в сегодняшнем мире живут, будучи разнообразными, ведут друг с другом расовые, национальные и религиозные войны, ссорятся между собой, твердя «я хороший, а ты плохой», разделяют себе подобных по цвету кожи, племени, национальности или расе, единое происхождение. Их сотворил единственный Аллах из одной души. Если бы человек полноценно осознавал и всегда помнил эту истину, то есть свое сотворение Единым Аллахом из одной души, то не возникли бы многие напасти и мерзости сегодняшнего дня. Люди заботились бы друг о друге, протягивали бы руку помощи.

Имам Муслим передает от Джарира ибн Абдуллаха радияллаху анху:

«Когда к Пророку алайхиссалам пришла группа голодных и бедных людей из племени Музар, после полуденного намаза он саллаллаху алайхи васаллам произнес хутбу, увещевая людей. В своей речи, в частности, он прочитал аят:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее ее пару [жену], и распространил от них (двоих) много мужчин и женщин».

Затем призвал людей к пожертвованию. Тогда кто-то дал милостыню из своих динаров, кто-то из дирхамов, кто-то из пшеницы и еще кто-то из фиников».

Еще одна из великих истин в данном аяте отражена во фразе «…и сотворил из нее ее пару [жену]». То есть сотворил из этой души пару, а именно, жену. А это, в свою очередь, сводит на нет все неправильные мнения и понятия о женщине и означает, что она стоит наравне с мужчинами в обладании правами и мирскими благами, и что она также сотворена из той одной души.

До Ислама человечество имело невероятно ошибочное представление о женщине и относилось к ней неразумно. Как мы уже отчасти рассказали в тафсире предыдущей суры, в особенности у народов Запада были выдуманы клеветнические теории о женщине. Господствовало мнение, что женщина является слугой дьявола и создана для совращения мужчины с прямого пути. Поэтому они даже не желали видеть женщин, бежали от них словно от дьявола, а если их взгляд падал на женщину, то спешили покаяться. Всем известно, что в тот самый период в Европе перестала увеличиваться численность населения. Самое прискорбное заключается в том, что в Европе, которая сейчас притязает на роль заступника женщин и гаранта их свободы, даже проводилась специальная конференция с целью «определить», кем же на самом деле является женщина. Это собрание вынесло решение, что женщина является «тварью, созданной для служения мужчине». Ислам разрушил все подобные еретические представления и предрассудки и объявил, что женщина является человеком с равными правами, что и ее сотворил Аллах, сделал парой мужчине и от них обоих распространяется множество мужчин и женщин.

Также важной истиной является и то, что Аллах «распространил от них (двоих)», то есть от той самой «одной души» — Адама и его пары Хаввы «много мужчин и женщин». Если бы Всевышний Аллах захотел, то мог бы и сразу сотворить разнообразных, бесчисленных мужчин и женщин. Однако Он не захотел так делать. А пожелал, чтобы разные люди на земле были связаны между собой родственными связями, семейными узами. В этом же кроется и причина того, что в Исламе большое значение придается укреплению семьи. Одну фразу в священном аяте мы перевели как: «И бойтесь Аллаха, Которым [именем Которого] упрашиваете друг друга, и родственных связей». Чтобы полнее передать значение этой фразы следует использовать некоторые дополнительные слова. Хотя в основном тексте эта фраза короткая, полный ее перевод подразумевает: «Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга и бойтесь [разрыва] родственных связей».

Обычно, если люди хотят достичь взаимной любви и благожелательности, пробудить благосклонность по отношению к себе, то соглашения с другими заключают с упоминанием имени Аллаха и родственных связей. Именем Аллаха между людьми заключаются договора, люди требуют соблюдения обещаний и даже дают клятвы. Также если между двумя сторонами существуют родственные узы, то это тоже упоминается как стимул воздействия на соблюдение договора. Понятие богобоязненности общеизвестно оно многократно упоминается во многих аятах и хадисах. Однако богобоязненность в отношении родственных уз (боязнь их разрыва) является своеобразной формулировкой, подчеркивающей насколько необходимо возвеличивать эти священные связи, исполнять права и обязанности, охранять их и не разрывать.

Если с самого начала аята шел призыв к богобоязненности — боязни перед сотворившим Творцом и перед допущением несправедливости в отношении родства, то в конце аята утверждается, что эти призывы не напрасны и что все это подвергнется расчету.

«Поистине, Аллах над вами Наблюдатель!»

Насколько впечатляет, насколько ответственно то обстоятельство, что за людьми наблюдает Сам их Всезнающий и Всевидящий Создатель, установивший между ними родственные и родовые узы.

 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

КАКИЕ ОНИ СУЩЕСТВА, ДЖИННЫ? (2)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (13)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...

Франция запрещает намаз...

Сотни мусульман в знак протеста...