Вторник Шавваль 21 1445 | Вторник апреля 30 2024

بسم الله الرحمن الرحيم

 

БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ

Автор Шейх Мансур Али Насиф рахматуллахи алайхи начинает свою книгу с «Бисмиллах». Для мусульманина очень важно начинать каждое дело с «Бисмиллах». Ученые говорят: «Для того, кто пишет книгу, являются ваджибом (обязательным) три вещи». Это — «Бисмиллах», восхваление Аллаха и произнесение солавата Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Ибо в хадисе, переданном Хафизом Абдулкадиром, сказано:

«Конец (завершение) каждого значимого дела, не начатого с поминания Аллаха и “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, обрезан».

Иными словами, в этом деле не будет благодати. А в хадисе, который передал xe "Èáí Ìàäæà"Ибн Маджа, сказано:

«Конец каждого дела, не начатого с восхваления Аллаха, обрезан».

Необходимость же приветствия Пророка саллаллаху алайхи васаллам обусловлена тем, что Всевышний Аллах часто упоминает его наряду со Своим именем и повелевает возносить ему солават. Поэтому и автор рахматуллахи алайхи после «Бисмиллах» переходит к восхвалению Аллаха и приветствию Посланника.

نَحْمَدُكَ اللَّهُمَّ عَلَى نِعْمَةِ التَّوْفِيقِ، وَنَسْأَلُكَ اللَّهُمَّ الْهِدَايَةَ إِلَى أَقْوَمِ طَرِيقٍ، وَنُصَلِّي وَنُسَلِّمُ عَلَى نَبِيِّكَ وَرَسُولِكَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ الَّذِي بَعَثْتَهُ لِلنَّاسِ رَحْمَةً، وَأَنْطَقْتَهُ بِالْهُدَى وَالْحِكْمَةِ، وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ الَّذِينَ حَفِظُوا هُدَاهُ، وَبَلَّغُوهُ وَرَأَوْا نُورَهُ فَاتَّبَعُوهُ.

— Господь мой, восхваляем Тебя за благо наставления! Господь мой, мы просим Тебя наставить нас на самый правильный путь! Мы благословляем и приветствуем Твоего Пророка и Посланника, нашего саййида[1] xe "Ìóõàììàäà"Мухаммада, кого Ты направил к людям милостью, чьи уста по Твоей воле изрекали хидаю и мудрость. Также мы благословляем и приветствуем членов пророческого дома и сподвижников его, которые сохранили, довели до других его хидаю и, увидев его свет, следовали ему!

Пояснение: Вообще, благословение и приветствие адресуются только Пророку саллаллаху алайхи васаллам. При упоминании кого-либо из сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе и членов пророческого дома, произносится молитвенная просьба о довольстве Аллаха — xe "ðàäèÿëëàõó àíõó"радияллаху анху — «да будет доволен им Аллах». Но когда они упоминаются наряду с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, допускается приветствовать таким образом и их.

أَمَّا بَعْدُ. فَإِنَّ عِلْمَ الْحَدِيثِ مِنْ أَجَلِّ الْعُلُومِ قَدْرًا وَأَعْظَمِهَا نَفْعًا، لِأَنَّ مَوْضُوعَهُ سُنَنُ الرَّسُولِ وَآثَارُهُ الْقَوْلِيَّةُ وَالْفِعْلِيَّةُ، وَفِي هَذِهِ خَيْرُ النَّاسِ وَهِدَايَتُهُمْ وَفَوْزُهُمْ وَسَعَادَتُهُمْ. فَالْمُشْتَغِلُ بِهِ دَاعٍ يَدْعُو إِلَى الْحَقِّ، وَسِرَاجٌ يَهْدِي إِلَى الرُّشْدِ حَتَّى قَالَ رَسُولُ اللهِ r: «نَضَّرَ اللهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا حَدِيثًا فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَهُ». وَقَالَ أَيْضًا: «مَنْ حَفِظَ عَلَى أُمَّتِي أَرْبَعِينَ حَدِيثًا مِنْ أَمْرِ دِينِهَا بَعَثَهُ اللهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَقِيهًا عَالِمًا». وَفِي رِوَايَةٍ - «كُتِبَ فِي زُمْرَةِ الْعُلَمَاءِ وَحُشِرَ فِي زُمْرَةِ الشُّهَدَاءِ». (وَالْأُمُورُ بِمَقَاصِدِهَا).

فَلِهَذَا وَلِمَا فَطَرَنِي اللهُ عَلَيْهِ مِنْ حُبِّ الْحَدِيثِ وَالشَّغَفِ بِهِ فَكَّرْتُ فِي جَمْعِ كِتَابٍ فِي الْحَدِيثِ، وَاسْتَشَرْتُ أَهْلَ الْعِلْمِ بِهِ، وَاسْتَخَرْتُ اللهَ تَعَالَى فَلَاحَتْ لِي لَوَائِحُ التَّيْسِيرِ، وَاسْتَضَاءَتْ لِي مَصَابِيحُ التَّبْشِيرِ، فَاعْتَمَدْتُ عَلَى رَبِّي، وَأَجْمَعْتُ أَمْرِي، وَشَرَعْتُ فِي تَأْلِيفِهِ عَلَى بَرَكَةِ اللهِ تَعَالَى، فَاسْتَحْضَرْتُ أَصَحَّ كُتُبِ الْحَدِيثِ وَأَعْلَاهَا سَنَدًا، وَهِيَ: صَحِيحُ الْبُخَارِيِّ، وَصَحِيحُ مُسْلِمٍ، وَسُنَنُ أَبِي دَاوُدَ، وَجَامِعُ التِّرْمِذِيِّ، وَالْمُجْتَبَى لِلنَّسَائِيِّ y. وَهَذِهِ هِيَ الْأُصُولُ الْخَمْسَةُ الَّتِي اشْتَهَرَتْ فِي الْأُمَّةِ، وَارْتَضَتْهَا لِمَا لَهَا مِنَ الْمَكَانَةِ الْعُلْيَا فِي الْحَدِيثِ، وَلِأَنَّهَا جَمَعَتْ مِنَ الشَّرِيعَةِ مَا عَزَّ وَغَلَا ثَمَنُهُ،ـ بَلْ هِيَ الشَّرِيعَةُ كَلُّهَا كَمَا قَالَ الْإِمَامُ النَّوَوِيُّ t: مَا شَذَّ عَنِ الْأُصُولِ الْخَمْسَةِ مِنْ صَحِيحِ حَدِيثِ الرَّسُولِ r إِلَّا النَّزْرُ الْيَسِيرُ، وَلَا شَكَّ فَفِيهَا حَاجَةُ الْإِنْسَانِ لِسَعَادَةِ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ.

 

«Амма баъду[2]: Воистину, наука о хадисах — самая ценная, великая и заключающая в себе величайшую пользу наука, потому что она охватывает сунну, изречения и деяния Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В ней заключено лучшее для людей, их хидая, их преуспеяние и их счастье. Человек, занимающийся хадисами, — это свет, призывающий к истине, наставляющий на праведный путь. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Да облагодетельствует Аллах того, кто, услышав от меня один хадис, запомнит его, чтобы донести до других”. Также он сказал: “Того, кто сохранит для моей xe "óììû"уммы сорок хадисов о вопросах ее (уммы) xe "ðåëèãèè"религии, Аллах воскресит его в Судный день факихом и ученым”. В другом хадисе сказано: “Будет записан в числе ученых и приведен на Махшар в числе шахидов». (Деяния оцениваются в зависимости от намерений).

Поэтому, а также в связи с тем, что Аллах наделил меня сильной любовью к хадисам и увлеченным ими, я все время думал о составлении книги хадисов. Я посоветовался по этому поводу с учеными, совершал xe "íàìàç"намаз xe "èñòèõàðà"истихара. Наконец, я почувствовал вдохновение, на меня снизошло просветление. Я положился на Аллаха. Решительно настроился на это дело. Прося помощи Аллаха, я приступил к составлению книги. Я собрал самые достоверные (сахих) сборники хадисов с наивысшей достоверностью санадов. Это были сборники «xe "Ñàõèõ"Сахихул Бухари», «xe "Ñàõèõ"Сахихул Муслим», «Сунану Абу Давуд», «Джамиъут xe "Òèðìèçè"Тирмизи» и «Муджтабаъ» xe "Íàñàè"xe "Íàñàè"Насаи — пять прославившихся среди xe "ìóñóëüìàí"мусульман достоверных книг. Они признаны уммой высшими по степени среди сборников хадисов, поскольку они охватили самые нужные и самые ценные вопросы шариата. Иными словами, эти книги и есть весь шариат. Как сказал имам xe "Íàâàâè"Навави xe "ðàäèÿëëàõó àíõó"рахматуллахи алайхи: «Лишь очень небольшое количество хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не вошло в эти пять основных книг. Несомненно, эти книги включают в себя все необходимое для достижения человеком счастья в обоих мирах».

Пояснение: Из слов имама xe "Íàâàâè"Навави не следует понимать, что вышеупомянутые пять книг включают в себя все xe "õàäèñû"хадисы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. А следует понимать, что в них есть xe "õàäèñû"хадисы, охватывающие все вопросы, касающиеся как этого бренного мира, так и мира вечной жизни — ахирата.

ثُمَّ نَظَرْتُ فِيهَا نَظْرَةً عَامَّةً، وَطَفِقْتُ أُدْمِجُهَا كُلَّهَا بِتَمَامِهَا فِي مُؤَلَّفٍ وَاحِدٍ، أُهَذِّبُ كُتُبَهُ تَهْذِيبًا، وَأُحَرِّرُ أَبْوَابَهُ تَحْرِيرًا، لِكَيْ أَشْفِيَ بِهِ غَلِيلِي، وَأُتْحِفَ بِهِ عُشَّاقَ عِلْمِ الْحَدِيثِ.

 

Затем я просмотрел их обобщенно и приступил к размещению в одной книге. Для того чтобы утолить свою жажду и преподнести дар влюбленным в хадисы, я систематизировал и отредактировал главы и разделы.

Пояснение: А теперь, ознакомимся с авторами этих пяти самых достоверных книг-сборников и их научным наследием.

 

 



[1]Саййид — господингосударьтакже применяется в отношении мусульманведущих своепроисхождение от Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

 

[2] Амма баъду (أما بعد) [также Ва баъду (وبعد)] — арабы используют фразу амма баъду (ва баъду) для разделения текста и речи на две части, для перехода с одной темы на другую, от вступительного слова к основному.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Истина о гадании...

О колдовстве (1) Среди людей...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (3)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (13)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...