Воскресенье Шавваль 26 1445 | Воскресенье мая 05 2024

А. Определение

аз-Зарâйи’ (ед.ч. аз-зари’а) означает «средство», «повод», «отговорка». Терминологически аз-зарâйи’ определяется как "вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному (халâл) и запретному (харам)". Согласно этому, то, что приводит к хараму, является харамом. А то, что является средством для достижения дозволенного (мубâх) - дозволено. Для должного (вâджиб) обязательным является должное. Например, пре любодеяние (зинâ) является харамом. Оставаться наедине с женщиной, которая не является разрешенной тебе (халâл) запрещается (харам), так как это может быть средством, приводящим к прелюбодеянию. Пят ничная молитва является обязательной (фард), прекращение торговли и устремление к месту совершения молитвы также обязательно. Совершение хаджжа является обязательным (фард) для лица обладающего со стоянием и временем, приложение усилий в этом направлении также обязательно (фард).

Преграда на пути, ведущем к плохому, называется садд аз-зарâйи’/سد الذرائع (перекрытие средств). Откры тие путей, ведущих к добру, называетсяфатх аз-зарâйи’/فتح الذرائع (открытие средств).

Если мâликиты и ханбалиты признают садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента, то ханафиты и шâфииты не признают его как аргумент[1]. Однако, согласно аль-Карâфи, факиху мâликитского толка, на практике всемазхабы использовали садд аз-зарâйи’ в качестве аргумента. аль-Карâфи обобщал это следующим обра зом - факихи разделяли аз-зарâйи’ на три части: 1) аз-Зарâйи’ единогласно принимается во внимание. На пример, не позволительно рыть колодец на дороге, добавлять яд в пищу, так как это может стать причиной смерти верующих. То есть, это запрещается (харам). 2) аз-Зарâйи’ единогласно отменяется. Например, из-за опасения изготовления вина из винограда нельзя запретить виноградарство. 3) Спорное аз-зарâйи’. Напри мер, продажа в рассрочку, где присутствует сомнение в получении процента.

Мâликитский и ханбалитский мазхабы в своих действиях применялиаз-зарâйи’, а ханафитский с шâфиитским, применяя аз-зарâйи’, прибегали в своих действиях к ухищрениям. Полезно будет дать некото рые пояснения этим средствам.

Б. Ухищрения и выходы (аль-хийал ва аль-махâридж)

(الحيل و المخارج)

В языке слово аль-хиле (الحيلة) мн.ч. аль-хийал (الحيل) означает средство, находчивость. В терминологии фа кихов это слово определяется как “пути, средства и выходы, найденные для согласования по форме и внешнему виду с фикхом поступков и самостоятельных действий, легитимизации их полезных особенно стей”[2]. Некоторые âлимы подразумевают под ухищрениями (аль-хийал) законные выходы из положения аль-махâридж.

Мазхабы, использующие это средство, приводят в качестве законного обоснования аят из Корана, где говорится об Айюбе (мир ему)[3]. Точно также для подтверждения законности применения аль-хиле, приво дят некоторые доводы из Сунны[4].

аль-Хийал (ухищрения) можно разделить на две части:

1. Допустимые шариатом

Такие, когда человек соблюдающий пост во искупление (каффâрат), до завершения этого поста, с на ступлением месяца рамадан, предпринял путешествие. Так Абу Ханифа пояснил правильность намерения путника, если он имел намерение помимо поста в рамадан соблюсти и необходимый (вâджиб) пост.

2. Не допускаемые шариатом

Такие, когда человек, для того, чтобы не заплатить закят, дарит кому-либо собственность, а затем, до истечения одного года, отказываясь от дарения, забирает эту собственность.

[1] "İlm-i Hilâf", s. 130.

[2] Karaman, "Tarih", s. 77.

[3] "Сад", 44.

[4] Tirmizi, "Büyü", 21.

 

 

 

Самое читаемое

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Достоинство солавата

Шайх Ибн Атауллах Сакандари говорит:...

Истина о гадании...

Духовное лечение К месту будет...