Среда Шавваль 29 1445 | Среда мая 08 2024

Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«У кого будут три вещи, тот найдет усладу веры: если Аллах и Его Посланник ста-нут любимее ему, чем всё, что кроме них, если любит человека только ради Аллаха, и ненавидит возвратиться к неверию так же, как ненавидит прыгать в огонь».

Из пятерых не передал только Абу Давуд.

Пояснение: Этот хадис также передает почтенный Анас ибн Малик радияллаху анху. В нем говорится о том, как можно достигнуть одного из первостепенных положений Ислама – сладости иймана. Слово «сладость» (халават) в арабском языке происходит от слова «хал-ва». Это слово используется в качестве метафоры для выражения духовного состояния.

В начале Пророк саллаллаху алайхи васаллам привлекает внимание слушателя словами:

«У кого будут три вещи, тот найдет усладу веры».

Услада веры – это словосочетание, бесспорно, заинтересует всех. Все подумают о том, как достичь сладости веры? Поэтому объявление того, что достижение сладости веры воз-можно посредством трех качеств, привлечет всеобщее внимание. После привлечения внима-ния называются сами эти три качества:

1. «Если Аллах и Его Посланник станут любимее ему, чем всё, что кроме них».

Совершенный ийман и ощущение сладости веры будет иметь только тот, кто возлюбит Аллаха субханаху ва таъала и Его Пророка саллаллаху алайхи васаллам больше всех. Как понимать эту любовь? Наши ученые дают разные ответы на этот вопрос, но смысл их один: любовь к Аллаху заключается в исполнении сказанного Им и отдалении от того, от чего Он предостерегает. В том, чтобы любить то, что любит Аллах субханаху ва таъала и избегать (не любить) того, чего Он не любит. Точно так же любовь к Пророку саллаллаху алайхи васаллам заключается в следовании его шариату и сунне.

2. «Если любит человека только ради Аллаха».

Правоверные мусульмане познают сладость веры только тогда, когда они любят друг дру-га во имя Аллаха субханаху ва таъала. Эта любовь рождается из любви обеих сторон к Алла-ху и является благословенной, ибо Аллах субханаху ва таъала сделал их братьями и друзья-ми. Именно поэтому взаимная любовь правоверных должна быть во имя Аллаха субханаху ва таъала. Никогда сладость веры не будет познана через любовь во имя мирских благ и богатства.

3. «Ненавидит возвратиться к неверию так же, как ненавидит прыгать в огонь».

Возвращение к куфру, по сути, означает быть брошенным в огонь. Таким образом, для постижения сладости веры недостаточно усилий лишь в одном направлении. Наряду с лю-бовью, необходимо, чтобы в норме также были неприятие и воздержание. Куфр и все, что ведет к нему, должны стать для правоверного такими же обжигающими при приближении к ним, как огонь, страшными и непереносимыми вещами. Правоверный должен бояться, слов-но огня, всего, что связано с малым и большим куфром, и точно так же остерегаться попадания в него.

Польза данного хадиса предельно ясна. Давайте задумаемся: действительно ли наша любовь к Аллаху субханаху ва таъала и Его посланнику превыше всего остального? Всегда ли мы совершаем то, что велит нам Аллах и сторонимся того, от чего Он предостерегает? Насколько мы твердо следуем шариату и сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам? Или же, полюбив мирские блага, попав в их ловушку мы не можем из нее выбраться? Или же мы прогибаемся и преклоняемся перед такими же, как мы, беспомощными рабами, из-за того, что от них зависит наше продвижение в чине? Может быть, как раз поэтому мы и достигаем не сладости веры, а сладости мирских вещей?!

Все, что было раньше, прошло. Так давайте же теперь стремиться к достижению сладости веры! Давайте же поступать в каждой сфере нашей жизни соответственно сказанному Алла-хом субханаху ва таъала и избегать того, от чего Он предостерегает! Давайте же начнем жить, основываясь на шариате нашего любимого Пророка саллаллаху алайхи васаллам, начнем твердо следовать его сунне! Давайте пересмотрим и наше отношение к правоверным мусульманам: может быть, и в этом плане мы найдем что-то полезное из данного священно-го хадиса!

Давайте будем откровенными: почему мы не любим людей только во имя Аллаха субха-наху ва таъала? Бескорыстны ли мы в нашей любви к ним? Не ожидаем ли мы за эту любовь мирских материальных благ, почета и каких-либо других выгод? Неужели вы скажете, что таких людей нет, а если и есть, то их мало? Коли не так, давайте начнем извлекать пользу из изученного нами хадиса, начнем любить богобоязненных рабов Аллаха, полюбивших Алла-ха субханаху ва таъала только во имя Него Самого! Да, пусть эта наша любовь будет не ради положения, мирской корысти, различных выгод, а только ради Аллаха субханаху ва таъала! Только во имя единственного Аллаха! Вот тогда мы достигнем (познаем) сладость веры.

Давайте также пересмотрим наше отношение к куфру. – Действительно ли мы боимся куфра и всего, что с ним связано, как огня, или же мы очень беспечны? Быть может, мы то-же находимся в неведении и невежестве, оправдываясь словами: «Как же нам быть, таково время, люди ведь поступают так же»? Если же, не дай Бог, мы проявляем такую беспечность, то давайте скорее исправимся и будем стремиться к достижению сладости веры!

Сможем ли мы осознать, насколько человек нуждается сегодня в мудрости этого хадиса, вобравшего в себя такие великие истины? Осознаем ли мы сегодня, в начале пятнадцатого века Хиджры, как может человечество познать сладость веры? Конечно, уже осознаем, по-скольку теперь мы изучили этот хадис.

Посмотрим теперь на тех, кто претендует на право быть мусульманами, на право быть частью уммы Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Как сильно мусульмане любят Аллаха субханаху ва таъала и Его посланника саллаллаху алайхи васаллам? Как они исполняют веления Аллаха, как отказываются от того, от чего Он предостерегает? Как они следуют шариату и сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам? Оставив на потом трудные вопросы, начнем с самого простого и не требующего больших усилий: давайте узнаем, сколько людей может осознанно и правильно хотя бы произнести шахаду? Поскольку ответы на эти вопро-сы сегодня далеко не положительные, кто же, как не мы сами, нуждаемся в достижении сладости веры?

Сегодня человечество нуждается во взаимной любви во имя Аллаха субханаху ва таъала! Из-за отсутствия любви во имя Аллаха между отдельными личностями, родами, племенами, обществами растет взаимное недоверие, предательство и вражда. Для того, чтобы избавиться от этой беды, нужно следовать данному хадису.

Безразличие и бесстрашие перед куфром сегодня стало обыденным. Речь не идет о случаях, когда человек по незнанию допускает проявления неверия или относящиеся к нему идеи, слова и поступки. Речь идет об осознанном и умышленном следовании в направлении к куфру.

Давайте сначала возьмем лишь тех, кто заявляет о своем иймане и Исламе: насколько они сторонятся куфра и всего, что к нему ведет?

 

Из книги 
досточтимого шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа 
"Ислам и ийман" серии "Хадисы и жизнь"

 

 

 

Самое читаемое

Даниил: Подарив мне...

Израильский мусульманин Даниил Родовский заявил...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

В школах Дании...

В школах Дании вводится предмет...

Особенности исламской цивилизации

Каждая цивилизация имеет свои отличия...

Достоинство солавата

Шайх Ибн Атауллах Сакандари говорит:...