Хутба читается для разных молитв: хутба для пятничной молитвы, в день Ураза-байрам, в день затмения солнца и луны, для молитвы прошения дождя, а также в хадже: в седьмой день месяца зул-Хиджа, который называется «аз-Зинат», в местности Нумрат в девятый день месяца зул-Хиджа, то есть в день «Арафа», в Мина в день Курбан-байрама, а также в Мина на двенадцатый день месяца зул-Хиджа (из книги «Ианат ат-Талибин»).
Пятничная хутба и её важность
«Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам ал-Бухари).
Каждый мусульманин, наверно, видел, как имам мечети во время пятничной молитвы поднимается на высокое место (минбар), чтобы провозгласить проповедь (хутбу) на арабском языке, после того как он (имам) совершил проповедь на русском или на своём родном языке.
Наверно, многие думают, как у нас это бывает: «Что это такое?», «Зачем совершать проповедь на арабском языке, мы же всё равно не понимаем, что он говорит», а некоторые просто не слушают, а отвлекаются в разговорах по сторонам. Хоть мы и не видим чего-то особенного в хутбе и не уделяем ей должного внимания, однако имам не будет делать то, что не является необходимым или, по крайне мере, желательным для пятничной молитвы.
Иначе говоря, зачем имаму подниматься на минбар, тратить своё и чужое время и силы для того, чтобы совершить ненужное? Но раз он так поступает, значит, есть в этом что-то нужное. Так что же?
Да, важнейшими обязательными составными частями пятничной молитвы являются две хутбы, без которых пятничная молитва не получается. И у хутбы есть свои пять обязательных составных частей (арканов) и семь условий (шурут), которые приводятся в любой книге о намазе.
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал две хутбы в пятничный день и садился между ними» (имам ал-Бухари).
То есть в этом достоверном хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) не совершал пятничную молитву, не совершив обе хутбы.
Также он сказал: «Не совершайте пятничную молитву, не совершив две хутбы» (имам ал-Бухари). И сказал: «Удлиняйте ваши молитвы (в стояниях перед Аллахом) и укорачивайте хутбы (то есть не растягивайте на более длительное время, чем сама молитва)» (имам Муслим). Из приведённых хадисов ясно, что без хутб молитва не получается.
Разговор при хутбе.
Во время хутбы разговаривать не запрещено, но крайне желательно соблюдать молчание да бы не лишиться полного вознаграждения пятничной молитвы.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если кто скажет (что-либо) во время хутбы имама, даже слово «молчи!», то он пустословит, а кто пустословил во время хутбы, тот упустил пятничную молитву (полноценное вознаграждение пятничной молитвы)», (имам ал-Бухари, № 934; имам Муслим, № 851).
Также имам ал-Газали в книге «Ал-Ихъя» пишет: «Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хутбу, Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) спросил у Убайю (да будет доволен им Аллах): “Когда была ниспослана эта сура из Куръана (которую читал Пророк (мир ему и благословение) во время хутбы)?” В ответ тот указал жестом, что нужно молчать. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спустился с минбара, завершив хутбу, Убайю (да будет доволен им Аллах) сказал Абу Зарру (да будет доволен им Аллах): “Можешь уходить, у тебя пятничная молитва аннулировалась (лишился полного вознаграждения)”. Тогда Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (мир ему и благословение), но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: “Прав Убайю”» (№ 1/240).
Что же касается ситуации, когда приходится предупредить об опасности, угрожающей слепому человеку, или спасать кого-либо, то в этом случае разговор не запрещён вообще (ни по одному из мнений)» (книга «Канзу ар-Рагибин»).
В пользу отсутствия запрета разговора во время хутбы приводится хадис Пророка Мухаммада, которое передается от Анаса: «Один человек зашел в мечеть в то время, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) читал пятничную хутбу, и спросил посланника Аллаха, – когда наступит судный день? Тогда присутствующие стали жестами указывать этому человеку чтоб он помолчал. Но он не обратил внимание на их указание и повторил вопрос еще дважды. После третьего раза Пророк Мухаммада (мир ему и благословение) его спросил, – что ты подготовил для судного дня? – Любовь к Аллаху и его Посланнику (мир ему и благословение), ответил он. Тогда пророк (мир ему и благословение) сказал: – Тогда ты будешь вместе с теми кого ты полюбил». Из этого хадиса понимается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не запретил ему разговаривать во время хутбы.
Согласно достоверному мнению желательно читать мольбу чихнувшему человеку во время хутбы и ответить его мольбе тем, кто рядом. А ответить во время хутбы саламу, является обязательным.
Автор: Шамиль Зурпуканов
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Ша’би, да будет доволен им...
Первая мечеть в городе Байконур...