Воскресенье Шаабан 22 1445 | Воскресенье марта 03 2024

Амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар[1]
тоже осуществляется по возможности

Доводом и доказательством этому служит следующий благородный хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: «مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْيَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَأَضْعَفُ الْإِيمَانِ». رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.

 

Передается от Абу Саъида ал-Худри радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто из вас увидит порицаемое (мункар) действие, пусть отвратит рукой, если не сможет — пусть отвратит языком (устами), если не сможет — пусть отвратит сердцем, а это самый слабый ийман».

Передали пятеро, кроме Бухари.

Под словом мункар — «порицаемым действием» подразумевается плохое, скверное деяние, порицаемое религией и шариатом. Истинный верующий не может безучастно смотреть на совершаемые в его обществе мункар действия. Верующий человек может быть только в трех состояниях, когда видит порицаемое деяние:

1. Отвращение порицаемого рукой.

Это означает «с применением силы». То есть для прекращения, предотвращения совершаемого злодеяния человеку следует применить силу. Это большей частью относится к верующим, обладающим властью и силой. Также при отвращении порицаемого смотрят на ситуацию. Если это действие, которое может быть предотвращено любым человеком, если его сил хватает на это, то, конечно же, этому человеку становится ваджибом отвратить данное порицаемое действие силой.

2. Отвращение порицаемого языком.

Это поступок тех, кто не способен отвратить руками. Так поступают во вторую очередь, только если не способны выполнить первое. В такой момент верующий мусульманин устно поясняет скверность порицаемого действия, стремясь предотвратить, прекратить злодеяние, призывает не совершать его. Данный поступок является ваджибом для каждого, имеющего на то возможность верующего, долгом, предписываемым его ийманом.

Но порой несправедливость и давление могут превысить пределы и нанести вред верующему, выказывающему свое отношение устно, а его здоровье и жизнь могут оказаться под угрозой. Оказавшись в таком безвыходном положении, человек вынужден спуститься до последнего, третьего уровня.

3. Отвращение порицаемого сердцем.

В этом случае от всего сердца он говорит: «Это действие не должно было произойти, но, к сожалению, произошло. Я должен был изменить, остановить это действие руками, но не смог. Я должен был изменить ход этого действия хотя бы своими устами, но и этого не смог сделать. Теперь у меня не осталось другого выхода, как отрицать это своим сердцем». А это уже самый слабый ийман. Слабее чем этот ийман быть не может. Если и этого не будет сделано, то не останется и того слабого иймана.

Значит, в этом отношении также нужно исходить из силы, мощи, возможностей и обстоятельств людей.

Здесь мы должны хорошо понимать: нельзя, чтобы всякий человек стал браться за всякое дело, считая что он способен на это. Скажем, для выполнения определенного дела имеется достаточно сил и возможностей, есть умение и навыки, есть и условия. Но вместе с тем, необходимо также подумать и о результатах этого дела.

 



[1] Амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар — досл. «повелевание к одобряемому и отвращение от порицаемого»; предписанное мусульманам деяние, которое предусматривает призывать людей ко всему хорошему, одобряемому в шариате и отвращать их от скверных, порицаемых шариатом деяний.

 

 

 

Самое читаемое

Особенности исламской цивилизации

Каждая цивилизация имеет свои отличия...

Федерация исламских организаций...

Брюссель. – Председатель Федерации исламских...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (2) Передается...

Истина о гадании...

О колдовстве (2) В Священном...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (4)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...