Суббота Шавваль 18 1445 | Суббота апреля 27 2024

Вопрос: Я вышла замуж за взрослого (старше меня на 20 лет) мужчину и не считала бы, что разница в возрасте между мной и мужем может послужить преградой между нами, если он показал бы лицом языком и сердцем то, что подтолкнуло бы меня забыть эту разницу в годах, но он, к сожалению, лишил меня всего этого. Не видно улыбки на лице, нет красивых ласковых слов в мой адрес и никакой живой сентиментальности, которая дает женщине почувствовать свою женственность и свое положение в сердце мужа. Он не жалеет денег на расходы, не причиняет мне никакого вреда, но это не все, что желает жена от мужа. Я вижу себя только поваром для него или машиной для производства детей или же инструментом для наслаждения, когда ему этого захочется. Все это надоело и наполняет мою душу и мою жизнь пустотой, особенно когда я вижу знакомых, которые живут с мужьями, наполняющими их жизнь лаской и любовью. Однажды я пожаловалась ему на его отношение ко мне, он сказал: "Разве я нарушил из твоих прав что-либо? Разве я пожадничал на расходы для тебя?"

Вот что хочу спросить, чтобы мужья и жены знали: Является ли обязательным удовлетворение только материальных потребностей, таких как еда, питье, одежда и жилье и ничего помимо этого? Неужели психологическая и моральная стороны не учитываются в превосходном исламском законодательстве? Я интуитивно и на основе своих ограниченных знаний не думаю что это так. Поэтому прошу вас объяснить эту сторону семейной жизни, потому что она играет огромную роль в благополучии мусульманских семей и их устойчивости. Да сохранит вас Аллах.

Жена-мусульманка ОАЭ

Ответ: То, что спрашивающая сестра интуитивно и на основе своих ограниченных знаний поняла, есть истина, к которой пришло превосходное исламское законодательство. Шариат обязывает мужа отвечать всем требованиям материальной стороны семейной жизни, будь-то одежда, жилье, лечение и т. д. учитывая его и ее положение или как выразился Коран: "...как подобает..." (Сура 2, аят 236). При этом шариат не упустил моральную сторону, без которой невозможно стать полноценным человеком. Как сказал древний поэт "Ты душою, а не телом человек". Наоборот, священный Коран подходит к вопросу женитьбы, что это знамение Всевышнего Аллаха и милость к своим рабам и говорит: "И из Его знамений - то, что Он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе (и растить потомство), взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамение для тех, кто предается размышленьям". (Сура 30, аят 21)

Мы понимает из этого аята, что целью супружеской жизни является душевное спокойствие, любовь и милость между супругами. Все это моральные, а не материальные ценности. Нет смысла в совместной жизни, если в ней отсутствует моральная сторона. В этом случае такая жизнь становится лишь только близкими телами с отдаленными душами.

Поэтому, многие мужья, являясь сами по себе добродушными людьми, все же ошибаются когда думают что все что они обязаны по отношению к женам, это содержание, одеть их обуть и предоставить им место жительства и больше ничего, забывая, что женщина нуждается как в пище, одежде и других материальных благах, также нуждается и даже более чем в этом, в добром слове сияющей улыбке, ласковом прикосновении, нежном поцелуе, хорошем отношении, тонкой шутке, которыми успокаивается душа, забываются заботы, и жизнь от которых становится счастливой. Имам Газзали высказался в своей книге о супружеских обязанностях и этике совместной жизни, без которых семейная жизнь не может продолжаться. К этой этике, которая упомянута в Коране и сунне, относится хорошее отношение к жене и терпение к ней. Всевышний сказал: "...и относитесь к ним по-хорошему...". Также Всевышний Аллах сказал, возвеличивая их права: "...и ведь они взяли с вас твердое обещание...".

Имам Газали говорит: "Знай же, что пресечь неприятное, исходящее от нее, вовсе не является проявлением хорошего отношения к ней, наоборот, терпеть неприятность и успокаивать ее во время злости является хорошим отношением, подражая посланнику Аллаха, мир ему и благословение. Его жены могли грубо ответить ему, а иногда, одна из них могла вообще не разговаривать с ним весь день. Он говорил Айше: "Я знаю когда ты довольна и когда недовольна!" Она спросила: "А как ты это узнаешь?" Пророк ответил: "Когда ты довольна, ты говоришь "Нет! Клянусь господом Мухаммада", а когда недовольна, то говоришь: "Нет! Клянусь господом Ибрагима", она сказала: "Да, правда, я не произношу твоего имени".

Из этики, о которой упомянул Имам Газзали - готовность не просто проявлять терпение по отношению к ним, но и успокаивать их шутками и играми, что смягчает сердца женщин. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, шутил с ними, ставя себя наравне с ними в своем поведении. Даже рассказывается, что он соревновался с Айшой в беге. Умар, да будет доволен им Аллах, несмотря на его суровость, говорил: "Мужчине следует быть в семье как ребенок, а в нужный момент, чтобы семья его нашла как мужчину".

Большим примером во всем этом является пророк, мир ему и благословение, несмотря на его многочисленные заботы и огромную работу в распространении призыва, установлении религии, воспитании общества, укреплении основ государства изнутри и защита от выжидающих врагов извне, не говоря о его привязанности к Господу и несмотря на постоянство в поклонении постом и молитвами, чтением Корана и поминанием Всевышнего Аллаха, так что даже при ночных молитвах его ноги опухали от долгого стояния, и он плакал так, что его слезы делали мокрыми бороду. Я говорю, что, несмотря на все это, пророк не нарушал права своих жен, не забывал божественную и человеческую сторону в них, подпитывая их чувства, которые не могут быть удовлетворены едой и питьем.

Имам ибн Аль-Кайим в разъяснении отношения пророка, мир ему и благословение с женами, говорил: "Его биография с женами была: хорошее отношение и красивый нрав. Он пускал к Айше мединских девочек, чтобы они игрались с ней, когда она хотела что-либо не запретное он следовал ей в этом, когда она пила из какого-либо сосуда он брал этот сосуд, ставил губы туда, где прикасалась она и пил из него. Когда она ела мясо, он ел также с этого места". "Ложился на ее колени, читая Коран в таком положении, и может быть, она была в это время в периоде месячных циклов. Когда она находилась в месячных циклах, он повелевал ей одевать изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела) затем обнимал и ласкал ее. И он целовал ее, будучи даже постящимся". "Также считается из проявлений его хорошего отношения, что он дал ей возможность развлекаться и разрешил ей, прислонившись на его плечи, смотреть на хабашитских рабов, которые игрались в мечети. Айша соревновалась с ним в беге два раза, а однажды они толкали друг друга при выходе из дома". "Пророк, мир ему и благословение, говорил: "Лучшие из вас - лучшие для своих семей и я лучший из вас для своей семьи". "После послеобеденной молитвы он заходил к женам и интересовался их положением, а ночь проводил только у той, чья очередь наступила. Айша говорила: "Пророк поровну делил время между женами, и было очень редко, чтобы он не обходил всех нас, но он не прикасался ни к одной, пока не доходил до той, чья очередь подошла, и ночевал у нее".

Если мы поразмыслим над приведенными наставлениями пророка, мир ему и благословение в отношении к женам, то мы найдем, что он заботился о всех женах, спрашивал обо всех и заходил ко всем, но Айшу выделял своей заботой и это было не просто так, и не было прихотью, а наоборот, учитывая, что она была девственницей и молодой, он женился на ней когда она была маленькой и не знала другого мужчины кроме пророка, мир ему и благословение. Естественно, потребности молодой девушки превышают потребности взрослой, которая уже была однажды замужем. Я не имею в виду, когда говорю "потребность" ее материальное обеспечение или половую связь, наоборот, говорю о душевных потребностях и о чувствах, которые важнее и глубже, чем все другие потребности. Нет ничего удивительного в том, что пророк, мир ему и благословение, обращал внимание на эту чувственную сторону жизни, выполняя свое обязательство, и не упускал этот момент, несмотря на огромную ответственность в политике призыва, образовании общины, и построении государства".

"Вам поистине в посланнике Аллаха прекрасный образец"  Правдив Великий Аллах

Шейх Ю. Аль-Карадави

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...