Вторник Шавваль 28 1445 | Вторник мая 07 2024

(العرف، و العادة، و التعامل)

А. Определение

Обычай, традиция и привычка являются шариатскими доводами, к которым обращаются в момент не обходимости. Эти слова, будучи синонимами, используются в ‘ильм аль-Фикх, заменяя друг друга. Однако, с языковой и терминологической стороны они имеют между собой некоторые различия. Например, аль-’урф, обозначающее в языке нечто приличное, общеизвестное (ма’руф), терминологически определяется как“не что одобряемое разумом и шариатом, не отрицаемое (не считающееся чужим) здравомыслящими людьми”.

Обычно факихи используют аль-’урф и аль-’âдат в одинаковом смысле и дают им следующее опреде ление: “Нечто, выполняемое по привычке и принимаемое здравомыслящими людьми как положительное”.

Б. Разновидности аль-‘Урф

аль-‘Урф подразделяется на части, с одной стороны - на устную и практическую, с другой стороны - на общую и частную. Все эти разновидности аль-’урфа могут быть как недействительными (фâсид), так и правильными (сахих).

а) аль-’Урф аль-Фâсид

аль-’Урф и аль-’âдат, противоречащие Книге и Сунне, называютсяаль-’урф аль-фâсид (недействи тельное обычное право). Например, пить спиртное и получать проценты в некоторых случаях между людьми может принимать форму традиции или обычая. Однако, подобные традиции или обычаи, противоречащие текстам, не могут быть приняты как одобряемые.

б) аль-’Урф ас-Сахих

Традиции и обычаи, не противоречащие религии и разуму, называются правильными (сахих).

В. аль-‘Урф как аргумент (худжжат)

Факихи принимают аль-’урф и аль-’âдат в качестве одного из источников извлечения норм и их опоры. Доводы, на которые они при этом ссылаются, можно расположить в следующем порядке:

а) Тексты, подтверждающие, что аль-’урф и аль-’âдат являются доводами:

“А содержание их и одежда их на отце, согласно обычаю”[1]

“Кто беден, пусть тратит по обычаю”[2]

б) Продолжение некоторых доисламских обычаев в исламе: некоторые обычаи арабов, не противоре чившие исламу, принято считать законными. Например, товарищество, в которое одна сторона вкладывает капитал, а другая - труд. Это учреждение продолжает существовать и в исламе.

[1] "Аль-Бакара", 233.

[2] "Ан-Нисâ", 6.

 

 

 

Самое читаемое

75000 британских женщин...

Три четверти британцев, которые стали...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Американская священница нашла...

Американская священница нашла в Исламе...

От Сьюзи Бакенбороу

Будучи практикующей христианкой почти 16...

Юсуф Эстес «О...

Дорогие братья и сестры и...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...