Суббота Шавваль 18 1445 | Суббота апреля 27 2024

В этой главе будут рассмотрены следующие производные доводы:истихсâн, истисхâб, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), ’урф - ’адат, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’, шар’ мин каблина.

I. Аль-Истихсâн (الاستحسان)

А. Определение

В языке истихсâн означает «одобрение». Терминологически это слово определено двояко: в узком и широком значенииях.

а) аль-Истихсâн в узком значении – это “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”.

(الاستحسان: هو العدول عن قياس الى فياس اقوى منه)

б) аль-Истихсâн в широком значении - включает в себя также и скрытые аналогии. Достаточно при вести два определения.

1. Истихсâн - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоя щий ей”.[1]

(و هو دليل يقابل اي يعارض القياس الجلي)

2. Истихсâн - это направление, взятое муджтахидом, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из об­щего правила какого-либо частного вопроса.

Б. Аль-Истихсâн как аргумент (худжжат)

Более всего использовали истихсâн в качестве аргумента ханафиты. Имеется высказывание имама Мâлика по этому поводу: "Аль-Истихсâн - это девять десятых науки".

[1] İbn Melek, s. 294.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Ислам завоевывает сердца...

В Швеции, как и по...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...