Пятница Шавваль 24 1445 | Пятница мая 03 2024


Слово «акийда» является производным от глагола акада, что в арабском языке несет смысл связывания чего-либо одного с чем-либо другим. Слово акоид представляет собой форму так называемого ломанного множественного числа этого слова. Следовательно, исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих

мусульманина с определенными понятиями. 
В целом, для убежденности в чем-либо, веры во что-либо, объект убеждения следует знать так хорошо, чтобы не оставалось никакого сомнения. Для этого, прежде всего, следует осмыслить его, воспринять его. Затем же, это чувственное постижение и восприятие должно преобразоваться научное просвещение. Позже, спустя время, по мере утверждения других доказательств, то самое наше знание об объекте убеждения подтверждается, и ввиду этого наша вера, наше представление относительно этого объекта еще больше укрепляется. После того как вера в это знание прочно обоснуется в нашем сознании, это знание станет воздействовать на наш разум и совершаемые нами действия. 
Когда же определенное знание, превратившись в нашу мысль, наше мнение, достигнет такого уровня, что сможет направлять наши эмоции, и сможет управлять нашими действиями, вот тогда это знание обернется вероубеждением. Следовательно, вероубеждение — акийда — может быть основано только на знании. 

Определение исламского
вероучения — акоид


Ученые давали различные определения исламскому вероучению. Приведем некоторые примеры:
Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ал-Валали ал-Микнаси, автор книги «Фалсафатут тавхид ав ашрафул макосид», привел следующее определение:
«Это знание, которое формирует религиозные убеждения на основе верных, крайне достоверных доказательств».
Автор книги «Мавакиф» Абдуррахман Ахмад Абдулгаффар ал-Ийджи говорит следующее:
«Это знание, которое способно обосновать религиозные убеждения путем приведения фактов и опровержения сомнений».
Имам  Газзали в своей известной книге «Ихйау улумид дин» сказал следующее:
«Акоид — это знание, посредством которого постигаются единобожие, сущность и качества (сифаты) Всевышнего Аллаха».
Аш-Шариф ал-Джурджани в своих комментариях к «ал-Мавакиф» сказал:
«Калáм  — это такая наука, в которой на основе исламских законов обсуждаются сущность и качества Всевышнего Аллаха, а также, состояния таких вероятностей, как начинание и возвращение».
Мухаммад Абдуху в своей книге «Рисалатут Тавхид» говорит следующее:
«Акоид есть такое учение, в котором рассматриваются положения о существовании Аллаха, о том, какие сифаты должны (ваджиб)  утвердиться в отношении Него, о том, что должно (ваджиб) отрицаться относительно Него, о пророках, о том, какими они обязаны (ваджиб) быть, какие определения можно относить к ним, и какие определения запрещено относить к ним».
Самым легким, всеобъемлющим и универсальным определением является определение выдающегося ученого Али Кари, которое приводится в части дополнения к написанному им комментарию к «Фикхул Акбар»:
«Это такая наука, в которой рассматривается то, во что следует веровать».
Мы же говорим, что все определения дополняют друг друга, и еще остаются некоторые не оговоренные отдельные моменты.

Цель науки акоид

Цели этой науки, науки о вероучении, заключаются в следующем: 
•    подтверждение веры в религию, подтверждение религиозных убеждений посредством категорических доказательств, а также опровержение всяких сомнений в их отношении; 
•    вознесение человека в вероубеждении от уровня подражателя до вершины предъявителя доказательств и обладателя чрезвычайно убедительной веры (то есть самому веровать на основе доказательств и предъявлять эти доказательства в пользу этой веры);
•    указание на путь посредством ясного изложения истины тем, кто искренне устремлен найти правильный путь, и напротив, подтверждение доводов и аргументов для тех, кто отвергает истину.
•    защита основ религии от сомнений и распространения заблуждений ахлул батил .
Главная же цель этого учения, как и во всех шариатских  учениях, направлена на обретение счастья в обоих мирах.


Предмет науки акоид 

Что касается темы науки акоид —это явления, в которых следует быть убежденным в силу необходимости, при естественном обнаружении или в процессе поисков доказательств и истины. В науке акоид ведутся суждения по всем этим вопросам, что не является секретом для многих.

Варианты наименований науки акоид 

На различных этапах истории исламское вероучение именовалось по-разному, в зависимости от условий и понятий, характерных для каждого конкретного этапа. 
В первые времена все исламские учения объединялись под общим названием «Ислам». Позднее стали выделяться различные учения со специфическими названиями. Учение о вере, которое теперь называется акоид, как уже было сказано, не сразу утвердилось в своем нынешнем названии.


ал-Фикхул Акбар
Название ал-Фикхул Акбар было дано науке акоид имамом Аъзамом Абу Ханифой рахматуллахи алайхи . Имам Абу Ханифа в свое время написал книгу по исламскому вероучению и назвал ее «ал-Фикхул Акбар». Данная книга издана. Она изучается ханафитами и другими.
Словом фикх обозначается точное и всеобъемлющее постижение чего-либо до самых тончайших деталей. Наука, с точностью и полноценно изучающая практические положения шариата, в частности, касающиеся намаза , поста, купли-продажи и других имущественных взаимоотношений, называется фикхом. 
А учение (наука), точно и полноценно изучающее убежденческие положения шариата, называется ал-Фикхул Акбар, то есть «большой фикх». Ибо без этого учения, без его полного понимания любые совершаемые деяния не будут целесообразными. И именно поэтому считается, что практический фикх представляет собой малый фикх, а убежденческий фикх является большим фикхом.


Илмул калáм
Это наиболее известное из названий исламского вероучения — акоид. Видно, что оно появилось в одном веке с предыдущим названием ал-Фикхул Акбар, то есть во втором веке хиджры , так как это название было передано от имама Абу Ханифы, имама Малика, имама Шафиъи и других. В своих трудах они ведут речь о предписаниях (положениях), касающихся илмул калам и мутакаллимов .
Употребление названия илмул калáм относительно вероучения — акоид — послужило возникновению самых известных суждений в сфере вероучения, а также стало причиной самого большого количества распрей и разногласий — все это имело место только потому, что в этой науке рассматривается вопрос о Калáме (Слове) Всевышнего Аллаха.


Илму Усулид дин
То есть наука, которая рассматривает убежденческие положения, взятые из исламского шариата и религии. Ибо эта наука является основополагающим, а другие религиозные науки подчиняются ему.
Это название также возникло во втором веке хиджры, после разделения предписаний шариата на основополагающие (асл) и второстепенные (фаръи), что было сделано в соответствии с аятом : «…основа его прочна, а ветви — в небе».
Первым это название употребил имам Абул Хасан ал-Ашъари. Он назвал свою книгу «ал-Ибана фил усулид дийана». Затем Абдул Кадир ал-Багдади ал-Ашъари написал книгу «Усулуд дин».

Илмут Тавхид
Помимо того, что Тавхид — это одно из божественных качеств (тавхид — «единственность»), это понятие также собирательно обозначает все другие качества, и излагает все, что достойно Всевышнего Аллаха, и все то, что не присуще кому-либо другому, помимо сущности Всевышнего Аллаха. Тавхид является девизом исламской нации. Ислам прославился и обрел привилегированность среди других религий именно посредством тавхида. 
Такое название используется в отношении необходимых (востребованных) вероубеждений потому, что вопрос единственности (вахданият) Всевышнего Аллаха является самым известным и самым почетным среди суждений в этой области.
Широкое распространение это название получило в десятом веке хиджры. К примеру, шейх  Мухаммад Абдух написал книгу «Рисалатут Тавхид» («Трактат о тавхиде»). Известный муфассир  ал-Касими написал книгу «Далаилут Тавхид» («Доказательства тавхида»).


Илмул Акоид
Это название возникло в четвертом веке хиджры, чуть позднее предыдущих названий. Потребность в данном названии возникла после смешения вероучения с философскими учениями, особенно после смешения переданных (наклий) и рациональных (аклий) учений, с тем, чтобы отделить истинное чистое вероучение праведных предшественников (салафус салихин)  от вероучения последующих поколений, в котором уже просматривалась смесь философии и рациональных толкований.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

(книга "Суннитские вероубеждения")

_____________________________________________________________

(Значение отдельных терминов см. в категории "Исламские термины"

 

 

 

 

Самое читаемое

Аборигены целыми семьями...

Аборигены в мексиканском штате Чиапас...

Обрел вечное счастье...

Это случилось в наши дни,...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...