Пятница Шавваль 10 1445 | Пятница апреля 19 2024

А. Определение

Сунна, соответствующая в языке таким понятиям, как обычай, путь, образ жизни (сира), в ‘ильм аль-Фикх (юриспруденции) и в ‘ильм Усуль аль-Фикх (основы теории и методологии) имеет различные опреде ления. Некоторые правоведы (факихи) под сунной подразумевают дополнительную культовую практику (нâфиле), выходящую за пределыфарда и вâджиба, одновременно другие этим термином называют и до­пускаемую (мандуб) правовую практику. Например, два утренних рак’атамолитвы, выполняемые перед фардом, являются сунной. Так же считаетсясунной и допустимым (мандуб) письменное подтверждение тор говой сделки, совершаемой в кредит.

Законоведы считают, что сунной являются слова, действия и решения (одобрение) Пророка Мухам мада, (мир ему и благословение Аллаха).

Б. Сунна как источник законотворчества

Все исламоведы признают, что Сунна является первым после Корана источником законотворчества, и в качестве доказательства этому приводят некоторые аяты и хадисы. В дополнение к этому, они утверждают, чтоиджмâ’ (согласие) и рационалистические (’акли) доводы также указывают на Сунну как источник зако нотворчества. Здесь следует привести некоторые аяты и хадисы, указывающие на то, что Сунна является источником законотворчества, а так же дать краткое пояснение иджмâ’ и рационалистических доводов от носительно этого.

1. Аяты

1. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), будучи послан в качестве примера для лю дей, в отличие от них, находился под Божественным контролем. Возможно, не будь с ним постоянно Боже­ственного контроля и помощи, как человек, он мог бы впасть в заблуждение. Но человек, у которого имеется много ошибок, не может быть признан образцом для других. Это на самом деле подсказывает здравый смысл и подтверждается аятами. Так аят: “И не говорит он, побуждаемый страстями. Это только откро вение, которое ниспослано”[2] показывает, что то, о чем говорит Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове ние Аллаха), основано на откровении.

2. Коран доверил миссию толкования аятов Пророку, что подтверждается в следующем аяте: “И от крыли Мы тебе Напоминание, дабы мог ты объяснить людям то, что ниспослано им”[3]

3. В Коране большое количество аятов свидетельствуют об обязательности (фард) соответствия Сунне и подчинения Пророку. Такие указания в Коране выполнены разными способами и выразительными средст вами. Например, Коран предписывает: “Кто повинуется Посланнику, воистину, он повинуется Ал лаху”[4]

4. Сунна является посланием, возвещенным Пророком от Господа его. Аллах следующим образом предписывает передачу послания: “О Посланец, передай то, что было открыто тебе от Господа твоего; если ты не сделаешь (этого), то не передал ты послания Его”[5]. ПосколькуСунна входит в послание, возвещенное Пророком нашим, почитаниеСунны означает то же, что и повиновение Аллаху.

5. Тексты Корана открыто проявляют веру в Посланника. Например, в одном из аятов предписывается следующее: “Так веруйте в Аллаха и Посланника Его, пророка, не ведающего письма и чтения (умми)”[6].

Таким образом, Сунна является аргументом, подтвержденным в аятах Корана.

2. Хадисы

Следующие хадисы указывают на то, что Сунна является источником законотворчества:

1. «Мне был передан Коран и вместе с ним подобие его – Сунна. Недалеко то время, когда некто пресыщенный, развалясь в кресле, скажет: "Вам достаточно этого Корана; что в нем найдете дозво ленным (халâл) примите как дозволенное, что в нем найдете запретным (харам) знайте, что оно за претно". Хорошо запомните, запрещенное Посланником Аллаха равносильно тому, что запрещено Аллахом...»[7].

2. Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спр осил Му’âза бин Джабаля: «О Му’âз, ко гда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?». Му’âз бин Джабал ответил: «Я буду принимать решение, исходя из того, что найду в Книге Аллаха». Пророк Мухаммад, (мир ему и благослове ние Аллаха), спросил: «Если там не найдешь решения?». Му’âз ответил: «Я буду принимать решение на основе Сунны Пророка». Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му’âза и восславил Аллаха.

3. «Я оставляю вам две вещи, придерживаясь которых вы никогда не собьетесь с истинного пути, - это Книга Аллаха и Сунна Его Пророка»[8].

Эти хадисы ясно показывают, что Сунна является источником законотворчества.

3. Практика сподвижников и иджмâ’

Сподвижники по каждому вопросу действовали согласно СуннеПророка, (мир ему и благословение Аллаха). Издавая фетву и принимая решение они, после Корана, обращались к Сунне.

4. Рационалистические (’акли) доводы

Как отмечалось выше, большое количество аятов в Коране выдвигают идею обязательности (фард) по виновения Посланнику Аллаха. Это является необходимой частью Ислама и веры. Без этого не может быть речи ни об Исламе, ни о вере. Повиновение же Посланнику Аллаха означает ни что иное, как поступать со гласно его Сунне.

В. Место Сунны в законотворчестве

В исламском праве Сунна является вторым источником и в законотворчестве идет вслед за Кораном. С точки зрения разъяснения норм Сунна является вспомогательным средством и дополнением к Корану. Одно временно Сунна может предложить некоторые положения, отсутствующие в Коране. Место Сунны в законо творчестве можно кратко обозначить тремя определениями:

1. Сунна – разъясняет неясные и сжато изложенные места, выделяет общезначимые положения. По мнению большинства факихов, дает определение отменяющему (нâсих) и отменяемому (мансух).

2. Сунна – разъясняет и дополняет положения сюжетов достоверного коранического происхождения.

3. Сунна – разъясняет часть положений, отсутствующих в Коране.

В качестве примера для первого определения можно привести молитву (салят) и налог в пользу нуж дающихся (закят). Хадис “Нельзя совершать никах одновременно на тетках жены по отцовской и мате­ринской линии, на дочерях сестер и братьев жены”[9] выделяет аят “И законны для вас (все женщины), кроме этих...”[10].

Как пример для второго определения, можно напомнить клятвенное заверение о невинности (ли’âн)[11]. В Коране этот термин объяснен подробно.

Сунна также требует, чтобы после клятвенного заверения супруги оформили развод окончательно.

В качестве примера того, что Сунна непосредственно выдвигает положение, которое делает ее источ ником права в тех случаях, когда Коран об этом умалчивает, можно привести следующее: молочное родство, запрет или нежелательность шелковых одеяний для мужчин, молитва витр, необходимость искупления за нарушение поста в месяц рамадан.

[1] Подробно об этом см. Mustafa Sibâi, "es-Sünneh ve Mekânetüha fi't-teşri’l-İslâmi", Beyrut, 1978.

[2] "Ан-Наджм", 3-4.

[3] "Ан-Нахл", 44.

[4] "Ан-Нисâ", 59.

[5] "Аль-Мâида", 67.

[6] "Аль-А’рâф", 158.

[7] el-Hatib et-Tebrizi, "Mişkat", I, 57; см. Ebu Dâvud, "Sünne", 5.

[8] "Muvatta", "Kâder", 3.

[9] Buhari, "Nikâh", 27.

[10] "Ан-Нисâ", 24.

[11] Ан-Нур, 5-6.

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

Арабские миллиардеры увеличили...

Арабские миллиардеры увеличили общее состояние...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...