В этой главе будут рассмотрены следующие производные доводы:истихсâн, истисхâб, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), ’урф - ’адат, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’, шар’ мин каблина.
I. Аль-Истихсâн (الاستحسان)
А. Определение
В языке истихсâн означает «одобрение». Терминологически это слово определено двояко: в узком и широком значенииях.
а) аль-Истихсâн в узком значении – это “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”.
(الاستحسان: هو العدول عن قياس الى فياس اقوى منه)
б) аль-Истихсâн в широком значении - включает в себя также и скрытые аналогии. Достаточно при вести два определения.
1. Истихсâн - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоя щий ей”.[1]
(و هو دليل يقابل اي يعارض القياس الجلي)
2. Истихсâн - это направление, взятое муджтахидом, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из общего правила какого-либо частного вопроса.
Б. Аль-Истихсâн как аргумент (худжжат)
Более всего использовали истихсâн в качестве аргумента ханафиты. Имеется высказывание имама Мâлика по этому поводу: "Аль-Истихсâн - это девять десятых науки".
[1] İbn Melek, s. 294.
По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...
Мы получили письмо от ученицы...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...
Все мы знаем, что без...
Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...
Пастор из Флориды Терри Джонс...