Пятница Рамазан 19 1445 | Пятница марта 29 2024

А. Определение кыйаса и его свойство

В языке слово кыйас (мукайаса) имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Терминологи чески слово кыйас определяется как“выявление подобной нормы из двух фактов, один из которых под­твержден текстом, а второй, вследствие наличия у них общей причины, - иджтихâдом”. По-арабски это определение имеет следующий вид:

القياس: "هو اظهار مثل حكم معلوم في معلوم آخر لاشتراكهما في علة الحكم عند المثبت."

Приведем несколько примеров:

1. Один из аятов запрещает вести торговлю в пятницу, во время произнесения призыва к молитве (азан). Интересно, а каково решение относительно заключения договора об аренде в пятницу во время азана? Какого-либо текста по этому поводу перед нами нет. Тогда мы проводим сравнение между арендой и прода жей. Продажа во время пятничной молитвы запрещена. Она занимает человека, и как следствие, отвлекает его от совершения ритуального действия. Также и аренда занимает человека и отвлекает его от совершения ритуального действия. В таком случае, во время пятничной молитвы заключение договора об аренде также запрещается

2. Положение о запрете вина закреплено в аяте: “...вино, азартные игры, гадания является одним из противных дел сатаны. Остерегайтесь его”. Причина запрета вина в его опьяняющем действии (искâр). Опьяняющее действие присуще и вспененному взвару сока фиников. В таком случае потребление такого взвара также запрещается.

Б. Кыйас как аргумент (худжжат)

По мнению большинства муджтахидов, кыйас является шариатским аргументом, что подтверждается Кораном, Сунной и рациональной практикой.

1. Аяты

В Коране содержится много аятов, указывающих на соответствиекыйаса шариату. Достаточно пояс нить значение двух из них. “О вы, кто веруете, повинуйтесь Аллаху, и Посланнику, и властям предер жащим из среды вашей; если же вы ссоритесь о чем-то, скажите об этом Аллаху и Посланнику...”[1]

“Наущайтесь же, о, имеющие глаза (т.е. сделайте сравнение)”[2]

2. Хадисы

1. При назначении Му’âза бин Джабаля на должность кадия в Йемене на вопрос Пророка, (мир ему и благословение Аллаха): «Каковы будут твои действия в случае, если не найдешь решения по какому-либо вопросу в Книге и Сунне?», его ответ: «Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути иджтихâда» - вызвал одобрение, что является указанием на законность кыйаса.

2. Одна женщина из числа сподвижников задала вопрос: «О Посланник Аллаха, мой отец умер, не со вершивши хаджа, если я вместо него совершу хадж, будет ли для него польза?». Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Предположим, что за твоим отцом есть долг и если ты его опла тишь, разве твоему отцу этого не будет достаточно?». Женщина ответила утвердительно. На что Послан ник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Если так, то долг перед Аллахом еще более вправе быть выполненным», что является указанием на законность кыйаса.

3. Хазрат-и Омар спросил Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), о том, какое суждение можно вынести о поцелуе без вожделения, случившемся во время поста. На это Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Что ты думаешь по поводу полоскания рта водой во время поста?». На ответ Омара, что это не повлияет на пост, Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Довольствуйся этим».

3. Практика сподвижников

Сподвижники так же использовали кыйас в качестве аргумента. Так сподвижники, присягая на вер ность Хазрат-и Абу Бакру, приняли во внимание тот факт, что Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), выбрал его предстоятелем (имамом) во время молитвы. И сравнивая (кыйас) звание халифа со званием имама, они говорили: «Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), назначил его имамом в наших религиоз ных делах. В таком случае, почему бы нам не признать его имамом и в наших мирских делах?».

Хазрат-и Али сравнивал наказание за питье вина с наказанием за клевету. Так как в конечном резуль тате питье вина становится средством, способствующим клевете.

4. Рациональная практика

Человек своим разумом воспринимает аналогию, как аргумент. Тексты Корана и Сунны ограничены, а случаев неисчислимое множество. Дать ответ на неисчислимое множество случаев считанным количеством текстов - затруднительное дело. Поэтому путем аналогии (кыйас) находится решение для случаев, которые не отражены в текстах.

В. Предмет кыйаса и область его применения

Обычно тексты, выходящие за пределы культовой и уголовной практики, как правило, должны содер жать в себе вместе с причиной (’иллет) какой-то смысл (хикмат) и вместе с выгодой (маслахâт) какую-то мотивацию (му’ллал). С этой стороны, тексты делятся на две части: немотивированные тексты и мотивиро ванные тексты.

1. Немотивированные тексты: тексты, содержащие культовую практику, искупление (расплату) и нака зание. В отношении этих текстовкыйас не применяется. Например, к этому виду относятся тексты, касаю­щиеся числа рак’атов в молитве и количества предельных наказаний. С этими текстами не могут соизме ряться другие. Если утренняя молитва состоит из двух рак’атов, на этом основании не может быть принято решение о выполнении двух рак’атов и в вечерней молитве. Муджтахид следует текстам, относящимся к данному вопросу, строит доказательство на соответствующих цитатах и действует по соответствующим ука заниям. Он не будет стремиться к соизмерению других вопросов, основываясь на извлечениях из этих тек стов.

2. Мотивированные тексты: в основе их лежит обоснование, здесь есть место аналогии. В каждом из текстов этой части имеется по одному условию (причине). Положения, касающиеся духовной практики (му’âмалâт) обычно опираются на какую-либо причину. Поэтому предметом кыйаса является такой вид тек стов. Они являются сферой применения кыйаса.

Г. Составные части (рукны) кыйаса

Кыйас имеет четыре рукна:

а) Основание (аль-асл الاصل), или то, с чем сравнивают (аль-макис алейх المقيس عليه)[3]. Понятие, в отноше нии которого имеется указание в тексте.

б) Извод (аль-фар’ الفرع), или то, что сравнивают (аль-макис المقيس). Понятие, в отношении которого нет указания в тексте.

в) Суждение (хукм аль-асл حكم الاصل), или норма, о которой есть указание в тексте, в последствии эта норма придается изводу (аль-фар’). Норма, переносимая с основного вопроса (аль-асл) на производный во прос (аль-фар’), называется переходящей нормой (аль-хукм аль-му’адди الحكم المعدي).

г) Причина, условие (аль-’иллет العلة), или атрибут, на котором строится суждение (хукм аль-асл).

Ученого, занимающегося кыйасом, называют кâис.

Употребление вина – основание, так как в отношении него имеется конкретное указание в тексте аята: انما الخمر ... فاجتنبوه ("а что до вина, то избегайте его"). Причина в его опьяняющем действии. Напиток, изготавли­ваемый из фиников (набиз النبيذ) является производным (аль-фар’), потому что в отношении его нет указания в каком-либо тексте. Напиток, изготовленный из фиников, и вино, имеют одинаковое опьяняющее воздействие. Следовательно, они равным образом имеют отношение к запретному (харам).

Здесь нужно дать отдельные пояснения к составным частям кыйаса:

Основание - аль-Асл (الاصل)

1. Согласно большинству факихов, аль-асл, будучи опорой кыйаса,должен быть отмечен в тексте или получен путем иджмâ’. Решение, подтвержденное кыйасом, не может быть использовано для оценки ка кого-либо другого вопроса.

2. аль-Асл не должен быть выделен для одной какой-либо темы. То есть суждение (хукм аль-асл) не должно быть предназначено только себе самому. Иначе такое основание (аль-асл) не сможет выступать в качестве того, с чем сравнивают (аль-макис алейх). Как в примере с одним из сподвижников по имени Ху зейма, который имел право свидетельствовать в одиночку, Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), в качестве особой привилегии для Хузеймы, да будет доволен им Аллах, установил: “Кому бы ни свидетель ствовал Хузейма, его свидетельства будет достаточно”. Однако, одиночное свидетельство какого-либо лица не может быть принято на основе аналогии (кыйаса) со случаем Хузеймы.

3. аль-Асл не должен быть чем-то непоколебимым, противоречащимкыйасу, как рак’аты молитвы и меры наказания. Мы убеждены, что они в качестве основы имеют под собой определенный смысл (хикмет). Однако, мы не можем определить составляющие этого смысла, не можем знать причин, на которых строится суждение (хукм аль-асл). Поэтому мы не можем использовать кыйас применительно к ним. Здесь кроется причина того, что в нормах культовой (’ибâдат) и уголовной (джазâи) практики не будет действовать анало гия (кыйас). Например, нельзя выносить решение о возможности выполнения двух рак’атов в полуденной молитве, сравнивая ее с утренней молитвой, состоящей из двух рак’атов. Нельзя проводить аналогию (кыйас) между статьей о клевете и статьей за прелюбодеяние и назначать одинаковую меру наказания (сто ударов палкой) по ним.

Точно так же имеется текст, в противоречие кыйасу подтверждающий тезис о том, что еда или питье, принятые во время поста по забывчивости (нисйан), не прерывают его. Посланник Аллаха, (мир ему и бла гословение Аллаха), повелел одному человеку, по забывчивости принявшему пищу во время поста: “...продолжай свой пост, лишь Аллах тебе мог дать пищу и воду”. Однако впредь, мы не можем прово дить аналогию прерванного по ошибке поста с этим контекстом.

Извод - аль-Фар’ (الفرع)

1. Какого-либо свойственного аль-фар’ текста не должно быть. Так как при определении нормы аль-фар’ каким-либо текстом отпадает необходимость в кыйасе. Конечно, если решение какого-либо вопроса подкреплено текстом, то нет необходимости вести разговор о кыйасе. В связи с этой темой имеется следую щий пример ошибочного решения, принятого неким андалузским факихом: один из халифов задал ему во прос относительно меры искупления за сексуальные отношения, имевшие место во время поста в дневное время. Факих вынес решение о шестидесяти днях поста.

Между тем, Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), в одном из хадисов определил мерой искуп ления лицу, нарушившему пост, освобождение одного невольника, а при отсутствии такой возможности - соблюдение поста в течение двух месяцев. Что же до андалузского факиха, то он в своей фетве провел ана логию (кыйас), основанную на выгоде (маслахâт), и таким образом вступил в противоречие с контекстом.

2. Причина (’иллет) в изводе (аль-фар’) должна быть тождественна причине основания (аль-асл). То есть необходимо, чтобы рукны аль-фар’ и аль-асл были тождественны своими причинами для достижения равенства в решении (хукм). Например, непозволительно проводить аналогию между ошибкой (хата) и за бывчивостью (нисйан). То есть норма, закрепленная в отношении забывчивости, не может быть закреплена путем аналогии (кыйас) и в отношении ошибки. Так как доля оправдания (ма’зират) в ошибке ниже доли оправдания в забывчивости. В ошибке присутствует невнимательность, приводящая к ошибке. Тогда как в забывчивости отсутствует проявление воли (ирâда).

Суждение - Хукм аль-Асл (حكم الاصل)

1. Норма, заложенная в основании (аль-асл), не должна быть отмененной. Так как действие отменен ной нормы не может распространяться на другой случай путем кыйаса.

2. Суждение (хукм аль-асл) после проведения кыйаса не должно изменяться ни в основании (аль-асл) ни в изводе (аль-фар’).

Мусульманин имеет право и на развод (талâк), и на объявление жены запретной для брака с ним (зихâр). Немусульманин имеет право только на развод. В данном случае нельзя по аналогии делать заключе ние о том, что немусульманин так же имеет право на зихâр. Если сделать такое заключение, то изменится норма аль-фар’. Мусульманин, объявившийзихâр, может искупить его, освободив одного невольника, или накормив 60 неимущих, или соблюдая пост в течение двух месяцев. Немусульманин же не вправе соблюдать пост.

3. Смысл нормы, заложенной в основании (аль-асл), должен быть достоверен (аль-’акли). Кыйас не действует в нормах, связанных с культовой практикой (та’аббуд). В положениях, касающихся духовной практики (му’âмалâт), кыйас применим в силу того, что в данном случае разуму доступны как смысл (хик мат), так и причина (’иллет).

Причина - аль-’Иллет (العـلة)

Это четвертый рукн кыйаса.

1. Определение причины (аль-’иллет)

«“аль-’Иллет” - это свойство на котором строится суждение».

العـلة: "هو الوصف الذي بنى عليه الحكم في الاصل".

Например, в вине имеется опьяняющее свойство. Из-за этого свойства потребление вина является за претным (харам). В результате аналогии (кыйас) возникает суждение о запретности всякого напитка, имею щего опьяняющее свойство.

Законоведы одновременно называли аль-‘иллет общим названием «источник норм» (манâт аль-хукм), включающим такие понятия как: общая причина, объединяющая причина, соответствующая причина, по буждение, признак, причина.[4]

2. Соотношение аль-’иллет и хикмет (причины и смысла)

Исламские ученые согласны между собой в следующем:

Аллах установил норму исключительно для совершения благих дел (маслахат) верующими. Эти бла гие дела означают для верующего либо достижение какой-то пользы, либо отведение какого-то вреда (جلب المنفعة او دفع المضرة). Облегчения, данные путнику: два рак’ата фарда вместо четырех при совершении мо литвы, перенесение времени поста по желанию на другое время, направлены на устранение трудностей в путешествии. Смысл разрешения прерывать пост в месяц рамадан также имеет своей целью облегчение трудностей для больного человека. Смысл признания преимущественного права покупки для компаньона или соседа означает устранение ущерба для них. Смысл возмездия за преднамеренное убийство человека направлен на сохранение жизни людей.

3. Условия для аль-‘иллет

Основание (аль-асл), имеющее под собой какой-либо текст, порой обладает целым рядом качеств и особенностей. Каждое качество, имеющееся в аль-асл, не обязательно может служить причиной его нормы. Качество, на котором строится норма должно обладать целым рядом условий, которые можно представить в следующем порядке:

1) Явность (зâхир):

Качество, содержащееся в основании (аль-асл), должно быть явным до такой степени, чтобы его ощу щать чувствами и постигать разумом. Например, опьяняющее свойство напитка воспринимается чувством. Так же причина для подтверждения отцовства заключена в брачном договоре. Если причина (аль-’иллет) является чем-то скрытым, необходимо наличие признака, указывающего на нее. Например, договор является правовым актом, основывающимся на взаимном согласии. Однако согласие - это скрытый фактор. Потреб ность и принятие являются признаками согласия и заменяют его.

2) Точность (мадбут):

То есть, причина должна меняться в зависимости от обстоятельств и среды, а выражаемое понятие должно быть определенным. Например, опьяняющее свойство - это причина запрещения вина, так как вино обычно воздействует как пьянящий фактор - это его свойство остается неизменным. Хотя иногда, если оно и не воздействует на некоторую часть людей опьяняюще, это не отнимает у вина его пьянящего свойства. Точно так же товарищество является причиной для преимущественного права покупки. Преимущественное право покупки не может быть привязано к вероятности ожидания ущерба от соседа, так как этот ущерб не является чем-то неизбежным.

3) Соответствие (мунâсиб):

Причина должна иметь свойство, обеспечивающее достижение смысла нормы. Потому что Аллах ус тановил нормы для осуществления целого ряда благих дел (маслахат). Эти благие дела имеют целью дости­жение какой-то пользы или отведение какого-то вреда (جلب المنفعة او دفع المضرة). Например, установление опекун ства родителя над имуществом детей является шариатской нормой. Причина этой нормы заключается в не дееспособности.

4) Качество не должно быть присуще основанию:

Извлекаемые (истинбат) причины не должны быть ограниченными, они должны распространяться (переходить) на другие статьи и вопросы. Однако причины (’иллет), известные по текстам, могут иметь ог раниченное действие. Следовательно, причина не должна быть ограничена исключительно своим основа нием (аль-асл). Например, путешествие является одной из причин несоблюдения поста. Причина запрета вина - в его опьяняющем свойстве.

Опьяняющее свойство вина может быть присуще и другим веществам. Следовательно, все вещества, которым присуще это свойство, считаются запретными (харам). Точно так же и упомянутое выше право опекунства родителя над имуществом малолетнего ребенка. Причина прав роди теля на опеку заключена в малолетстве и недееспособности, потому что ребенок из-за своего малолетства и недееспособности не в состоянии определить пользу и вред в отношении своего имущества.

Д. Норма (хукм) кыйаса

Нормой кыйаса является переходность (та’дийа), то есть переход суждения (хукм аль-асл) в извод (аль-фар’). Каким бы ни было суждение, подобие его будет проявляться в изводе (аль-фар’), эта норма появ ляется путем проведения аналогии (кыйас).

Е. Категории кыйаса

С одной стороны, кыйас делится на явную и скрытую аналогии в зависимости от немедленного пони мания или непонимания причины.

Если причина кыйаса понятна сразу, то он относится к явной аналогии (аль-кыйас аль-джали), если требует рассмотрения и поиска - к скрытой аналогии (аль-кыйас аль-хафи). Скрытая аналогия называется также "аль-истихсан" (предпочтение, предпочтительное решение).

С другой стороны, кыйас делится на три категории в зависимости от того, насколько причины в аль-фар’ являются более сильными в сравнении с причинами в аль-асл.[5]

1) Предпочтительный (аулâ) кыйас:

Это аналогия, при которой причины в аль-фар’ являются более сильными, чем причины в аль-асл. На пример, аят запрещает проявление малейшего непочтения в отношении родителей: «...не говори им (роди­телям) даже “уф!”»[6]. Причиной этой нормы является причинение страданий. Страдание возрастает с приме нением насилия к родителям. Поэтому применение насилия к родителям запрещается еще более силь ной аналогией, чем проявление непочтения междометием “уф!”.

2) Равный (мусâви) кыйас:

Это аналогия, при которой причины в аль-фар’ одинаковы с причинами в аль-асл. Например, аят за прещает незаконно отнимать имущество детей-сирот: «Те, кто неправедно поглощают достояние сирот, глотают лишь огонь в чрева свои»[7]. Причина нормы здесь в растрате достояния детей. Незаконная же растрата достояния сироты в своей причине одинакова с неправедным поглощением его. Следовательно, незаконная растрата имущества ребенка также является запретным (харам).

3) Приближенный (аднâ) кыйас:

Это аналогия, при которой свойство причины в аль-фар’ проявляется в меньшей степени, чем свойство причины в аль-асл. Например, опьяняющее свойство некоторых напитков проявляется в меньшей степени, чем в вине. Запрещение такого вещества путем сравнения его с вином является приближенной аналогией.

[1] "Ан-Нисâ", 59.

[2] "Аль-Хашр", 2.

[3] "Telhis", s. 341-342.

[4] см. Abdulkadir Şener, s. 68; "Şâkşru´l-Hanbeli", s.306.

[5] Âmidi, IV, 3.

[6] "Аль-Исрâ", 23

[7] "Ан-Нисâ", 10.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

О колдовстве (2) В Священном...

От рэпа к...

Удивительным образом создал все живое...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...