О психологии в Исламе
Вопрос:
Чем с точки зрения Ислама нужно руководствоваться профессиональному психологу-мусульмананке в выборе методов диагностики и направлений в работе?
Ответ:
Бисмиллахир Рахманир Рахим
- Ва алайкум ассалом! Вся суть Ислама основана на состоянии души человека — на его отношении к убеждению единобожия и к деяниям, выполнения которых требует это убеждение. Существует множество научных источников, которые посвящены не только изучению состояния души, но и воспитанию души. Самыми первостепенными и незыблемыми источниками в этом отношении являются Священный Куръан и хадисы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Праведные мусульмане всегда хорошо разбирались в психологии: они достаточно верно оценивают состояние человека по совокупности нескольких факторов, определяющих повадки, поведение и поступки человека, его высказывания. Например, по одной высказанной фразе, выраженной по случаю какого-либо события, можно определить многое о состоянии человека: ту или иную степень приверженности вероучению тавхида, его осведомленность о повелениях и запретах Всевышнего Аллаха и Его Посланника, о степени богобоязненности человека в зависимости от его поступков по случаю той же ситуации и т.д.
Поэтому Ислам придает особое значение изучению состояния души и всех влияющих на нее факторов. Важнейшими факторами в этом смысле являются такие составляющие, как наличие у человека веры, сила этой веры, основа его вероубеждений, уровень знаний и степень приверженности следовать своим знаниям, выполнять предписания шариата; насколько человек потакает своему хаваун нафсу — своим низменным страстям, как он справляется с различными проявлениями обольщения, с наущениями шайтана, со своими естественными желаниями и склонностями, как он сдерживается от соблазна тех пороков, которых шариат предписывает запретными, какова степень его богобоязненности. Наиболее продвинутыми в овладении знаниями об этих составляющих всегда считались приверженцы тариката (тасаввуфа). Посему ученый-мусульманин, занимающийся психологией, должен быть хорошо осведомлен о страстях нафса, о состоянии души, о положительном и негативном влиянии на состояние души тех или иных факторов, таких как тавхид, тоат и ибадат, исйан и ихлас, сабр, хавф и раджо, таква и вараъ, сидк и рийа, зухд, хушуъ и хузуъ, таваккул, ислам и ихсан, достаточно различать сами эти понятия. Такой специалист должен уметь распознавать преобладание одного из этих категорий, над остальными, уметь выявлять причины этого. Он также должен хорошо знать и вопросы шариата, в частности, достаточно хорошо разбираться в науке фикх, чтобы правильно оценивать те или иные действия. Например, очень часто возникают вопросы относительно семейных взаимоотношений, или вопросы о разделе имущества. Поэтому психологу в Исламе следует знать множество столпов Ислама. Словом, он сам должен достаточно хорошо овладеть всеми исламскими знаниями в области шариата и тариката.
Одним из наиболее известных трудов в области изучения состояния души и воспитания души является книга «Воспитание души» (в трех томах) всемирно известного выдающегося ученого-богослова и исламского деятеля шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа рахимахуллах. В области исламского правоведения можно упомянуть книгу этого же автора «Кифая» (в трех томах), а также другие книги по части муамалат. Также существуют множество других научных источников и пособий. Валлаҳу аълам!
Коллегия «Спросите людей зикра»
Полиция Израиля начала задерживать в...
Какие они существа, джинны? (3)...
Какие они существа, джинны? (4)...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (11)...
Охрана здоровья в Исламе Во...