Суббота Шавваль 25 1445 | Суббота мая 04 2024

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 116-119)

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيدًا    ۝

116. Поистине, Аллах не прощает придания Ему сотоварищей (совершения ширка), и прощает то, что кроме этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей (совершает ширк), то действительно впал в глубокое заблуждение.

В начале суры мы уже рассмотрели схожий аят и подробно говорили о его смысле и извлекаемой из нее пользы. 

В следующем аяте описывается, каким образом во времена арабской джахилийи совершался ширк в отношении Аллаха:

 

إِن يَدْعُونَ مِن دُونِهِ إِلاَّ إِنَاثًا وَإِن يَدْعُونَ إِلاَّ شَيْطَانًا مَّرِيدًا  ۝ 

 

117. Не молятся [не взывают] помимо Него никому, кроме [истуканов] женского пола; и не молятся [не взывают] никому, кроме шайтана мятежного.

То есть арабы мушрики, помимо Аллаха, поклоняются еще истуканам с женским изображением. Согласно извращенному вероубеждению арабов джахилийи, ангелы считались дочерями Аллаха. Поэтому они изготовляли своих истуканов в образе женщин и давали им женские имена. Имена известных идолов тех времен, такие как Лат, Манат и Узза также являются женскими именами. Впоследствии они думали так: «Если мы станем поклоняться дочерям “старшего бога”, то они приблизят нас к своему “отцу”». Тем самым, отступая от пути Аллаха, они поклонялись мятежному шайтану.

 

لَّعَنَهُ اللّهُ وَقَالَ لَأَتَّخِذَنَّ مِنْ عِبَادِكَ نَصِيبًا مَّفْرُوضًا ۝

118. Проклял его [шайтана] Аллах. И сказал он: «Непременно заберу от Твоих рабов долю предписанную.

وَلأُضِلَّنَّهُمْ وَلأُمَنِّيَنَّهُمْ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُبَتِّكُنَّ آذَانَ الأَنْعَامِ وَلآمُرَنَّهُمْ فَلَيُغَيِّرُنَّ خَلْقَ اللّهِ وَمَن يَتَّخِذِ الشَّيْطَانَ وَلِيًّا مِّن دُونِ اللّهِ فَقَدْ خَسِرَ خُسْرَانًا مُّبِينًا ۝

119. И непременно введу их в заблуждение, и непременно внушу им пустые мечты, и непременно прикажу им, и непременно будут обрезывать уши скота, и непременно прикажу им, и непременно будут изменять творение Аллаха!». И кто берет шайтана покровителем вместо Аллаха, то действительно потерпел явный убыток!

То есть Аллах проклял шайтана, изгнал из Своего милосердия. Шайтан же, когда его изгоняли, сказал:

«Непременно заберу от Твоих рабов долю предписанную». 

Тем самым он сказал: «Ты проклинаешь меня из-за них, так что я поведу определенную часть из них по своему пути и призову к неверию и мятежу».

Имам Муслим в своем «Сахихе» приводит об этом следующий риваят:

«В День воскресения Всевышний Аллах скажет Адаму:

— Отправь долю ада. 

Адам спросит:

— Что такое доля ада? 

Аллах скажет:

— Из каждой тысячи — девятьсот девяносто девять».

Стало быть, среди людей есть определенная доля, которая достанется шайтану, то есть обитатели ада. Они те, кто последовал за ним в этом мире. 

Затем шайтан, продолжая свою речь, говорит: 

«Непременно введу их в заблуждение, и непременно внушу им пустые мечты».

То есть шайтан говорит: «Я введу Твоих рабов в заблуждение, собью их от прямого пути — от Твоего пути, и внушу им пустые мечты — сделаю так, что они будут ходить и думать: «Наша жизнь будет долгой, мы будем наслаждаться жизнью, ведь нет ни воскрешения, ни расчета, ни Судного дня».

«…и непременно прикажу им, и непременно будут обрезывать уши скота…»

То есть шайтан научит последовавших за ним рабов Аллаха мерзким делам, непотребным обычаям и привычкам. Одно из них — подрезание ушей у скотины, следуя каким-то нелепым вероубеждениям. У арабов прокалывались или подрезались уши у некоторых животных, которые при этом как бы посвящались Аллаху, и на этих животных нельзя было ездить или есть их мясо. Из аята проясняется, что это неправильно. А тот, кто совершил это, следует пути шайтана.

«…и непременно прикажу им, и непременно будут изменять творение Аллаха!..»

«Изменение творения Аллаха» — это кастрация, прижигание животных и людей, или же нанесение на тело человека различных отметин другими способами. Кто совершает подобные дела, они тоже следуют пути шайтана.

«И кто берет шайтана покровителем вместо Аллаха, то действительно потерпел явный убыток!»

Значит, у человека есть два выбора, третьего не дано. Он должен взять себе в друзья либо Аллаха, либо шайтана. Третьего не дано. Те, кто хочет пребывать в счастье и благоденствии, берут в друзья Аллаха и следуют Его пути. Те же, кто взял в друзья шайтана, они несомненно потерпят явный убыток. 

 

 

 

 

Самое читаемое

В школах Дании...

В школах Дании вводится предмет...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (4)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (8)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...