(из книги «Суннитские вероубеждения»)
Часть 1
Слово кадар имеет значение меры, количества, величины. В исламском вероучении слово кадар подразумевает вероубеждение в том, что Всевышний Аллах Своим знанием и Своей волею в извечности предустановил, сделал каждую вещь мерной.
Однако в результате искаженной передачи смысла этого простого понятия к акийде о казá и кадар примешались различные ошибочные представления.
Известно, что со временем, в силу различных факторов, в некоторые исламские понятия проникли различные искаженные идеи, бидъы и предрассудки.
Не будет преувеличением, если скажем, что среди этих исламских понятий подвергшимся наибольшему искажению, и даже чуть ли не обретшими противоположное значение, являются понятия казá и кадар. В действительности же вероучение о казá и кадар является очень прозрачным и легким для восприятия.
Улемы дали следующие определения понятиям казá и кадар:
«Казá — это извечное знание Всевышнего Аллаха обо всем том, что и как произойдет в будущем».
«Кадар — это осуществление, появление всего этого в соответствии с извечным знанием Всевышнего Аллаха».
Согласно мазхабу Ахлус сунна вал джамаа, каждому мусульманину, достигшему зрелости, долженствует — является ваджибом — уверовать в извечное знание Всевышнего Аллаха обо всех делах рабов, всех событиях, связанных с созданиями.
Акийда о казá (предопределении) и кадар (предустановлении) составляет одно из тех вероубеждений Ислама, что базируются на вере в Аллаха. Эта акийда построена на описании совершенных качеств Всевышнего Аллаха, сделанном на основе правильных, не искаженных познаний.
И одним из таких качеств — сифатов — является знание Аллаха, безграничность этого знания, всеобъемлемость Его воли и совершенность Его могущества.
Вероубеждение о казá (предопределении) и кадар (предустановлении) основано именно на этих сифатах Аллаха. И поэтому, пока не будет веры в казá и кадар, вера в Аллаха не будет полноценной.
Поистине, Всевышний Аллах знает обо всем. Он знает о продвигающемся в муравейнике муравье и знает о планетах, движущихся по своей орбите. Ничто не может остаться сокрытым от Его знания. Всевышний Аллах ведает как о каждой частице во Вселенной, так и о ее движении.
Точно так же Всевышний Аллах знает обо всем, что произойдет до Судного дня. Если бы Аллах не знал всего этого, то это указывало бы на изъян в совершенности Его сифатов.
Вот это божественное знание и называется «казá и кадар» (предопределение и предустановление). В этом, как могут подумать невежественные люди, нет принуждения человека со стороны Всевышнего Аллаха, но есть изначальное знание Всевышним Аллахом о том, что совершит человек. Ибо знания Аллаха не имеют границ.
Для более легкого восприятия этого понятия, ученые приводят следующий пример.
Имея плохое настроение, вы посмотрели в зеркало. В своем отражении вы увидели нахмуренные брови, сморщенный лоб и озлобленное выражение лица. Имеете ли вы право в таком случае упрекать за это зеркало? Можете ли вы сказать, что зеркало ущемило вас, испортило вам настроение? Зеркало всего лишь показало вам то, что у вас было. Оно вовсе не причастно к тому, что у вас нахмуренные брови, сморщенный лоб и злой вид. То же самое и с предопределением и предустановлением! Это всего лишь извечное знание Всевышнего Аллаха о мыслях и деяниях Своих рабов, и только.
Еще один пример. Учитель хорошо представляет уровень знаний своих учеников. Еще при составлении экзаменационных вопросов он сказал, что такой-то получит оценку «отлично», а другой, такой-то — «хорошо». Результаты экзаменов вышли такими, как сказал учитель. Удостоились ли ученики такого результата потому, что об этом сказал их учитель? Или же сромное знание учителя, основанное на его опыте, принудило их получить эти оценки?
Безусловно, нет ничего подобного Аллаху. Но все же, даже на этом примере, приведенном для разумения сути, нам важно осознать, что в казá и кадаре нет принуждения раба в чем-либо. Если бессильный человек обладает столь необходимыми знаниями в касающихся его самого вещах, так почему же Всемогущий Всевышний Аллах, обладающий безграничным знанием, не может извечно знать все?
Выдающийся ученный прошлого ал-Хаттаби сказал следующее:
«Многие люди считают, что казá (предопределение) и кадар (предустановление) — это злобное принуждение Всевышним Аллахом раба к совершению предустановленных Им Самим деяний. Такое их мнение неверно. Смысл казá и кадара заключается в том, что предстоящие в будущем действия рабов загодя, заранее ведомы Всевышнему Аллаху».
Если на то будет воля Аллаха, с изучением нами священных аятов и благородных хадисов по этому поводу, еще многое прояснится.
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, каждую вещь Мы сотворили с мерой» (сура «Камар», аят 49).
Следовательно, Всевышний Аллах сотворил каждую вещь с определенной мерой, размерив ее, и непрестанно ведает о каждой вещи.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поскольку Аллах азза ва джалла предопределил предустановленное для творений, написал в Книге, что у Него над Троном: “Поистине, Мое милосердие опережает Мой гнев”».
Передали два шейха и Тирмизи.
В этом благородном хадисе отражена одна сторона вопроса о кадаре — предустановлении.
Изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Поскольку Аллах азза ва джалла предопределил предустановленное для творений…» означает, что Всевышний Аллах извечно знал, что будет со всеми творениями в будущем.
Следовательно, Всевышний Аллах знал, каковой будет судьба всего живого еще до его сотворения. Ибо знания Его безграничны. Только Ему известно сокровенное. И только Ему Самому известны все дела, которые свершатся до Судного дня.
Под Книгой, упомянутой во фразе «в книге, что у Него над Троном», подразумевается Лавхул махфуз.
Следовательно, Книга, в которой Всевышний Аллах записал судьбы всего сущего, называется Лавхул махфуз. Уверование в нее также является необходимостью.
О слове «трон»: в словаре арабскому слову арш дается значение «трон, на котором восседает правитель». Как отмечают ученые науки акоид, согласно описаниям, приведенным в аятах и хадисах, Арш представляет собой трон с подножием, который поддерживают поднятым ангелы. Трон возвышается над миром, словно купол. Он является крышей творений. Всевышний Аллах не нуждается в Троне. Но Он создал его по мудрости, о которой знает Он Сам:
Фраза «в книге, что у Него над Троном» не подразумевает физического значения. Ибо над Аршем ничего нет. Имеется в виду высшая степень пространства, что находится при Аллахе.
Под словом «написал» понимается, повелел написать Каламу (письменной трости, перу).
Как видим, в этом благородном хадисе упоминаются некоторые понятия, относимые в науке акоид к категории сокровенного. В этом хадисе наряду с напоминанием о значимости Трона (Арша) и Книги (Лавхул махфуза) при Аллахе, относящихся к сокровенному, уверование в которых необходимо, утверждается, что милосердие Аллаха опережает Его гнев. А это необходимо для нас с вами — рабов Аллаха, дабы всегда надеяться и рассчитывать на милосердие Всевышнего Аллаха.
Поистине, милосердие Всевышнего Аллаха преобладает над гневом Его.
В Священном Куръане Всевышний Аллах сказал:
«Мое милосердие обширнее всего».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Нет новорожденных, кроме как рожденных в фитре [своей чистой природе]. Итак, родители делают его иудеем, или христианином, или огнепоклонником. Это подобно тому, как животное рождает животное во всей целости. Замечали ли вы чтобы у него были срезаны ухо или нос у него?
Затем Абу Хурайра говорил:
— Если желаете, прочтите аят: “...Фитра Аллаха, в которой [Он] сотворил людей. Не подлежит изменению творение Аллаха. То и есть безупречная религия…” ».
Передали четверо.
Речь в хадисе идет о том, что хотя в процессе творения Всевышний Аллах и создает людей в их чистой природе-фитре, впоследствии, в частности по причине воспитания родителей, этой природной чистоте будет нанесен урон, она может повредиться.
Фитра — значит истинная чистая природа, способность правильно воспринимать религию.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам извещает о том, что каждый ребенок в мире рождается в истинной чистой природе, со способностью принять религию Всевышнего Аллаха.
Следовательно, Всевышний Аллах никого изначально не принуждает быть иудеем, христианином или огнепоклонником. Существует причина, по которой они становятся приверженцами той или иной религии:
«Итак, родители делают его иудеем, или христианином, или огнепоклонником».
То есть вследствие воспитания родителями своих детей в собственной религии, нарушается чистота их истинной природы и они становятся иудеями, христианами или огнепоклонниками.
Здесь, с целью разъяснить почтенным сподвижникам этот смысл более подробно, Пророк саллаллаху алайхи васаллам приводит один жизненный пример:
«Это подобно тому, как животное рождает животное во всей целости. Замечали ли вы чтобы у него были срезаны ухо или нос у него?»
То есть каждый детеныш животного рождается от матери целым. Никто из них не рождается со срезанным ухом или носом. Однако с целью пометить их или с каким-нибудь еще другим намерением их владельцы срезают часть их ушей, носов.
Подобно этому человек рождается от матери с чистой природой, он не рождается иудеем, христианином или же огнепоклонником. Но становится иудеем, христианином или огнепоклонником вследствие воспитания родителей.
Абу Хурайра радияллаху анху, пересказывая данный хадис, имел привычку добавлять:
«Если желаете, прочтите аят: “Фитра, в которой Аллах сотворил людей. Нет изменения творения Аллаха. То и есть истинная религия”».
Тем самым он пытался сообщить, что смысл, приводимый в хадисе Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подтверждается и Священным Куръаном.
В этом хадисе мы видим великую мудрость. В первую очередь, понимаем, что неправильно оправдывать свои проступки, списывая все на казá и кадар (предопределенность и предустановленность). Потому что Всевышний Аллах создает всех в их чистой истинной природе. Аллах не создает кого-то обладателем чистой, а кого-то обладателем порочной природы. В сохранении или нарушении той самой чистой природы важна роль самого человека.
В этом деле весьма велика степень участия родителей. Родители с их воспитанием занимают важное место в формировании религиозных представлений у ребенка. Среди благ, которыми Всевышний Аллах наделил родителей, одним из самых ценных являются дети. Ценить это благо, значит, воспитывать ребенка приверженцем религии Аллаха в чистоте его истинной природы, той, в которой сотворил его Наделивший этих родителей таким благом. Это является долгом родителей. Каждый родитель мусульманин должен всецело осознавать эту ответственность. Должен уделять огромное внимание тому воспитанию, о котором упомянуто в этом хадисе. Если бы казá и кадар (предопределение и предустановление) являлись бы принуждением, как полагают многие, то не упоминалось бы о принятии разных религий вследствие воспитания.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Ша’би, да будет доволен им...
В РИУ состоится Первый конкурс...
ЛЕЧЕНИЕ ОТ КОЛДОВСТВА Если человек...
Какие они существа, джинны? (6)...
Какие они существа, джинны? (9)...
Какие они существа, джинны? (12)...