Достоверные (сахих) хадисы
нужно уметь различать
Тем, кто занимается призывом, проповедями, наставлениями и разъяснительной работой, следует знать, что нехорошо рассказы-вать хадис в любом месте и каждому человеку только потому, что этот хадис достоверный (сахих). Дело в том, что люди бывают с разным уровнем развития, мировоззрения, с различными понятиями и условиями жизни. Кто-то может что-то неправильно истолковать и неверно следовать сказанному.
В подтверждение этому ученые приводят достоверный хадис, переданный имамом Бухари и имамом Муслимом от Муаза ибн Джабала радияллаху анху. В этом хадисе Муаз ибн Джабал говорит следующее:
«Я ехал за спиной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам верхом на осле. Он спросил:
— О Муаз! Знаешь ли ты, в чем заключаются обязательства рабов перед Аллахом и обязательство Аллаха перед Своими ра-бами?
Я ответил:
— Аллах и Его Посланник лучше знающие!
Он сказал:
— Обязательства рабов перед Аллахом: совершать поклоне-ние Ему и не придавать Ему сотоварищей. Обязательство же Аллаха перед рабами: не наказывать того, кто не придавал Ему сотоварищей (не допустил ширка).
Я спросил:
— О Посланник Аллаха, благовестить ли мне людей об этом?
Он сказал:
— Не говори им, дабы они не опирались на это».
Значит, сказанное в этом хадисе не предназначено для всех под-ряд. Это можно говорить только таким понимающим и знающим людям, как Муаз ибн Джабал радияллаху анху. Но если это гово-рить всем, то люди некоторых категорий могут истолковать смысл хадиса, прекратить практическое следование предписаниям шариа-та, а также сознательно допускать совершение ошибок, ссылаясь и опершись на изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Если бы этого нельзя было говорить вообще, то Посланник Ал-лаха саллаллаху алайхи васаллам не говорил бы ничего даже Муазу ибн Джабалу радияллаху анху. Это было из тех изречений, о кото-рых положено знать только людям определенного уровня знаний и понятий. Именно поэтому Муаз ибн Джабал радияллаху анху рас-сказал этот хадис тем, кто находился рядом с ним, только перед своей смертью.
Аналогичные случаи имели место между Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и другими сподвижниками, в частно-сти, с Абу Хурайрой радияллаху анху. Это является очень важным уроком для проповедников, ученых, богословов и имамов.
В предании, приводимом имамом Бухари, почтенный Али радияллаху анху сказал: «Говорите людям только то, что они знают (понимают)! Или вы хотите, чтобы Аллаха и Его Посланника сочли лжецами?». То есть, не морочьте головы людям, говоря им то, чего они не знают и чего они не могут разуметь и постичь. Это означает, что в противном случае, неправильно истолковав сказанный вами аят или хадис, они могут допус-тить ложь в отношении Аллаха и Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам.
В предании, которое приводит имам Муслим, Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху сказал: «Если будешь говорить людям то, что они не в силах разуметь, несомненно, некоторые из них вверг-нутся в фитну (смуту)».
Если проповедник будет говорить без учета уровня слушателей то, что они не в состоянии постичь, они могут неверно истолковать услышанное и сделать неправильные выводы. В результате они впадут в заблуждение и смуту, станут запутывать других людей, ссылаясь на слова сказавшего их ученого.
Имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи считал макрухом рассказывать хадисы, содержащие смысл неповиновения мусуль-манскому правителю.
А имам Малик считал макрухом обсуждение хадисов о качест-вах Всевышнего Аллаха. Однажды некий человек пришел к имаму Малику рахматуллахи алайхи и спросил: «Каково оно истива Алла-ха на Арше?».
Тогда имам Малик сказал: «Истива известно. Но неизвестно, ка-ково оно. Задавать вопросы о нем есть бидъа . Ты, оказывается, зачинщик бидъы! Выведите его прочь!»
Не исключено, что и те разногласия, которые имеют место сего-дня среди мусульман, зачастую появляются из-за несоблюдения вышеизложенных правил. Каждый, кто что-то узнал, старается рас-сказать об этом другим людям. Они же разносят его слова еще дальше.
Услышав это, другой грамотей начнет тоже публично говорить об ошибках в сказанном, раскритикует его, что, в результате, при-ведет к взаимной вражде, ссорам и конфликтам. Если ученый обна-руживает чью-либо ошибку, он должен очень деликатно сказать об этом самому человеку, которому принадлежат те слова. Не исклю-чено, что прав не он, а тот, первый. Возможно, первый человек имел какие-то суждения насчет этого. Могут быть и другие причи-ны. Иными словами, в данном деле нужно быть очень осторожным.
Более 1,5 млн мусульман Италии...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (11)...
Одной из наиболее многочисленных религиозных...
"В 6 лет меня отдали...