Четверг Шавваль 23 1445 | Четверг мая 02 2024

ПОЧЕМУ МОНОТЕИЗМ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН
НЕ УСТОЯЛ ПЕРЕД ПОПУЛЯРНЫМИ
В ДРЕВНОСТИ МИСТЕРИЯМИ?

В IV веке в церкви были официально установлены и названы христианскими ранее отрицавшиеся таинства (по-греч.: «мистерии»), была лишь произведена замена имен и названий - с древних на новые. Однако заклинательный характер этих мистерий сохранился и с новыми именами. Так, и спаситель «правогласных египтян» Осирис, и персидский богочеловек Митра, согласно мифам, родились примерно в день зимнего солнцестояния 25 декабря, причем Митра - в пещере среди животных. Рождество этих богов-спасителей пышно праздновалось в Римской империи даже в IV веке. Схожим стало и рождество Коляды в славянских землях, так что и сегодня рождественские песни христиан в Восточной Европе зовутся «колядками». В середине IV века, вводя повсюду христианство, император назначил день 25 декабря днем рождества Иисуса - специально с целью вытеснения популярного массового праздника рождения античных богов. При этом ранее никто в христианской церкви с самого ее возникновения такой даты не знал и не праздновал.
Таинства, установленные христианами в Римской империи по случаю боговоплощения, страдания, смерти и телесного воскресения Иисуса, практически не отличались внешне и по структуре от таинств-мистерий язычников, более того - они были призваны поглотить языческие мифы и культы, чтобы переподчинить миллионы верующих новому, христи¬анскому духовенству и новому «первосвященнику вселенной» - римскому императору. А христианское духовенство установило культ императора не просто как одного из богов (так было в язычестве с его множеством национальных культов), а как единого для всех всемирного «Спасителя», преемника и наместника раввина и Царя иудейского - Христа.
Культы Осириса-Сераписа (Египет-Рим), Орфея (Гре¬ция), Аттиса (Рим), Митры (Персия - Рим) и многие другие строились по одной и той же схеме «боговоплощения»: чудесное рождение богомладенца от девы - страдания за людей и смерть - схождение в ад - телесное воскресение и вознесение на небо. Жрецы этих культов при огромном скоплении народа ритуально воспроизводили содержание мифов, совершали массовые шествия с возглашениями: «Аттис воскрес!» или «Осирис воскрес!», причащали верующих кровью божества в виде вина (греки), крови быка (римляне), красного пшеничного напитка (египтяне), считая, что это гарантирует им нарушение законов природы в пользу верующих.
«О вы, божественные Духи! -молился древний египтянин за тысячу лет до рождества Иисуса Христа. -Произнесли ли предо мной вы такие слова; "Пусть участвует он в Вечной Жизни, Причастившись священных хлебов Геба/" Хлеб причастия моего будет из белой пшеницы, Причащаться я буду напитком из красной пшеницы»
(«Египетская Книга мертвых») (Цит.по-.Ливрага Х.А Фивы. - М., 1997.-С. 118).
Причастие телом и кровью божества характерно для большинства древних религий, причем развитие шло от жестокого натурализма в сторону гуманизации: у отсталых племен это могло быть замещающее человеческое жертвоприношение, затем человека заменило животное, затем кровь животного стала символизироваться вином или красным напитком, а плоть - хлебом. В книге мага Зардушта (Зороастра) воплощенный бог Митра говорит своим ученикам: «Кто ест мою плоть и пьет мою кровь, остается во мне, и я остаюсь в нем»( Аннаньелъ Т. Христианство: догмы и ереси. - СПб., 1997. - С. 245.). Очевидно, эта сакраментальная формула популярнейшей в Древнем Риме религии произвела сильное впечатление и на религиозных авторов в Израиле, который, по свидетельству своих же пророков, постоянно уклонялся в культы иных народов.
И в христианской церкви общая структура древних мифов и даже текст многих молитв были сохранены и получили дальнейшее развитие. Так, статуи египетской богородицы Исиды с богомладенцем - спасителем на руках повсеместно стояли в Риме, так что древние христиане часто по¬клонялись ей, не видя принципиальной разницы между ней и иудейской праведницей Мариам (сохранились тексты, в которых священники наказывают верующих за поклонение не тем статуям). Христиане IV века возродили древнюю практику причащения мистической кровью божества через ее ритуальную замену красным вином.
Следует заметить, что и в древнем языческом мире к этой практике не все относились однозначно. Например, известный оратор Цицерон писал о религиозных фанатиках:
«Когда мы называем хлеб Церерой, а вино - Вакхом, мы употребляем не более как общеизвестные риторические фигуры. Или вам на самом деле кажется, что на свете есть человек настолько безумный, чтобы искренне верить, что употребляемая им пища является богом?
В средневековье возродился также обычай обращаться к духам ранее умерших людей с просьбой нарушить законы Творца в пользу просящего, что, по сути, превращает дух телесно умершего человека в существо, способное самостоятельно изменять порядок мироздания, т.е. в бога, как он понимается среди язычников. Простая логика подсказывает: как может изменить порядок вещей тот, кто его не создавал и кто над ним не властен?
Я думал: зачем же уподоблять всемогущего Творца человеческому начальнику, любящему лесть и угодничество и принимающему решения не по установленному Им Самим закону, а исходя из просьб особо приближенных фаворитов - «святых угодников»? Здесь проглядывает либо неверие во всемогущество и всезнание Бога вообще, либо отрицание в Его действиях той справедливости, которую Он Сам утвердил в Своем откровении. Безусловно, Всевышний волен принимать любое решение по просьбе любого человека, тем более праведного, однако речь идет о легализации общей практики поклонения не Создателю, а Его творениям - людям - с лукавой целью самим вообще уклониться от личного прямого поклонения и обращения к Богу.
Так отзовитесь вашему Владыке,
Пока не наступил тот День,
Которому Аллах не даст отсрочки.
Вам нет убежища в тот День,
И [от грехов своих] вам не отречься.
Но если [, зная это,] отвратятся — (что ж!)
Над ними стражем Мы тебя (о, Мухаммад) не посылали,
И на тебе —лишь передача [откровений]
(Коран 42:47-48).
Творец всеведущ и всемогущ, поэтому Ему известны не только любые просьба и обращение всякого человека, но и каждое его тайное желание. Если Аллах по Своей милости посчитает необходимым и полезным что-либо дать человеку, то Он сделает это как всесильный Владыка; если Он посчитает это ненужным или вредным, то не сделает, Он может использовать и использует для этого и посредников в лице ангелов, пророков, посланников, духовных учителей, праведников, но только Аллах принимает решения и дает этим посредникам полномочия передавать лю¬дям Его волю. Они - лишь Его слуги, глашатаи Его повеле¬ний. Если же человек сам по себе захочет что-то «посоветовать» Богу, побудить Его изменить Его решения о судьбах других людей, то этот «советник» должен для этого знать о состоянии душ и о делах других людях больше, чем знает Сам всеведущий Творец! Претендуя на такое положение, человек фактически заявляет о претензиях быть сотоварищем (соучастником, компаньоном) всемогущего и всеведущего Бога в Его общении с человечеством. Именно таковы претензии жреческого сословия во все времена!
Пророк Божий Исайя, наблюдавший, как народ Израиля участвовал в языческих мистериях, с горечью вопрошал: разве может человек по собственной воле проникнуть в разум своего всемогущего Создателя и помочь Ему в определении судеб других людей и народов?
«Скажет ли глина горшечнику; «что ты делаешь?»...
Кто уразумел дух Господа,
и был советником у Него и учил Его?
С кем советуется Он, и кто вразумляет Его,
и наставляет Его на путь правды,
и учит знанию,
и указывает Ему путь мудрости?...
Разве ты не знаешь...
что вечный, Господь Бог,
сотворивший концы земли,
не утомляется и не изнемогает?
разум Его неисследим»
(Библия, Ис. 45:9; 40:13 - 15,28).
А вот как сказано в Коране:
Неужто они прочат в соучастники Ему
Таких, которые творить не могут,
И сами же Другим сотворены?
Они не могут помощь оказать ни им,
И ни самим себе...
Поистине, все те, кого вы призываете помимо Бога,
Такие же рабы Ему, как вы
(Коран, 7:191-192,194)-
Меня озадачивали и многие народно-религиозные ритуалы. Например, в России в селах сохранялся, помимо прочих, такой обряд. Официальные структуры, будучи не в силах победить культ языческого бога - покровителя скота Белеса - заменили его культ культом созвучного по имени греческого святого Власия. Однако на практике в дни, когда ранее молились Велесу, старший в семье мужчина облачался в вывороченную козлиную шкуру - как это делал жрец бога Белеса - и поил освященной в церкви водой домашний скот, чтобы тот не заболел. Для этого его кормят также веточками вербы, которые почему-то заменяют в церкви ветки пальм (символ встречи царя или триумфатора). На день Пятидесятницы весь пол в храмах с согласия духовенства устилают травой, после чтения молитв о ниспослании Духа на людей эту траву верующие разбирают по домам и используют в качестве средства от мышей.
Я задавал себе вопросы: почему же текст «Нового завета» не стал защитой от реставрации язычества - ведь он основан на учении великого пророка Единобожия? Является ли этот текст действительно откровением Всевышнего, словом Бога? Что вообще можно несомненно считать откровением Бога? Ответы на эти вопросы - это второй важный момент в выборе мировоззренческой позиции.

Продолжение следует...

 

 

 

Самое читаемое

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...

«Islam in Europe»:...

Число норвежцев принявших ислам удвоилось...

Аборигены целыми семьями...

Аборигены в мексиканском штате Чиапас...

Юсуф Эстес «О...

Дорогие братья и сестры и...