Четверг Шавваль 23 1445 | Четверг мая 02 2024

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 92)

Все вышесказанное — положения об отношениях между мусульманами и мунафиками. Но какими же должны быть взаимоотношения между самими мусульманами? На этот вопрос дается ответ в нижеследующем аяте:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ أَن يَقْتُلَ مُؤْمِنًا إِلاَّ خَطَئًا وَمَن قَتَلَ مُؤْمِنًا خَطَئًا فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ إِلاَّ أَن يَصَّدَّقُواْ فَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ عَدُوٍّ لَّكُمْ وَهُوَ مْؤْمِنٌ فَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةٍ وَإِن كَانَ مِن قَوْمٍ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ مِّيثَاقٌ فَدِيَةٌ مُّسَلَّمَةٌ إِلَى أَهْلِهِ وَتَحْرِيرُ رَقَبَةٍ مُّؤْمِنَةً فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ شَهْرَيْنِ مُتَتَابِعَيْنِ تَوْبَةً مِّنَ اللّهِ وَكَانَ اللّهُ عَلِيمًا حَكِيمًا  ۝

92. И не бывать тому, чтобы верующий убил верующего, разве только по ошибке. А кто убил верующего по ошибке, то — освобождение верующего раба и выкуп, вручаемый его семье, если только они не пожертвуют [выкупом]. Если же он из народа, враждебного вам, и он — верующий, то — освобождение верующего раба. А если он из народа, между кем и вами договор, то — выкуп, вручаемый его семье и освобождение верующего раба. Кто же не найдет [возможности для этих выкупов], то — двухмесячный последовательный [непрерывный] пост, как покаяние перед Аллахом. Поистине, Аллах — Знающий, Премудрый.

Правоверный человек должен всегда хорошо относиться к своему брату по вере. Это его обязанность как верующего. Поэтому в аяте говорится: 

«И не бывать тому, чтобы верующий убил верующего»

То есть правоверный не может убить правоверного. Но из-за человеческой слабости может случиться ошибка и это может произойти непреднамеренно. Среди непреднамеренных убийств по ошибке ученые выделили несколько видов. Например, стрела, выпущенная с намерением охоты на какое-нибудь животное или птицу, нечаянно попадает в правоверного и убивает его. Или убийство по оплошности верующего, который ходил среди неверных в их одежде и другие. 

В аяте упоминается три вида непреднамеренного убийства верующего и наказания за них:

1. Непреднамеренное убийство правоверного, проживавшего в мусульманском обществе, другим правоверным. В этом случае убийца освобождает одного раба. Раз уж он стал причиной уменьшения общества правоверных на одну живую душу, то пусть в наказание за это даст полную свободу другому правоверному. В дополнение к этому пусть он выплатит отступные (кровные) семье убитого. Это облегчит их горе и страдания, а также будет возмещением материальной прибыли, которую бы мог принести умерший человек.

Имам Ахмад и другие мухаддисы передают от  Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вынес решение о том, чтобы в качестве выкупа за непреднамеренно убитого дали двадцать голов верблюдов бинти махаз, двадцать голов бани махаз, двадцать голов бинти лабун, двадцать голов джазаъа и двадцать хикка» (Бинти махаз — верблюдица старше одного года; бану махаз — верблюд старше одного года; бинти лабун — верблюдица старше двух лет; джазаъа — верблюдица старше четырех лет; хикка — верблюдица старше трех лет.).

Выкуп платят родственники со стороны отца убийцы.

Если же родственники убитого простят, то честь и слава им за великодушие.

«А кто убил верующего по ошибке, то — освобождение верующего раба и выкуп, вручаемый его семье, если только они не пожертвуют [выкупом]».

2. Если убитый человек был из враждебного племени, но сам был верующим, то в этом случае убийце становится ваджибом освободить одного правоверного раба. Как уже говорилось в первом виде, за то, что он стал причиной уменьшения на одну правоверную душу, ему необходимо добавить в исламское общество нового полноправного правоверного. Однако в этом случае выплата отступных не становится ваджибом. Потому что если платить выкуп, то отдавать его придется враждебному племени. А они используют это имущество против самих мусульман.

«Если же он из народа, враждебного вам и он — верующий, то — освобождение верующего раба».

3. Убитый человек сам был правоверным, а его племя не являются правоверными, но существует заключенный между ними и мусульманами мирный договор. В этом случае убийце становится ваджибом освободить одного правоверного раба и выплатить семье покойного кровный выкуп. Разница со вторым видом состоит в том, что семья покойного заключила мирный договор с мусульманами. При этом нет опасности войны против мусульман и посему им можно давать отступные за покойного.

«А если он из народа, между кем и вами договор, то — выкуп, вручаемый его семье и освобождение верующего раба».

В некоторых случаях убийца может и не иметь возможности освободить раба. В этом случае ему назначается другое наказание: он держит пост непрерывно два месяца. Непрерывность поста можно нарушать только по причине болезни, хайза (менструации) или нифаса (послеродового очищения). В других случаях, если будет пропущен хотя бы один день, то двухмесячный пост нужно начинать заново. 

«Кто же не найдет [возможности для этих выкупов], то — двухмесячный последовательный [непрерывный] пост, как покаяние перед Аллахом. Поистине, Аллах — Знающий, Премудрый».

 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Большие камни

История, с которой мы хотим...

Cуществует ли зло?

Профессор в университете задал своим...

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...

Франция запрещает намаз...

Сотни мусульман в знак протеста...