Понедельник Шавваль 20 1445 | Понедельник апреля 29 2024

Улумул хадис

Наряду с вышеупомянутыми науками появились и другие научные направления. Обобщенно они называются Улумул хадис (науки о хадисах). Ознакомим вас с некоторыми из них.

1. Учение о сподвижниках.

Ученые-специалисты данной науки изучили всех сподвижников, то есть тех, кто, уверовав в Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, лично видел его при жизни. В истории человечества единомышленники ни одного из предводителей не были изучены так досконально и полноценно, как сподвижники Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Была подробно изучена жизнь каждого, кто уверовал в него и общался с ним. Это означает, что были установлены, изучены и записаны их имена, имена их отцов, история жизни, время принятия Ислама, их деяния и поступки и многое другое.

Ученые изучали почтенных сподвижников, условно разделив их на двенадцать категорий. Были установлены личности всех — от принявших Ислам в Мекке до тех, кто видел Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам будучи ребенком.

Из наиболее известных книг данного направления можно назвать «Табакатул Кубра» Ибн Саъда, «Асадул Габа фии маърифати сахаба» Ибн Асира, «ал-Истийъаб фии асмаи асхаб» Ибн Хаджара.

2. Учение о табиъинах.

Ученые подробно изучили и написали книги не только о самих сподвижниках, но и о тех, кто видел их — табиъинах. Ибо умение различать сподвижников, табиъинов и табаъ табиъинов (третье поколение мусульман) очень важно для тех, кто занимается изучением хадисов.

3. Учение о фикхе хадисов (правовые аспекты сунны).

Это наука о принципах выведения из хадисов правовых заключений — положений фикха. В данной области своими достижениями прославились Ибн Шихаб аз-Зухри, Абдуррахман ибн Амр Авзаъи, Абдуллах ибн Мубарак, Суфян ибн Уяйна, Ахмад ибн Ханбал и другие мухаддисы.

4. Наука об определении отменяющих и отмененных хадисов (насих и мансух).[1]

Эта наука является очень важной, поскольку отмененные хадисы становятся недействующими, то есть не требуется их соблюдение.

5. Наука о противоречащих друг другу хадисах и их смыслах.

6. Наука о мазхабах мухаддисов.

7. Наука о вымышленных хадисах и тех, кто их измышлял.

Об этом также написано много книг. Хафиз Абул Фарадж Джавзи, Абу Амр ибн Бадр ал-Мусили, Ибн Тахир ал-Макдиси, имам ас-Суюти, Али Кари ал-Ханафи и многие другие ученые написали об этом немало книг, сделав благое дело.

Теперь же рассмотрим категории и степени книг хадисов, написанных по данным наукам.

1. Книги «Сахих».

О первых книгах этой категории — сборниках «Сахих» имама Бухари и имама Муслима мы уже упоминали. Эти книги включают в себя только достоверные хадисы. Мухаддисы, подобные Ибн Хузайме, также написали свои сборники «Сахих», однако по своему уровню они уступают книгам имама Бухари и Муслима.

Степени «сахихов»:

Хадисы сахих, в зависимости от личностей, присутствующих в их санаде, имеют три степени:

а) Хадисы высшей степени;

Такие сахих-хадисы, как правило, переданы самыми достоверными (сахих) санадами. Например: «Передан от Малика, он — от Нафиъ, он — от Ибн Умара». Этот санад считается самым достоверным санадом, а переданный таким санадом хадис, если является «сахихом» (достоверным), считается хадисом наивысшей степени.

б) Хадисы, по степени ниже высшего;

Степень передавших такие хадисы людей несколько уступает степени предыдущих. Например: «Передан от Хаммада ибн Саламы, он — от Сабита, тот — от Анаса».

в) Хадисы, по степени ниже предыдущего.

Такие хадисы, как правило, переданы людьми, кто по степени обладал минимальным уровнем качеств сика (надежности). Например: «Передан от Сухайла ибн Абу Салиха, он — от своего отца, тот — от Абу Хурайры». Такой санад считается санадом сахих третьей степени.

Сахих-хадисы подразделяются на семь уровней в зависимости от сборников, в которые они включены:

1. Хадисы, по которым имам Бухари и имам Муслим единодушны, считаются хадисами высшей степени.

2. Хадисы, переданные только имамом Бухари.

3. Хадисы, переданные только имамом Муслимом.

4. Хадисы, которые отвечают всем требованиям имама Бухари и имама Муслима, но не опубликованные ими, то есть не включенные в их книги.

5. Хадисы, которые отвечают требованиям имама Бухари, но представлены другим лицом, а не Бухари.

6. Хадисы, которые отвечают требованиям имама Муслима, но не представлены им самим.

7. Хадисы, считающиеся сахихами (достоверными) у других мухаддисов, помимо имама Бухари и имама Муслима.

Например, хадисы, которые представляли Ибн Хузайма, Ибн Хиббан или люди, которые представляли хадисы согласно требованиям их обоих либо одного из них.

2. Книги «Сунан».

Среди книг данной категории первое место занимают книги Абу Давуда, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа. Книги «Сунан» также составлялись и другими учеными, но их уровень не так высок, как сборники этих четырех имамов.

Как мы уже говорили, две книги «Сахих» и четыре книги «Сунан» вместе образуют «Сихахи ситта» — шесть достоверных книг. Однако следует отметить, что по поводу шестой книги — «Сунану Ибн Маджа» среди ученых имеются разногласия. В частности, Ибн Асир и Рази считали, что место сборника «Сунану Ибн Маджа» должна занять книга «Муваттаъ» имама Малика. Тогда как Ибн Хаджар ал-Аскалани полагал, что вместо нее должен быть сборник имама Дарими. Таким образом, как отмечалось выше, наиболее сильными считаются: «Сахих» Бухари, затем книга Муслима, далее следуют «Сунаны» Абу Давуда, Тирмизи и Насаи. Хадисы в книгах этих мухаддисов считаются наиболее достоверными. Затем следуют хадисы, признанные Бухари и Муслимом. Далее хадисы, переданные самим Бухари. После них сильными считаются хадисы Муслима и остальных мухаддисов. На шестое место претендуют книги Ибн Маджа, имама Малика и имама Дарими. Все остальные книги уступают вышеуказанным сборникам и следуют после них.

3. «Джамиъ» — сборники.

К ним относятся книги, включающие в себя разделы о вероучении (акийда)[2], положениях шариата (ахкам),  воздержанности (зухде), приличиях приема пищи и питья, тафсире, истории, внешнем облике, смутах (фитнах)[3] и достоинствах. Книгами «Джамиъ» считаются книги имама Бухари и имама Тирмизи.

4. Книги «Муснад».

В этих книгах все сподвижники перечисляются в алфавитном порядке или по времени принятия ими Ислама, также в последовательном порядке приводятся переданные каждым из них хадисы.

В категорию книг «Муснад» входят книги Абу Давуда ат-Таялиси и Баки ибн Мухаммада. Самой известной в этой категории является книга имама Ахмада ибн Ханбала.

5. «Муъджам» — алфавитные книги.

В этих книгах хадисы о шейхах, странах и народах приводятся в алфавитном порядке. Самой известной из «Муъджам» является книга имама ат-Табарани.

6. Книги «Мустадрак».

В случае, когда один мухаддис не включил существующие хадисы в свою книгу по собственным критериям, а другой мухаддис собрал их в другую книгу, такая книга называется «Мустадрак». К примеру, Хаким ан-Нисабури в своей книге «Мустадрак» собрал хадисы, которые имам Бухари и имам Муслим не включили в свои сборники.

7. Книги «Мустахрадж».

В таких книгах мухаддис берет за основу книгу предшествующего мухаддиса и составляет книгу с теми же хадисами, но переданными другими рассказчиками, которых ему удалось установить самостоятельно. К примеру, Абу Бакр ал-Исмаили составил «Мустахрадж» по книге Бухари, Абу Авана — по книге Муслима, Абу Али ат-Туси — по книге Тирмизи.

8. Тематические книги.

Это книги, в которых собраны хадисы, рассказанные одним человеком или относящиеся к определенной теме. К таковым относится книга имама ас-Суюти «Солатуд духа».

На основе вышеуказанных книг учеными последующих веков написаны книги с хадисами на разную тематику. К примеру, имам Навави из хадисов о нравственности составил книгу «Риядус салихин», имам ал-Мунзури из хадисов о призыве и устрашении написал книгу «ат-Таргиб ват тархиб», Ибн Таймийа на основе книг о положениях фикха (правовых заключениях) составил книгу «Булугул марам». Ал-Муттаки ал-Хинди в книге «Канзул уммал» собрал 40000 хадисов. Имам ас-Суюти с целью собрать все хадисы, разработал форму книги «Джамъул джавамиъ» (Сборник сборников) и до конца своей жизни собрал сто тысяч хадисов. Имам Мухаммад ибн Абдуллах ал-Хатиб ат-Табризи на основе большой книги «Масабих» составил сборник хадисов, регулирующих положения шариата, и назвал его «Мишкатул масабих».

Подводя итог, можно сказать, что книг с хадисами очень много. А книг, составленных как комментарии к ним, еще больше. И даже в наши дни все еще обнаруживаются и изучаются разные книги улемов прошлого. Помимо этого составляются и новые книги, пишутся комментарии.

Вот такие огромные заслуги принадлежат нашим ученым-мухаддисам в деле изучения и сохранения сунны Пророка саллаллаху алайхи васаллам и исламского шариата. Очень сложно исчерпывающе описать все эти заслуги.

В то же время на этом изучение сунны, хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не прекращается. На следующем этапе заслуги принадлежали ученым фикха — исламской правовой системы. Из подготовленных мухаддисами хадисов им предстояло вывести положения шариата и довести их до исламской уммы.

 



[1] Насих (ناسخ) — досл. «удаляющий», «стирающий»; в терминологии шариата «отменяющий» — шариатское доказательство, отменившее предыдущее шариатское положение. Мансух (منسوخ) — досл. «удаленный», «стертый»; в терминологии шариата — «отмененный», то есть шариатское положение, которое было отменено последовавшим за ним другим шариатским аргументом.

 

[2] Акийда (عقيدة) — досл. «крепкое связывание чего-либо одного с чем-либо другим»; вероубеждение, вероучение; исламская акийда состоит из комплекса вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными явлениями и понятиями.

 

[3] Фитна. (فتنة) — (досл. «испытание», а также «обман», «смута», «заблуждение»). По сути, арабы называют фитной предачу руды испытанию огнем, то есть выплавку металла из руды, отделение его от прочих примесей плавленьем. Испытание, выявляющее положительное или негативное состояние человека в религии, есть фитна. События, полные смут для мусульман, также называются фитной.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (3)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

«Islam in Europe»:...

Число норвежцев принявших ислам удвоилось...

Ислам завоевывает сердца...

В Швеции, как и по...