Аллах субханаху ва таъала сказал: «Поистине, Мы каждую вещь сотворили с мерой» («Камар», аят 49).
Автор книги «Тажул Жамиъ», которую мы комментируем, приводит вышестоящий аят с целью указать, что вера в предустановление зиждется на Куръане.
Слово, переведенное нами как «мера», звучит на арабском языке как «кадар» и имеет два толкования, первое из которых «предустановление», а второе - «мера», «размер». В исламском вероучении это слово означает веру в то, что Аллах в соответствии со Своим знанием и по Своей воле создал каждую вещь, предустановив ее время и место в бытии.
Однако в результате искажения смысла этого простого понятия учение о предустановлении смешалось с различными неверными представлениями. Со временем под влиянием различных факторов в мусульманские понятия были привнесены всевозможные «новаторские» искажения и предрассудки прошлых эпох.
Не станет преувеличением, если сказать, что понятие предустановление является наиболее искаженным и даже получившим противоположное значение среди исламских терминов. В действительности же это учение является достаточно ясным и четким.
Наши ученые разъясняют понятия предведение (казаа) и предустановление (кадар) следующим образом:
«Предведение» (казаа) – это то, что Аллаху известно будущее каждой вещи.
«Предустановление» (кадар) – это появление всех вещей в соответствии с изначальным знанием Аллаха.
Согласно мазхабу вероучения Ахли сунна вал джамаа (людей сунны и общины), каждый совершеннолетний мусульманин должен (ваджиб) веровать, что Аллаху субханаху ва таъала изначально известно всё, что произойдет впоследствии с Его рабами и другими созданиями. Учение о предведении и о предустановлении является одним из оснований веры в Всевышнего Аллаха и основано на правильном понимании Его совершенных качеств.
Одним из таких качеств является всевéдение – безграничное знание Аллаха субханаху ва таъала, всеобъемлемость Его воли и Его всемогущество. Учение о предведении и о предустановлении зиждется именно на этих качествах Аллаха, поэтому без веры в предустановление и предведение вера в Аллаха не может быть полноценной.
Аллах субханаху ва таъала знает все: Ему известно и о шевелении муравья, и о перемещении планет по своей орбите. Ничто не скрыто от Его знания – Аллах субханаху ва таъала знает о каждой частице и ее движении.
Аллаху субханаху ва таъала известно всё, что произойдет до Судного дня. Если бы Он не знал этого, это бы противоречило Его качествам совершенства. Вот это Божественное знание и называется «предустановлением» («казаау кадар»). В этом нет принуждения человека Аллахом субханаху ва таъала, как думают невежды, а есть то, что Аллаху заранее известны все деяния человека, ибо Его знание безгранично.
Для более легкого понимания этого вопроса, ученые приводят следующий пример: когда у вас плохое настроение, вы посмотрели в зеркало. Вы увидели свое отражение с нахмуренными веками, сморщенным лбом и злобным выражением лица. Имеете ли вы право в этой ситуации упрекать зеркало? Можете ли вы утверждать, что это зеркало ущемляет вас, испортило вам настроение? Конечно, нет. Зеркало всего лишь показало вам то, что у вас есть. Оно абсолютно не виновно в том, что у вас нахмуренные веки, сморщенный лоб и злобное выражение лица. То же самое и есть предустановление!
Предустановление Аллаха субханаху ва таъала – это:
– изначальное абсолютное знание Аллаха (илму азали) обо всем, что уже произошло в истории бытия, происходит и еще произойдет, в том числе и о намерениях человека,
– творение Аллахом в соответствии со Своим знанием определенных законов бытия с неотвратимыми последствиями их соблюдения и нарушения,
– предоставление человеку выбора между соблюдением и несоблюдением законов и повелений Аллаха с соответствующим благим или злым для него результатом.
Другой пример. Учитель прекрасно знает уровень знаний своих учеников. Составляя экзаменационные вопросы, он уже тогда может сказать, что такой-то получит оценку «отлично», а другой – «хорошо». Предположим, что результаты экзамена оказались именно такими. Стали ли результаты экзаменов учеников такими именно из-за того, что учитель сказал так? Или это скромное знание учителя, основанное на опыте, вынудило учеников получить такие оценки?
Несомненно, ничто не подобно Аллаху субханаху ва таъала. Однако и из этих примеров по некоторой аналогии с Ним мы должны усвоить, что в предустановлении нет принуждения человека к чему-либо. Если слабый человек имеет такие знания в вопросах, относящихся к его жизнедеятельности, почему же Всемогущий, обладающий безграничными знаниями, не может знать все изначально?
Известный ученый ал-Хаттаби говорил:
«Многие люди считают, что предустановление – это насильственное действие со стороны Аллаха – принуждение человека к тому, чтобы он совершал деяния, предустановленные Аллахом. Такие убеждения являются неверными. Смысл предустановления в том, что Аллах предварительно знает о будущих деяниях человека».
Здесь может возникнуть вопрос: «Понятно, что это связано со знанием, однако ведь все происходит по воле Аллаха, Его творением! Что тогда остается человеку? Ответ на этот вопрос состоит из двух частей:
Первая часть касается всего, что не подвластно человеку. В мире есть такие вещи, которые происходят только по воле и благодаря могуществу Аллаха. На эти вещи человек не может повлиять никаким образом. К примеру, человек не может влиять на такие факторы, как хорошая или плохая память, различие в телосложении, темпераменте, красота или невзрачность внешности, место и время рождения, выбор родителей, пола, передача каких-либо качеств по наследству и тому подобное.
Человек и не ответственен за такие вещи. К примеру, никто не может спросить с него за то, что он высокий или низкий ростом. Точно так же, никто не может предъявлять ему претензий из-за того, что он родился или умер в тот или иной день. Все это – от Аллаха субханаху ва таъала. Вера в предустановление Аллаха – это обязанность (ваджиб) каждого мусульманина.
Вторая часть – все, что совершено человеком и имеет к нему непосредственное отношение. Он причастен к этому и участвует в таких делах по своей воле, основываясь на своем разуме, желании и выборе, непосредственно совершая какие-то действия. В этом и заключается тонкость данного вопроса. Как следует оценивать именно такие деяния? С древних времен на этот вопрос давались разные ответы. В этом вопросе было много разногласий и у древних греков.
В последующем и среди мусульман появились те, кто выражал разные мнения по этому поводу. Последователи мазхаба Муътазилия утверждали, что «человек сам творит свои деяния, и Аллах не вмешивается в это». Однако в таком случае принижаются качества совершенства Аллаха! Если признать верными слова муътазилитов, то получится, что в мире есть вещи, которые не имеют отношения к воле, могуществу Аллаха, которые сотворены не Им. В таком случае, воля Аллаха субханаху ва таъала окажется не всеобъемлющей. Его могущество не будет безграничным. Он не будет единственным Творцом.
Последователи же мазхаба Джабрия, наоборот, утверждают, что человек в этом мире подобен соломинке, брошенной в океан. По их мнению, человек ничего не совершает по своей воле, а делает все по принуждению Аллаха. Это мнение также является абсолютно неверным! Если признать утверждение последователей мазхаба Джабрия верным, это будет противоречить такому качеству Аллаха, как справедливость. По их представлениям, Аллах субханаху ва таъала, как тиран, сначала заставил человека совершить что-либо, а затем спрашивает с него, почему он это сделал, да еще и наказывает его – это ни что иное, как несправедливость и угнетение.
Оба этих мазхаба, отклонившись в сторону невежества, через некоторое время исчезли сами по себе. Правоверное учение Ислама по этому вопросу отражено в мазхабе людей сунны и общины. Согласно этому учению, произвольные деяния человека относятся к числу сотворенных Аллахом вещей, поскольку в мире не может быть ничего, кроме того, что сотворил Творец. Но это не означает, что человек совершает свои деяния по принуждению, так как при совершении человеком чего-либо присутствуют два разных аспекта.
Первый аспект – факторы, необходимые для осуществления деяния в реальности.
Второй аспект – намерение, волеизъявление, уст-ремленность человека к осуществлению этого деяния. Человек признается обладателем воли и права выбора именно благодаря наличию этого второго фактора, то есть, устремленности к осуществлению деяния. И он становится ответственным только за эти проявления воли и за этот выбор. Созидание внешних факторов, которые сделали или не сделали его волеизъявление реальностью, от него не зависит и его не касается.
Для большей наглядности наши улемы приводят такой пример: человек хочет написать что-то своей рукой на листе бумаги. Внешними факторами этого деяния являются рука, ее вены, сухожилия и т.п. вещи, сотворенные Аллахом. Бумага, карандаш и их свойства, необходимые для письма, также являются творением Аллаха. При объединении этих вещей и совершении соответствующих действий на бумаге будет что-то написано. Из данного примера очевидно, что это осуществляется благодаря могуществу и творению Аллаха. В этом и заключается смысл слов о том, что Аллах творит деяние человека.
Однако это не означает, что Аллах заставил человека написать что-либо на бумаге, так как только при отсутствии указанных внешних факторов само собой на бумаге ничего написано не будет. Для этого человек сначала должен захотеть что-либо написать и устремиться, приложить усилия к этому. Вот тогда Аллах субханаху ва таъала допустит или не допустит проявление созданных им способностей человека к письму, и осуществится деяние, называемое «написанием». В реализации этого деяния намерение и приложение усилий исходят от человека, а создание внешних и внутренних факторов – от Аллаха субханаху ва таъала.
При этом Аллах не дает осуществиться в реальности многим злодейским планам людей, иначе мир давно был бы уничтожен тиранами. Он дает возможность одним людям воспрепятствовать планам других людей, причем нередко злодейскими бывают и те, и другие.
«И если бы не отражение (дафъ) Аллаха одних людей другими, то непременно разрушены были бы скиты, и церкви, и синагоги, и мечети, где поминается имя Аллаха много», гласит Священный Куръан («Хадж», аят 40).
Однако Аллах субханаху ва таъала знает все намерения и волеизъявления людей и будет судить за каждое утвержденное человеком намерение, хотя бы оно и не исполнилось по независящим от данного человека причинам.
Человек ответственен именно за свои намерения и усилия воли. Именно в этом заключается его свобода.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Когда предустановил Аллах Азза ва Джалла творение, написал в Книге, что у Него над Троном (Арш): «Поистине, Моя милость превыше Моего гнева».
Передали два шейха и Тирмизи.
Пояснение: Автор включил этот хадис в главу о предустановлении потому, что Аллах субханаху ва таъала, определяя участь всех существ еще до их сотворения, предустановил, что Его милость будет опережать Его гнев. В этом хадисе затрагивается еще одна сторона рассматриваемой проблемы. Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Когда предустановил Аллах Азза ва Джалла творение» означают: изначально зная будущее всех и вся. До акта сотворения живых существ Аллах субханаху ва таъала знал, что с ними будет в будущем, ибо знания Его безграничны. Только Ему известно тайное, и только Ему известно всё, что произойдет в этом мире вплоть до Судного дня.
«Книге, что у Него над Троном (Арш)» означает – в книге «Лавхул Махфуз», то есть, в Хранимой Книге. Таким образом, в этой Книге написана участь всех творений, и вера в это также является одним из необходимых требований вероучения Ислама.
Слово «арш», согласно словарю, означает трон, на котором восседает правитель. Улемы науки вероучения на основе описаний в аятах и хадисах утверждают, что Арш – это Трон, имеющий основания, которые удерживают ангелы. Он подобен куполу, возвышающемуся над миром. Он является своеобразным потолком всех творений. Аллах субханаху ва таъала не нуждается в Троне, а цель его создания известна только Ему Самому.
В выражении «в Книге, что у Него над Троном» не подразумевается физическое значение. Поскольку в буквальном смысле на «троне» не может быть никаких предметов. Под этим подразумевается высшая значимость того, что находится при Аллахе субханаху ва таъала (в Его ведении). Слово «написал», сообразно величию Аллаха субханаху ва таъала означает, что Аллах субханаху ва таъала повелел каламу (перу) написать.
Таким образом, в этом хадисе упоминается несколько вещей, называемых в акыде общим понятием «гайб» (сокровенное, тайное). В хадисе с напоминанием о таких скрытых вещах, в которые должен верить правоверный, как трон Аллаха субханаху ва таъала и Хранимая Книга, подчеркивается, что милость Аллаха опережает Его гнев. А это необходимо для того, чтобы мы всегда надеялись на милость Аллаха.
Аллах субханаху ва таъала сказал в священном Куръане: «Моя милость больше всего».
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Аллах предустановил судьбу Своих созданий до того, как создал их.
2. Всё бытие сущего записано в Хранимой Книге «Лавхул махфуз».
3. «Лавхул махфуз» существует.
4. «Лавхул махфуз» находится в ведении Аллаха субханаху ва таъала.
5. Трон (Арш) существует.
6. Милость Аллаха субханаху ва таъала превыше Его гнева.
Передается от него же.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Каждый рожденный рождается с чистой природой (фитра), а родители делают его иудеем, или христианином или огнепоклонником также, как животное рождает животного целым. Разве вы замечали среди них (животных) с отрезанным ухом или носом?»
Потом Абу Хурайра сказал: «Если хотите, прочтите аят: «Обрати же свой лик к религии ханифом. (Это –) врожденное свойство, с которым Аллаха сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это – безупречная религия...».
Передали четверо.
Пояснение: Этот хадис также передается от Абу Хурайры радияллаху анху. В хадисе говорится о том, что Аллах субханаху ва таъала создает людей с чистым естеством, но в последующем, в основном, под влиянием родителей эта чистота нарушается. «Фитра» означает чистое естество, способность правильно воспринимать религию, склонность к ней.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам извещает о том, что каждый рождающийся в мире ребенок появляется на свет с чистым естеством, со способностью принятия религии Аллаха. Следовательно, Аллах субханаху ва таъала изначально никого не принуждает быть иудеем, христианином или огнепоклонником. Существуют другие причины того, что люди становятся последователями разных религий:
«А родители делают его иудеем, или христианином или огнепоклонником».
Иначе говоря, родители, воспитывая ребенка в соответствии со своей религией, могут нарушить его чистое естество, и он может стать иудеем, христианином или язычником (огнепоклонником). Для того, чтобы смысл этих слов был более понятен, Пророк саллаллаху алайхи васаллам приводит сподвижникам жизненный пример.
«Также, как животное рождает животного целым. Разве вы замечали среди них (животных) с отрезанным ухом или носом?»
Каждое дитя животного рождается от матери целым. Никто из них не рождается с отрезанным ухом или носом. Это уже потом их владельцы надрезают им уши или нос, чтобы пометить их. Точно так же и человек рождается от своей матери с чистым естеством. Он не рождается сразу носителем той или иной религии, а становится таким только в результате воспитания своими родителями.
Почтенный Абу Хурайра радияллаху анху имел привычку пересказывая этот хадис добавлять: «Если угодно, прочтите аят: «Это – врожденное качество, которым Аллаха сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это – безупречная религия!».
Тем самым, он говорит о том, что сказанное ему Пророком саллаллаху алайхи васаллам подтверждается священным Куръаном.
Аллах субханаху ва таъала говорит:
«Обрати же свой лик к религии ханифом. (Это –) врожденное свойство, с которым Аллаха сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это – безупречная религия, но большинство людей не знают!» («Рум», аят 30).
Арабское слово «ханиф» переводится как верный истине, верный благому, отвращающийся от зла, греха, невежества. Поэтому смысл данного аята можно передать словами: «откажись от всего дурного и обратись к истине», то есть, «откажись от всех других верований и искренне прими Ислам». Это также означает, что «мушрики, кафиры и другие люди, подчиняясь своему нафсу, будут восхвалять свое, но ты не обращай на это внимания и обратись к истинной религии».
«Это – врожденное качество, которым Аллаха сотворил людей».
Врожденным качеством человека является его предрасположенность не к другим верованиям, а именно к верности Создателю субханаху ва таъала. Аллах сотворил всех людей именно с таким чистым естеством.
Аллах заложил в изначальную сущность людей верность Себе и чистоту побуждений. Совершение же ширка в отношении Аллаха субханаху ва таъала противоречит сущности человека и проявляется в результате недостатка знаний и подчинения греховным требованиям нафса.
В хадисе, переданном Имамом Бухари и Имамом Муслимом, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Каждый рожденный рождается с чистой природой, а родители делают его иудеем, или христианином или огнепоклонником».
Ислам возвращает к первозданной сущности тех, кто отдалился от нее.
«Нет изменения творению Аллаха».
Изменение истинной сущности – бесполезное и вредное занятие.
«Это – безупречная религия».
Верность Аллаху субханаху ва таъала и чистота побуждений – самая правильная религия, которая нашла свое полное завершение в Исламе. Человек, исповедующий другую религию, не идет по верному пути.
«…но большинство людей не знают».
Именно поэтому, не имея знаний и подчинившись своему нафсу, они принимают различные другие религии.
Хотя обращение в этом аяте и адресовано к нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам, это относится ко всем правоверным. Поэтому в следующем аяте обращение становится более общим.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Каждый рождающийся ребенок появляется на свет с чистым естеством.
2. Воспитание родителей является основой вероисповедания ребенка.
3. Аллах никого из Своих рабов не принуждает в религии.
4. Для разъяснения духовных понятий полезно использование наглядных примеров.
5. Важность приведения аятов Куръана для подтверждения смысла хадисов.
В этом хадисе заключен величайший смысл. Из него мы узнаем, что неправильно оправдывать свои проступки воздействием обстоятельств. Аллах субханаху ва таъала всех людей создал с чистым естеством, Он не создает кого-то праведным, а кого-то испорченным. Человек сам должен сохранить в себе чистоту духа, ибо он сам ответственен в его загрязнении.
На формирование религиозности ребенка большое влияние оказывают родители и даваемое ими воспитание. Из благ, которыми Аллах субханаху ва таъала наделил родителей, самым ценным является ребенок. Ценить такое благо – это значит воспитывать ребенка преданным последователем религии с наделенным Аллахом субханаху ва таъала чистым естеством. Это почетная обязанность родителей. Все родители-мусульмане должны полностью осознавать эту ответственность и уделять больше внимание воспитанию, о котором говорится в этом хадисе.
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поспорили Адам и Муса алайхимассалаам пред своим Господом. И превзошел Адам Мусу.
Муса сказал: «Ты ли тот Адам, тебя ли сотворил Аллах руками, и вдунул в тебя из Своего духа, и повелел пасть ниц ангелов перед тобой, и поместил тебя Свой Рай, затем спустил людей из-за своего греха на землю?»
Тогда Адам сказал: «Ты ли тот Муса, тебя ли избрал Аллах Своим пророчеством и Своим словом, и даровал тебе Скрижалей, в чем разъяснение всех вещей, и приблизил тебя собеседником? Знаешь ли ты, за сколько лет до того, как я сотворен, Аллах написал Таурат?»
Муса сказал: «Сорок лет».
Адам сказал: «Нашел ли ты в нем, что «И ослушался Адам Господа своего и сбился?».
Сказал: «Да»
Сказал: «Разве упрекаешь меня за то, что я совершил то, что предписал Аллах мне за сорок лет до того, как сотворил меня?», - спросил Адам.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«И Адам превзошел Мусу».
Передали пятеро.
Пояснение: В этом хадисе говорится о тончайших нюансах одного из самых трудных вопросов, каковым является предустановление.
Этот вопрос всегда вызывал споры между людьми и стал предметом спора даже между двумя выдающимися пророками алайхимуссалам.
Этот хадис передается мухаддисами в разных вариантах. Все они дополняют друг друга. В одном из других вариантов говорится следующее:
«Муса сказал: «О Господь мой, покажи нам того, кто изгнал из рая и нас, и себя».
И представил ему Аллах его отца Адама.
«Ты наш отец Адам?», - спросил он.
«Да», - ответил он.
«Ты ли тот, в кого Аллах вдунул из Своего духа, научил все имена и повелел ангелам пасть ниц перед тобой?», - спросил он.
«Да», - ответил он.
«Что вынудило тебя изгнать и нас, и себя из рая?», - спросил Муса.
«Кто ты?», - спросил Адам.
«Я – Муса», - сказал Муса.
«Ты ли тот, кого Аллах избрал Своим пророчеством? Ты ли тот пророк сынов Исраила, с кем Аллах говорил, находясь за завесой, без посредников из Своих созданий между Собой и тобой?», - спросил он.
«Да», - сказал Муса.
«Разве ты не узнал, что это было в книге Аллаха до моего сотворения? Разве ты упрекаешь меня в том, что предустановлено Аллахом до меня?», - спросил он.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам трижды сказал:
«И Адам превзошел Мусу. И Адам превзошел Мусу. И Адам превзошел Мусу».
Следует сразу отмести ложные толкования этого хадиса, которые могут прийти на ум при поверхностно-буквалистском следовании за словами. В хадисе речь совершенно не идет о том, что якобы Аллах субханаху ва таъала вынудил Адама алайхиссалам сделать ошибку. Адам алайхиссалам даже и не пытается оправдать себя в том, что он совершил ту злополучную ошибку, съев плод запретного дерева. Он и не говорит: «Не обвиняйте меня в этом, поскольку-де это Аллах вынудил меня сделать это». Смысл хадиса совершенно иной!
Во-первых, факт признания Адамом алайхиссалам своей ошибки и покаяния в этом подтвержен священным Куръаном. Аллах субханаху ва таъала спросил Адама алайхиссалам: «Почему ты съел запретное?». На это Адам алайхиссалам не сказал: о Господь мой, я съел его, поскольку Ты Сам предустановил это. Наоборот, он сказал:
«Господь наш! Мы поступили несправедливо к себе, и если не простишь нам и не помилуешь нас, непременно будем из потерпевших убыток».
Пророк Божий Адам алайхиссалам не может говорить Аллаху субханаху ва таъала одно, а Мусе алайхиссалам – противоположное. Он не может говорить о совершенной им ошибке Аллаху: «Я виновен», а Мусе алайхиссалам: «Я не виновен».
Таким образом, в изучаемом нами хадисе речь не идет о том, что Адам алайхиссалам не признает свою вину и пытается оправдать себя, ссылаясь на судьбу. Но о чем же в таком случае идет речь?
При изучении хадисов по данной тематике, становится ясным следующее: Муса алайхиссалам в свое время перенес очень много страданий. Он видел и то, что помимо него другие люди также переживали серьезные испытания.
Он также был живим свидетелем страданий, которые терпел род сынов Исраила от египтян. Несомненно, что он задавался вопросом о причине этих страданий. В конце концов он пришел и к такому предположению: «Может быть, всего этого не было бы, если бы Адам не был изгнан из рая?». Он пришел к предположению, что все беды исходят из первой ошибки, совершенной Адамом алайхиссалам .
Именно поэтому, обращаясь к Аллаху субханаху ва таъала, он говорит:
«О Господь мой, покажи нам того, из-за которого и мы, и сам он был изгнан из рая».
Тогда Аллах субханаху ва таъала показал ему его праотца Адама алайхиссалам, и между ними состоялся тот памятный спор. При внимательном изучении слов каждого из участников спора многое становится понятным.
Муса алайхиссалам поначалу пытается возложить ответственность за страдания человечества на Адама алайхиссалам, говоря: «Если бы ты не совершил ту злосчастную ошибку, то человечество не было бы изгнано из рая, и не было бы таких трудностей, страданий и мучений». Адам алайхиссалам, в свою очередь, пытается доказать, что появление рода человеческого и пребывание его в таких условиях не связано с его ошибкой.
Аллах субханаху ва таъала создал людей не из-за ошибки Адама алайхиссалам. Не из-за нее Он предустановил, что люди живут в таких условиях – так было установлено Им изначально для испытания их веры, для формирования их иймана. Именно этот аргумент приводит в ходе спора Адам алайхиссалам.
И Муса алайхиссалам удовлетворился этим ответом. Так Адам алайхиссалам превзошел Мусу алайхиссалам в данном споре.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Между Адамом и Мусой алайхиссалам при Аллахе субханаху ва таъала имел место спор.
2. Аллах субханаху ва таъала Сам создал Адама алайхиссалам.
3. Аллах субханаху ва таъала вдохнул в Адама алайхиссалам от Своего духа.
4. Аллах субханаху ва таъала велел ангелам пасть ниц Адаму алайхиссалам.
5. Аллах субханаху ва таъала поместил Адама алайхиссалам в рай.
6. Затем Аллах субханаху ва таъала низвел людей на землю.
7. Аллах субханаху ва таъала избрал Мусу алайхиссалам Своим пророчеством и речью (калам).
8. Аллах субханаху ва таъала ниспослал Мусе алайхиссалам Книги о каждой вещи.
9. Аллах субханаху ва таъала приблизил Мусу алайхиссалам Своим собеседником.
10. Аллах написал Таурат за сорок лет до сотворения Адама алайхиссалам.
11. В Таурате написано: «Адам поступил против воли Аллаха и совершил ошибку», что подтверждено Куръаном.
12. Грех Адама алайхиссалам не является причиной появления человеческого рода и причиной грехов других людей, его ошибка была прощена Аллахом субханаху ва таъала после раскаяния.
13. Человека нельзя обвинять в том, в чем он не виновен.
14. В споре допустимо напоминание о достоинствах друг друга.
15. Адам алайхиссалам выиграл спор с Мусой алайхиссалам.
В процессе изучения этого хадиса мы узнали ряд сокровенных истин, в том числе, и об опасности выносить суждение, основываясь на внешнем содержании слов только лишь одного хадиса определенной тематики.
Издавна большинство негодяев, основываясь на внешнем содержании этого хадиса, оправдывали свои деяния, утверждая следующее: «Адам, сославшись на предустановление, победил в споре Мусу, мы также не совершаем грехов по своей воле! Что же нам поделать, если Аллах предустановил нам такую судьбу?». В действительности же, Адам алайхиссалам отрицает свою ответственность за несчастья всего человечества, сказав, что эти испытания происходит в соответствии с изначальным предустановлением Аллаха субханаху ва таъала. Однако, совершив первую свою ошибку, он сразу же признал ее и покаялся, и Аллах субханаху ва таъала принял его раскаяние – и в этом-то как раз и есть образец для тех, кто пытается отрицать свою вину, перекладывая ее на Аллаха субханаху ва таъала!
«Следовательно, - говорят ученые прошлого, - человек ответственен за свои поступки, его не обвиняют в том, что происходит по велению Аллаха и в чем он не виновен. Ошибка Адама алайхиссалам не является причиной существования мира и пребывания в нем людей, и он не ответственен за страдания людей».
Значит, ложными являются и попытки грешников оправдать себя «предопределенностью судьбы». Если бы они были правы и человек совершал все дела по принуждению, законы мироустройства были бы абсолютно нелогичными. В мире не осталось бы различия между добром и злом, ибо добрый творил бы добро по принуждению, и это не было бы его заслугой. Злой также творил бы зло по принуждению, и это не было бы его виной. Человек не был б