Воскресенье Джумад-аль-ахир 20 1446 | Воскресенье декабря 22 2024

Примечание

Наряду с аятами Священного Куръана, сунна Пророка саллалла-ху алайхи васаллам является очень важным источником для призы-ва людей к Исламу, вере, следованию шариату, высокой нравствен-ности, достоинству, а также для отвращения от совершения грехов, дурных деяний, подлостей и прочих зол. В хадисах присутствуют замечательные наставления, назидания, призывы к совершению до-брых дел, проповеди, отвращения от совершения зол, устрашения, упреки и предостережения, а также другие необходимые для при-зыва к религии вопросы. Те, кто занимается этим, должны хорошо знать, из каких книг брать необходимые хадисы.

Самыми главными источниками таких хадисов являются книги «Сахихул Бухари» и «Сахихул Муслим». Затем следуют сборники «Сунан» имама Тирмизи, имама Насаи, имама Абу Давуда, имама Ибн Маджа, «Муваттаъ» имама Малика, «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, «Сунан» имама Дарими. Хадисы в этих книгах счи-таются наиболее выверенными и достоверными.

Помимо этого, полезными также являются книги, которые включают в себя избранные хадисы из вышеназванных авторитет-ных сборников с пояснениями (комментариями) к ним. К таким трудам относятся «Мустадрак» имама Хàкима, «Джамиъул усул» Ибн Асира, «Риядус салихин» имама Навави и другие книги. Что касается книг, отличающихся среди сборников хадисов с коммен-тариями по важности и известности, то на первом месте стоят ком-ментарии к «Сахиху» Бухари. К таким относятся такие коммента-рии, как «Умдатул кари» имама Бадриддина Айни, «Фатхул Бари» имама Ибн Хаджара ал-Аскалани, «Иршадус сари» имама ал-Касталани.

Вместе с тем существует также множество комментариев к «Сахиху» Муслима, среди которых наиболее известным является комментарий имама Навави. Из комментариев к «Муваттаъ» имама Малика наиболее авторитетными являются пояснения Абул Валида ал-Баджи.

Среди комментариев к «Сунану» имама Абу Давуда наиболь-шую известность получила книга «Маъалимус сунан» имама ал-Хаттаби. А среди комментариев к сборнику имама Тирмизи особого внимания из ранних книг с пояснениями к хадисам заслуживает книга «Аризатул ахвази» имама Абу Бакра ибн Араби, а из новых — книга «Тухфатул ахвази» шейха ал-Мубаракфури.

Из книг с пояснениями к хадисам очень полезным считается комментарий великого ученого Муллы Али Кари под названием «Миркатул мафатих» к сборнику «Мишкатул масабих». К книге «Мишкатул масабих» обстоятельные пояснения под названием «Миръатул масабих» написал также и шейх Убайдуллах ал-Мубаракфури.

Шейх Ибн Аллан составил пояснения под названием «Далилул фалихин» к книге «Риядус салихин» имама Навави. В этой области весьма важной является и книга «ал-Адабул муфрад» имама Буха-ри, а также комментарии к ней. Помимо того, в этом отношении очень полезна книга «Худжатуллахил балига» имама Валийуллаха Дихлави.

К огромному сожалению, в силу разных факторов, в некоторые книги в качестве хадисов попало множество слабых и вымышлен-ных преданий. Основной причиной тому послужило цитирование и записывание хадисов без выяснения и уточнения их происхожде-ния.

Поэтому те, кто имеет отношение к проповедям и наставлениям, к амру бил маъруфи ва нахйу анил мункар (повелевание к одобряе-мому и отвращение от порицаемого), призыву и другим аналогич-ным делам, да и каждый мусульманин вообще, не должны воспри-нимать в качестве хадисов все подряд, без проверки. Перед тем, как относить что-либо к хадисам, необходимо все тщательно прове-рить. Ученые доказали, что очень многие предания, считающиеся в народе хадисами, в действительности не являются таковыми.

Например, многие люди считают, говорят и пишут, что выраже-ние «Любовь к родине — часть веры» является хадисом. Но никто не говорит, кем оно было передано, и не упоминает, в какой книге оно приводится. На самом же деле это изречение не является хади-сом, а представляет собой одну из исламских мудростей. Разве не является страшным грехом ради проповеди выдавать за хадис то, что не является таковым, и сочинять таким образом ложь в отноше-нии Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?!

Именно поэтому наши ученые запрещали приводить хадисы без указания их равийа (рассказчика) и тех, кто передал. Например, вы-дающийся ученый Ибн Хаджар ал-Хайсами требовал от правителей своего времени, чтобы людей, озвучивавших хадисы без указания их равийев, и тех, кем они были собраны и переданы (записаны), увольняли с должностей.

 

 

 

Самое читаемое

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (9)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...

От Сьюзи Бакенбороу

Будучи практикующей христианкой почти 16...

Продюсер «Фитны» принял...

Бывший член так называемой «Партии...