Знала ли история подобные
инциденты и в прошлом?
Третий пример
Зачинщики фитны появлялись и во времена почтенного Умара радияллаху анху.
Будучи настоящим ученым, почтенный Умар очень боялся говорить то, о чем он не знал. Он был категорически против тех, кто, притязая на обладание знанием, провоцировал людей на разные неуместные вопросы. Он непрестанно преследовал таких подстрекателей.
Мы рассмотрели выше риваят, переданный имамом Дарими и другими от мавлы — освобожденного раба Умара ибн Хаттаба радияллаху анху. В нем говорилось, что почтенный Умар принял жесткие меры против Сабийга ибн Исла из племени Бани Тамим, который пытался взбудоражить разногласия из некоторых аятов в Куръане.
В другом риваяте, переданном Ибн Джариром Табари от Хасана, говорилось о том, как почтенный Умар вызвал к себе тех, которые копаясь невесть в каких вопросах, обвиняли людей в несоблюдении религии, и сделал им строгое замечание, а также подчеркнул, что необходимо внимательно следить за теми нечестивцами, кто не следует своим знаниям.
К сожалению, в наши дни нам не хватает таких мужественных людей, как почтенный Умар радияллаху анху, которые находят решимость, силу, время и возможность, чтобы проучить тех, кто, будучи полуграмотным, вмешивается в дела авторитетных улемов, обвиняет и критикует их по всякому поводу, тем самым становясь причиной обрушения многих бед на головы мусульман.
Четвертый пример
Во времена почтенного Умара не произошло никакой большой фитны. После Умара радияллаху анху халифом стал Усман ибн Аффан радияллаху анху, в конце халифства которого случилась фитна. Заговорщики убили его, после чего разразилась невиданная смута среди мусульман, была пролита кровь многих великих сподвижников, выдающихся мусульман. Появились разного рода течения, группы. Последствия этой смуты продолжают наносить вред Исламу и мусульманам до сих пор. За свою тысячапятисотлетнюю историю мусульмане никогда не терпели поражения от внешних врагов. Они терпели поражение только из-за внутренних распрей и фитны.
Как утверждают наши историки, первые шесть лет халифства почтенного Усмана ибн Аффана радияллаху анху прошли без происшествий, без всякой смуты. Но с начала седьмого года его халифства стали появляться разного рода разговоры и фитны. После того, как почтенный Усман ибн Аффан радияллаху анху подавил вооруженные вылазки Византии и Персии, ранее не осмеливавшихся на это боясь жесткой политики второго халифа — Умара радияллаху анху, враги начали осуществлять план разжигания фитны изнутри.
В 32 году хиджры появился нечестивец, который стал причиной распространения большой смуты во всем исламском мире. Вот что пишут об этом наши историки:
«После трех лет эмирства Ибн Áмира в Басру прибыл некий человек, который остановился у Хакима ибн Джабала ал-Абди. У него были неприемлемые мысли. Ибн Áмир вызвал его к себе и сказал:
— Кто ты?
Тот ответил:
— Я из людей книги. Я расположен к Исламу и мне захотелось жить под твоей защитой.
Ибн Áмир сказал:
— Я не нуждаюсь в этом. Покинь эти места!
Тот покинул город и прибыл в Куфу. Но был изгнан и оттуда. Затем отправился в Хиджаз и Шам. Но и оттуда его выгнали. Наконец, он приехал в Египет и обосновался там.
Это был иудей по имени Абдуллах ибн Сабаъ, его мать звали Савдой. Этот иудей выдавал себя за мусульманина, чтобы скрыть свой злой умысел и свои гнусные идеи. В частности, он говорил: “Я удивляюсь теми, кто подтверждает возвращение (воскрешение) Ийсы, тогда как не верит в возвращение Мухаммада”. Это стало началом идеи о “возвращении”. Еще он говорил: “Наследником Мухаммада является Али. А тот, кто стал халифом до него, попрал его права. Стремление вернуть обладателю права то, что причитается ему, является ваджибом для мусульман”. Многие люди с порочным вероубеждением последовали за его идеями, за его мазхабом. Это стало одной из причин раскола среди исламской уммы, проявлением непослушания вместо подчинения. Ничто, кроме единства и солидарности не принесет пользу этой умме. Ничто, кроме разногласий и раскола не принесет ей вреда».
В 33 году хиджры произошел случай, который показал, что ситуация в Куфе вовсе плачевная и усугубляется с каждым днем. Возникновению этой тревожной ситуации способствовала малочисленность сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Но и те сподвижники, которые жили здесь, были заняты ответственными поручениями в разных районах округи.
У наместника Саъида ибн Асса для обсуждения насущных проблем собиралась большая по численности группа людей, многие из которых в свое время пожаловались на предыдущего наместника Валида ибн Укбу. Однажды, когда они обсуждали всякие былые дела, возникла ссора, которая переросла в драку. Был избит даже начальник стражи, пришедший разнять их. Саъид ибн Асс изгнал их всех из своего общества. Но они объединились и стали собираться отдельно, где занимались лишь тем, чтобы сплетничать и злословить о Саъиде ибн Ассе и о людях из его окружения.
Написав письмо, Саъид ибн Асс осведомил обо всем халифа, почтенного Усмана ибн Аффана радияллаху анху. Тот послал ему такой приказ: «Отправь их главарей в Шам, к Муавие». А Муавие халиф отправил письмо, в котором было написано: «Нашлись некоторые люди, созданные для фитны. Присмотри за ними лично, отврати их от этих дел. Если от них станет исходить хотя бы какое-то добро, то прими это. Но если утомят тебя, отправь их ко мне»
Когда они прибыли к Муавие, он встретил их со всеми почестями, угостил их, назначил такое же жалование, какое они получали в Ираке. Но от этих благ они потеряли голову и перестали признавать даже самого Муавию. Они начали даже возражать против его назначения наместником.
Муавия ибн Абу Суфян радияллаху анху обратился к ним со словами:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был безгрешен. Он назначил меня наместником, лично приняв меня на эту должность. Потом стал халифом Абу Бакр. Он тоже назначил наместником меня. Потом стал халифом Умар. Он тоже назначил наместником меня. Потом стал халифом Усман. Он тоже назначил наместником меня. Каждый из них назначал меня наместником, потому что был доволен мной. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначал на должность только тех правоверных, которые были достойны того. Поистине, Аллах способен схватить и отомстить. Поистине, Аллах не оставит вас, не испытав вас и не разоблачив вашу тайну перед людьми!»
Поняв, что они сознательно ввергли себя в заблуждение и на них не действуют увещевания, он написал письмо почтенному Усману ибн Аффану радияллаху анху. Тот велел ему отправить их в Химс, к Абдуррахману ибн Халиду ибн Валиду.
Абдуррахман ибн Халид ибн Валид сказал им:
«Не добро пожаловать! Эй вы, приятели шайтана! Шайтан же ушел, потеряв надежду. Неужто теперь начали действовать вы?! Клянусь Аллахом, да потерпит ущерб Абдуррахман, если он не проучит вас! Эй вы, я не знаю, арабы ли вы или аджамы, не вздумайте говорить мне то, что вы говорили Муавие! Я сын Халида ибн Валида, закаленного в испытаниях! Я сын того, кто выколол глаза вероотступников!»
Целый месяц он ездил верхом, а этих заставлял следовать за собой пешком. Наконец, они стали умолять его, говоря: «Мы каемся Аллаху. Отпусти нас, да благословит тебя Господь». Только после того, как они стали жалобно просить его, он сказал: «Да примет Аллах ваши покаяния!».
Великая смута в мире Ислама берет начало с убийства халифа Умара ибн Хаттаба радияллаху анху, которое было осуществлено злыми силами. Победоносная политика почтенного Умара радияллаху анху не давала покоя многим врагам. Они были полны ненависти и зависти от молниеносного распространения Ислама по всему миру.
Именно такие силы попытались совершить вооруженные вылазки в Византии и Персии, чтобы выйти из-под влияния исламского общества и восстановить свою прежнюю власть сразу после кончины почтенного Умара. Но халиф Усман ибн Аффан радияллаху анху своевременно нейтрализовал их вылазки.
Не сумев победить военной силой, враги Ислама перешли к внутренним распрям, разжиганию фитны. Чтобы добиться своих гнусных целей, они воспользовались всеми возможными средствами и обстоятельствами.
Времена почтенного Умара радияллаху анху были совсем другими. В тот период сподвижники, получавшие воспитание непосредственно от Пророка алайхиссалам, закаленные в разных испытаниях, бесподобные в иймане и ихласе, составляли большинство. С их помощью можно было с легкостью осуществлять любую политику в обществе. Члены того общества не знали, что такое смута. Тогда могли проучить любого, кто не то что порождал бы смуту, но даже посмел бы задать сомнительный вопрос по Священному Куръану и исламскому вероубеждению. Такая повсеместная атмосфера, а также строгая и справедливая политика, проводимая халифом Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху исходя из этой же атмосферы, держала в узде некоторых подстрекателей с порочной натурой.
Но со временем условия изменились. Было трудно продолжать строгую политику почтенного Умара. Это понимали все. Поэтому во время избрания нового халифа сподвижники были склонны к кандидатуре такого человека, который мог бы проводить несколько иную политику. Именно строгость и требовательность почтенного Али ибн Абу Талиба послужила причиной предпочтения ему кандидатуры Усмана ибн Аффана радияллаху анху. Сподвижники считали нецелесообразным назначение строгого Али после сурового Умара. К тому же, численность старших сподвижников уже заметно уменьшилась. Среди самих арабов было теперь много племен, которые приняли Ислам позже и которые были не из Хиджаза, а из его окрестностей. Самое главное заключалось в том, что в процессе молниеносного распространения фатхов Ислам приняли разные народы, у которых было еще сильно влияние прежних религий, убеждений и взглядов. Среди этих народов были и те, кто принял Ислам только для виду. Самую большую опасность представляли те, кто подобно иудею Абдуллаху ибн Сабаъ выдавал себя за мусульманина, чтобы нанести удар Исламу изнутри.
Именно они начали постепенно готовить почву для большой фитны. Выше мы ознакомились с некоторыми их происками. Они начали с того, что стали жаловаться на некоторых наместников. Впервые это началось в Куфе. Между Саъдом ибн Абу Ваккасом радияллаху анху, которого наместником назначил почтенный Усман ибн Аффан радияллаху анху, и уполномоченным по сбору зáката Абдуллахом ибн Масъудом радияллаху анху возникло разногласие по поводу своевременной уплаты долга наместника, взятого им из Байтулмала (государственной казны).
Вокруг каждого из них собрались сторонники и противники. Халиф освободил наместника от должности и назначил вместо него Валида ибн Укбу, который в то время занимал должность наместника западного Хиджаза по назначению Умара радияллаху анху. Жители Куфы встретили его назначение с радостью. Особенно радовались те, кто был против предыдущего наместника. Обычно зачинщики фитны и интриганы стремятся войти в доверие к новому руководителю, в его ближайший круг. Так было и здесь. Новый наместник постарался установить со всеми добрые отношения. Все шло хорошо, но вдруг произошел один случай и все обернулось по-иному.
Группа молодых людей из Куфы, проделав отверстие в стене одного из домов, пробралась внутрь и убила хозяина. Один из соседей вызвал стражников, которые быстро задержали преступников. Среди них оказались некие Зухайр ибн Джундаб ал-Азди, Муварриъ ибн Абу Муварриъ ал-Асади и Шуббайл ибн Абул Азди. Суд доказал их вину и они были казнены согласно закону шариата, но их родители и родственники затаили обиду за это на наместника Валида и стали ждать удобного случая, чтобы отомстить ему. Обычно у него по вечерам проводились беседы. На этих собраниях участвовали разные люди, в том числе присутствовал и Абу Зайд Таи. Прежде он был христианином, затем принял Ислам, но еще не бросил пить хамр. Однажды кто-то пришел к тем завистникам, выжидавшим удобного случая, и сказал: «А знаете ли вы, что Валид пьет хамр с Абу Зайдом?». Они только этого и ждали. И сразу распространили эту клевету повсюду. Когда они явились к Абдуллаху ибн Масъуду радияллаху анху и сказали ему об этом, тот сказал:
«Мы не будем раскрывать срамные места укрывающегося человека». Но узнав об этом, Валид обиделся и сказал: «Неужели такой человек, как ты, ответил смутьянам такими словами?! Что же я укрываю?! Ведь такое можно сказать только о незнакомом человеке!»
Так между ними прошла тень недружелюбия.
Но смутьяны не остановились на этом. Они решили пойти в Дарул хилафа (досл. «Дом халифа» — Дом правительства) и пожаловаться на Валида. Они заранее сговорились, что двое из них будут свидетельствовать, и пришли к Усману ибн Аффану радияллаху анху. Среди интриганов были и те, кто затаил обиду на Валида в связи с тем, что он уволил их с работы. Обычно заговорщики сами ищут и находят подобных людей и принимают их в свои ряды, что многократно проверено и доказано историей. Они прибыли к халифу Усману радияллаху анху и добились своих гнусных целей. Наместник Валид ибн Укба ибн Абу Муъайт был вызван в Медину, снят с должности и побит плетью.
Новым наместником Куфы был назначен Саъид ибн Асс радияллаху анху. Он прибыл на новое место работы уже вместе с заговорщиками и стал улаживать дела.
У Саъида ибн Асса радияллаху анху также проводились общие собрания и частные беседы, на которые приглашались люди узкого круга. Однажды во время беседы на одном из общих собраний, кто-то сказал: «Какой же щедрый человек этот Талха ибн Убайдуллах!». Саъид ибн Асс радияллаху анху сказал: «Ему и следует быть щедрым. Если бы и я имел то, что есть у него, вы жили бы в достатке». Один юноша, имея в виду владения Хосрова на побережье реки Евфрат, сказал: «Если бы все это стало твоим!». Некоторые сказали юноше: «Твоими бы устами да мёд пить». Вдруг несколько глупцов во главе с Аштаром Нахаъи и Умайром ибн Забиъ набросились на того юношу и начали избивать его. Отец юноши пытался защитить его, но эти стали избивать и его. Наместнику Саъиду ибн Ассу с трудом удалось их разнять. После этого случая он изгнал этих смутьянов из своих собраний. С этого дня они стали заниматься только и тем, чтобы клеветать, порицать и чернить Саъида ибн Асса и того, кто назначил его на эту должность. Наконец, по повелению халифа они были сосланы к Муавие. Но и там они стали ругать самого наместника — Муавию. Только после того, как Абдуррахман ибн Халид ибн Валид преподал им хороший урок и заставил раскаяться в содеянном, они во всеуслышание объявили о своем покаянии и смогли вернуться на родину. Но, как говорится, горбатого исправит только могила: вернувшись, они снова взялись за старые козни, но уже с еще большим остервенением.
Этими заговорщиками Куфы руководили Малик ибн Харис ал-Аштар, Сабит ибн Кайс Нахаъи, Кумайл ибн Зийад Нахаъи, Зайд ибн Савхан Абди, Джануб ибн Зухайр Гамиди, Джундуб ибн Каъб Азди, Урва ибн Джаъд, Амр ибн Джаъд и Умар ибн Хамак Хузаъи.
Продолжая свои козни, они добились-таки освобождения Саъида ибн Асса радияллаху от занимаемой должности.
В Басре, втором по величине городе Ирака тех времен, также гнездились смутьяны. Там жил вор по имени Хаким ибн Джабал, который собрал вокруг себя шайку разбойников. Если исламское войско отправлялось в поход, он тоже выходил с ними, но по дороге отставал от них и грабил села и деревни. Он с особой жестокостью обращался с зиммийами. Жители Басры, в частности зимми, пожаловались на него Усману ибн Аффану радияллаху анху. Усман ибн Аффан радияллаху анху велел наместнику Ибн Асиру запретить Хакиму выходить за пределы Басры. Но когда в Басру приехал зачинщик всех смут Абдуллах ибн Сабаъ, он остановился именно в доме вора Хакима. Этот дом он сделал центром распространения своих гнусных и мерзких идей. Он был изгнан оттуда, когда наместник узнал об этом, но к этому времени пагубное действие его отравы уже успело распространиться достаточно широко.
В Шаме смута не смогла распространиться, потому что там было много великих сподвижников во главе с Муавией ибн Абу Суфяном. Но когда Абдуллах ибн Сабаъ был в Шаме, он успел встретиться с Абу Зарром Гифари радияллаху анху, наговорить ему всякие слова об отношении к богатствам, которые были тому по душе, а в конце добавил, что Муавия ибн Абу Суфян, якобы, против таких взглядов, и тем самым натравил их друг на друга. После чего Муавия ибн Абу Суфян радияллаху анху пожаловался Усману ибн Аффану радияллаху анху на Абу Зарра Гифари. Эта жалоба имела свои причины. Абу Зарр Гифари, великий сподвижник и захид (аскет), своеобразно понимал и толковал аяты из суры «Тавба»:
«…Те, которые накапливают [как сокровища] золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха — “благовести” же их горестным мучением. В тот день это [золото и серебро] будет раскалено в огне геенны и будут заклеймены этим их лбы, их бока и спины [и будет им сказано]: “Это — то, что вы копили для себя, так вкусите же то, что накопили!”» (аяты 34-35).
Абу Зарр Гифари радияллаху анху считал, что каждый мусульманин должен хранить у себя не больше того, чего хватило бы на суточную еду, на расходование на пути Аллаха и на угощение для гостей. Он жил в Шаме и всегда говорил:
«О богачи! Будьте милостивы к беднякам! Благовести горестным мучением огненного утюга тех, кто копит золото и серебро и не расходует их на пути Аллаха! Этим утюгом будут обжигаться их лбы, и их бока, и их спины». Таким образом, сам того не желая, он настроил бедняков против богатых. Заметив, что ситуация выходит за разумные пределы, богатые люди пожаловались на него наместнику Муавие ибн Абу Суфяну радияллаху анху. Тот написал об этом халифу Усману ибн Аффану радияллаху анху. Халиф повелел отправить его к нему. Муавия ибн Абу Суфян отправил Абу Зарра Гифари радияллаху анху в Медину, к халифу Усману.
Когда он входил в Медину, видя, как поселения растянулись и достигли до местечка Салъ, он сказал: «Предвещай жителям Медины большое нашествие и незабываемую войну».
Когда он вошел к халифу, тот спросил его: «Почему жители Шама жалуются на твой колкий язык?» Абу Зарр Гифари рассказал ему все во всех подробностях.
Внимательно выслушав его, Усман ибн Аффан сказал: «Абу Зарр! Моя обязанность — выполнить свой долг, призвать людей к действиям и бережливости. Но в мой долг не входит принуждать их к зухду».
Абу Зарр сказал: «Не будьте довольны богатыми, пока они не будут расходовать на одобряемое, пока не будут давать милостыню соседям и близким, пока не будут поддерживать родственные узы с родственниками».
В конце беседы он попросил Усмана ибн Аффана разрешить ему уехать из Медины. Абу Зарр сказал: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам велел мне уехать, если места заселения достигнут до местечка Салъ». Усман отправил его в небольшую деревню ар‑Рабза в пригороде Медины.
Тем временем зачинщик всех смут Абдуллах ибн Сабаъ прибыл к Абу Дарда радияллаху анху и начал говорить свои сплетни и козни. Но тот выгнал его со словами «(По твоим высказываниям и повадкам) должно быть, ты иудей». Когда он отправился к Убаде ибн Самиту радияллаху анху, тот крепко схватил его, повел к Муавие и сказал ему: «Это он отправил к тебе Абу Зарра». Муавия ибн Абу Суфян радияллаху анху изгнал зачинщика фитны из Шама.
Но источником всех бед стал Египет. Абдуллах ибн Сабаъ, изгоняемый отовсюду, нашел здесь почет и уважение. Укоренившись в Египте, он готовил почву для осуществления своих целей. Он постоянно распространял свои учения среди людей. Он говорил: «У Аллаха тысяча пророков и тысяча васиев (преемников). Али — преемник Мухаммада. Мухаммад — последний пророк, а Али — последний святой. Есть ли более грешний человек, чем тот, кто не последовал завещанию Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, напал на его преемника и забрал в свои руки дело всей уммы? Усман стал халифом несправедливым путем. Преемником Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам является Али. Надо ему помочь. Вставайте ради осуществления этого дела! Пусть каждый начнет с обвинения своего амира (руководителя). Внешне делайте вид, будто совершаете амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар (призываете к одобряемому и отвращаете от порицаемого). Тогда люди будут присоединяться к вам. Побуждайте их к нашему делу!»
Он стал отправлять своих агитаторов во все стороны. С помощью писем он наладил постоянную и стабильную связь с зачинщиками смуты на местах. Абдуллаху ибн Сабаъ стали приходить письма со всех городов. Заговорщики писали друг другу письма, в которых обвиняли своих повелителей и наместников, а полученные письма они прочитывали вслух как можно большему количеству людей.
Ради достижения своих целей подстрекатели не останавливались ни перед чем. Они пытались переманить к себе каждого, старались воспользоваться любым удобным случаем. Теперь главной целью заговорщиков стал Усман ибн Аффан радияллаху анху. Они стали измышлять всякого рода наветы, чтобы обвинить его, и усердно пытались распространить их среди людей. Чистосердечные мусульмане предпринимали против этого все возможные меры.
Кем же являлись люди в этой своре смутьянов? Были ли они борцами за чистоту веры, как утверждали они сами? Или же, на самом деле они были совсем другими? Улемы детально, досконально, на научной основе изучили их происхождение, раскрыли их истинное лицо.
Один из самых известных улемов, Абу Бакр ибн Араби рахматуллахи алайхи, в своей книге «Ал-Авасим минал кавасим» пишет следующее:
«Тех, кто принял участие в преступлении против Ислама в день Явмуд-дар, можно разделить на насколько категорий:
1. Те, кто превысил пределы в религии, то есть преступившие разумные, дозволенные границы. Незначительные погрешности людей они выставили как великий грех. Но сами, стараясь отвергнуть их, совершили намного более тяжкие пагубные грехи.
2. Те, кто страстно поддерживал йеменцев против великих сподвижников-курайшитов. У этих людей не было каких-либо достижений и преимуществ в Исламе. Поэтому они завидовали курайшитам, которые первенствовали в служении Исламу и получили высшие награды за заслуги и достижения. Не имея никаких достижений и заслуг, они захотели заполучить то, чего достигли курайшиты.
3. Те, кто затаили обиду за то, что к их родственникам были применены шариатские меры наказания. Поэтому их сердца были полны ненависти и злобы.
4. Глупцы, недалекостью и невежественностью которых воспользовались сабаъиты — последователи Абдуллаха ибн Сабаъ и повели их к порочным, искаженным убеждениям, наполненным фитной.
5. Неблагодарные подлецы, которые не смогли оценить доброту и человечность Усмана радияллаху анху. Они жаждали руководящих постов и чинов, на которые у них не было права, тем самым отвечая на доброту Усмана подлостью.
6. Те, кого Усман радияллаху анху проучил за поступки, противоречащие приличиям в Исламе. Они держали зло за шариатские наказания, назначенные им Усманом радияллаху анху, тогда как до того сносили от Умара куда более жесткие взыскания.
7. Те, кто поспешил заполучить руководящие посты, будучи недостойными этого. Они обольстились своим острым умом и красноречием, тогда как были лишены мудрости.
Обобщая, можно сказать, что редкая человечность, гуманность и мягкость Усмана сделала всех этих проходимцев отъявленными корыстолюбцами, алчными до богатства и славы. Они воспользовались его добротой, чтобы утолить свою жажду к деньгам и власти, злоупотребив его терпением и благосклонностью».
В итоге это закончилось тем, что они убили Усмана радияллаху анху в его же доме, когда он сидел, читая Священный Куръан.
Имам Ибн Касир в книге «Ал-Бидайа ван Нихайа» пишет о том, как происходила эта страшная для Ислама и мусульман трагедия:
«На него напал ал-Гофики ибн Харб, ударил его железом (мечом), а мусхаф (Куръан), что он читал, пнул ногой, его кровь пролилась на страницы мусхафа. Путь Савдану ибн Хамрану, который тоже набрасывался на него с мечом, преградила жена халифа. Его меч разрезал пальцы женщины. Убив Усмана радияллаху анху, озверевшие преступники попытались даже отрезать его голову, но его дочь Наила и жена Уммул Банин не дали им осуществить задуманное. Тогда один из заговорщиков закричал: «Нам дозволено его имущество, так же как дозволена его кровь!». Они стали грабить его дом. А потом отправились к Байтулмалу. После ожесточенной схватки со стражей, они разграбили и его. Это произошло в пятницу, в восемнадцатый день Зулхиджжи, в тридцать пятом году хиджры».
Дорогой читатель! Попробуйте сравнить качества и состояние тех, кто выступил против почтенного Усмана радияллаху анху, с их современными последователями!
Хамр (خمر ) — досл. «огораживающий», «заслоняющий»; всякое пьянящее вещество, затуманивающее, огораживающее человеческий разум. Все, что воздействует на разум — будь то напиток, курево, вдыхаемое или принимаемое посредством иглы, называется хамром. Хамр вреден для здоровья. А исходя из слов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Всякий хамр является харамом». Здесь подразумеваются алкогольные напитки.
Захид (زاهد)— воздерживающийся; тот, кто придерживается зухда. Зухд (الزهد) — воздерживаться от харама, сомнительного, а также от лишнего из каждого халалного и мубах деяний. В целом, захид это тот, кто придерживается того, что сближает со Всевышним Аллахом, и оставляет то, что отдаляет от Всевышнего Аллаха.
Мусхаф, на который пролилась кровь халифа Усмана ибн Аффана радияллаху анху, в настоящее время хранится в Ташкенте.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Русские становятся мусульманами по зову...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...