Четверг Джумад-аль-ахир 24 1446 | Четверг декабря 26 2024

 

(Из книги «Суннитские вероубеждения»)

 

Наука на стороне ислама

 

Однако в Исламе все оказалось по-другому. В самом начале другие противопоставили Ислам науке, уподобив его другим религиям.

При всем том, по мере развития науки, стали укрепляться научные подтверждения приведенных в Исламе сведений. Постепенно наладилось представление научных открытий в подтверждение правильности аспектов, отмеченных в исламском вероубеждении. Это дело продолжается и по сей день. Таким вот образом проявилось использование научных доказательств в подтверждение вопросов исламского вероубеждения.

В итоге доказательства исламского вероубеждения — Священный Куръан и благословленные хадисы — стали основой разума и знаний.

 

Доказательства вероубеждений

 

Все вопросы, рассматриваемые в книгах акоид, относятся к категории, называемой «сокровенное». Под сокровенным подразумеваются те явления, которые сокрыты от нас, и познать их и уверовать в них возможно лишь посредством достоверных — мутаватир — сведений. Взор, разум и другие средства не могут служить орудием для познания таких, сокрытых явлений. Сокровенное нематериально и не предстает перед нами в виде каких-либо вещей, его никак невозможно ни увидеть, ни коснуться, ни услышать или почувствовать. Сведения о том, что относится к сокровенному, до нас дошли лишь посредством Священного Куръана и благородных хадисов. Каждому правоверному мусульманину необходимо уверовать в них.

Главным источником мутаватир-сведений является Священный Куръан. Каждая буква, каждое слово, каждый аят, утвердившиеся в этой божественной книге, доведены до нас чрезвычайно достоверным путем, способом мутаватир. Человек, отрицающий что-либо из утвердившегося в Священном Куръане, выходит из Ислама и становится вероотступником.

На следующем, после Священного Куръана, месте стоят хадисы мутаватир. Человек, отрицающий истину, утвердившуюся такими хадисами, также становится вероотступником.

Некоторые люди могут заметить, что ведь среди приводимых по вопросам вероубеждения сведений есть и не являющиеся мутаватиром, а называемые сведениями ахáд. Что же следует ответить людям, которые заявляют, что вопросы вероубеждения не утверждаются посредством сведений ахáд?

Как подчеркивают ученые-мухаккики, вопросы вероубеждения (акийды) утверждаются как категоричными и мутаватир-сведениями, так и сведениями ахáд.

Однако с точки зрения вынесения решения (хукма) в отношении принимающих или не принимающих эти сведения, между ними существует разница. Человек, отрицающий вопросы вероубеждения, утвердившиеся в Священном Куръане и приведенные в хадисах путем мутаватир, становится неверным (кафиром).

Человек же, отрицающий сведения по вопросам вероубеждения, утвердившиеся хадисами ахáд, не становится неверным и не выходит из Ислама, а становится нечестивцем (фасиком).

Такие ученые из числа наших современников, как Мухаммад Абу Захра и Мухаммад Насриддин Албани доказали возможность утверждения вопросов вероубеждения посредством сведений ахáд на основе слов ученых-предшественников.

Шейх Мухаммад Абу Захра рахматуллахи алайхи написал слова, имеющие следующий смысл: в действительности утверждение вероубеждения (акийды) происходит только не принимающими таъвил аятами Куръана и мутаватир-сунной. Что же касается сведений ахáд, наряду с подчеркиванием необходимости (ваджиб) признания таких сведений, следует также отметить, что посредством таких сведений вероубеждение не может утвердиться в категоричной форме. В не являющейся мутаватиром сунне упомянуты некоторые сведения, относящиеся к вероубеждению (акийде). Мы принимаем их, не отрицаем. Однако мы не называем неверными (такфиртех, кто отрицает их.

Мухаммад Насриддин Албани написал: «Некоторые полагали, что вероубеждение утверждается только вескими доказательствами, аятами и мутаватир-хадисами. Это слова, относящиеся к бидъе. В шариате подлинно таких слов не существует. Праведные предшественники не высказывали таких слов и никто не передавал от них это».

Все улемы прошлого утверждали, что сведения ахáд принимаются в качестве аргументов для установления положений вероубеждения, большая их часть выражает илмул якийн («не вызывающее никаких сомнений точное знание»). Среди этих улемов — Ибн Салах рахматуллахи алайхи и Ибн Касир рахматуллахи алайхи.

В большинстве случаев в нескольких сведениях ахáд освещается один и тот же вопрос и вместе они достигают степени «маънави мутаватир», то есть мутаватир по содержанию.

Некоторые люди, вмешивающиеся в такие вопросы, хотя и не имеют религиозных знаний, в поисках оправдания своего отрицания мучений в могиле, приводят в качестве доказательства аят суры «Наджм»:

 

«И нет у них об этом никакого знания. Следуют лишь за предположением, и, поистине, предположение не заменит истину нисколько»(аят 28).

При этом они заявляют, что сведения о могильных мучениях утвердились хадисами ахáд, которые выражают предположение, а в Священном Куръане предположение порицается.

Как и любая другая наука, обладающая определенными, относящимися к ней терминами, имеет свои термины и наука акийда.

В ней говорится так: то, что утвердилось посредством сведения мутаватир, то утвердилось посредством илмул якийн.

То, что утвердилось не посредством мутаватир сведений, называется утвердившимся посредством зонн.

Слово «зонн» в данном случае не несет в себе смысл употребляемого нами слова «предположение» в обычном понимании. А означает знание, не достигающее уровня достоверного знания — илмул якийн.

Самое главное, существует различие между одним «зонн» и другим «зонн». Несомненно, есть разница между «зонном» безграмотных, которые утверждают, что сведения ахáд не могут быть доказательствами в вопросах вероубеждения, и «зонном», упомянутым в сахих-хадисах, переданных такими признанными всей исламской уммой имамами, как Бухари и Муслим.

Известный ученый, великий знаток в науках хадисов Ибн Салах, написавший множество книг по наукам хадисов, единогласно признанных мусульманской уммой, в своей книге «Мукаддима» («Введение») пишет следующее:

«Поистине, мне стала ясна правильность первоначально избранного нами мазхаба. Ибо «зонн» человека, свободного от греха, не бывает ошибочным. Умма же в своем едином мнении (иджмаъ) свободна от грехов».

Об этом учитель Абдуррахман Хасан Ханбаннакал Майдани в своей книге «ал-Акийда ал-Исламия ва усусуха» пишет следующее:

«Некоторые хадисы ахáд вобрали в себя часть от вероубеждения. Исламская умма в первые века своего существования приняла их без всякого возражения. И так, по этой самой причине, эти хадисы возвысились до степени мутаватир. Ввиду того что мусульмане приняли их смыслы без какого-либо отрицания, они называются «маънави мутаватир». А это выражает тот же самый смысл, что выражает сведение, слова которого являются мутаватиром».

Следует также отметить, что родоначальники науки акоид осуждали тех, кто говорил, что хадисы ахáд не могут быть использованы в качестве аргументов в вероубеждении. В качестве примера приведем цитату из книги «Талхиси шархи “Акийдатит Тахавийа”»:

**

«Все шариатские вещи (положения) и пояснения, утвердившиеся сахих путем от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, являются истиной».

Пояснение: Данные слова автора рахматуллахи алайхи являются опровержением в адрес таких мазхабов, как ДжахмийаМуъаттилийаМуътазилийаРафизийа. Ибо их последователи отрицали хадисы. Как оправдание этих своих порочных действий, они приводили следующую аргументацию:

«Хадисы и известия подразделяются на мутаватир (переданные многочисленной группой людей) и ахáд (переданные малочисленной группой людей)».

«Хотя опора передачи мутаватира является сильной и веской, но его доказательная сила не является веским. Поскольку устные доказательства не вызывают сильного доверия».

(По этой причине, они, отрицая аяты Священного Куръана, указывающие на качества, давали искаженные толкования).

Также они говорят следующее:

«Сведения ахáд не выражают знание. Их нельзя использовать в качестве аргументов ни с точки зрения опоры передачи, ни с точки зрения текста передачи».

Этими своими высказываниями они заперли врата познания Всевышнего Аллаха, познания Его имен (эпитетов), сифатов (качеств) и дел посредством Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Они представляли людям свои состоящие из страха плоды своего воображения в качестве умственных категоричностей и надежных доказательств. А в действительности это было не что иное, как мираж. А самое удивительное заключается в том, что они ставили этот свою вздор выше вахий. Отложив все ниспосланное посредством вахий, они призывали людей следовать этим вздорным соображениям. Это присуще каждому выдумщику-нововводителю: они сопоставляют вахий со своей выдумкой. Все, что подходит им, они признают в качестве достоверного сведения, а то, что не подходит им, опровергают как сомнительное. Или же они утверждают, что это могут понять лишь большие ученые и великие муджтахиды. Или же представляют в искаженном виде, а свои действа по искажению называют толкованием. А затем утверждают, что толкователь не является неверным».

* * *

Для того чтобы суждения о хадисах ахáд были еще более полными, позвольте нам привести длинную цитату из первого тома серии книг «Хадисы и жизнь».

**

Всем известно, что в Исламе самым деликатным является вопрос вероубеждения. Именно поэтому Всевышний Аллах определил посредством Священного Куръана главные вопросы акйиды или, иными словами, его основы. Ибо в этой сфере одним лишь словом вера (ийман) человека может превратиться в неверие, а его рай — обернуться адом.

По этой самой причине ученые науки акоид спорили, какие должны предъявляться требования к хадисам — второму источнику после Священного Куръана, с точки зрения использования их как доказательств в вопросах вероубеждения. Разногласия, в основном, имели место между большинством ученых и некоторыми последователями мазхаба Ханбалийа.

Первым обсуждался вопрос: утверждается (устанавливается) ли акийда посредством зонн (предположения) или нет. В обычных условиях этот вопрос однозначно мог бы показаться странным. Все прекрасно знают, что невозможно сделать что-либо, основываясь на предположении. Тогда возникает вопрос: если это так, зачем же тогда улемы впутывают зонн в такой чрезвычайно тонкий вопрос, как вероубеждение (акийда)?

Но все недоумения рассеиваются, когда мы узнаем, что в терминологии ученых науки коид слово «зонн» — «предположение» — обозначает категорическое, не могущее подвергаться даже малейшему сомнению достоверное (сахих) знание, но не достигающее степени илмул якийн. Поэтому на этот вопрос все единогласно ответили, что посредством зонн-предположения не может утвердиться акийда — вероубеждение.

Далее обсуждению подвергся вопрос о том, что выражает хадис ахáд (конечно, при условии его достоверности (сахих)) — просто знание или же зонн? Следует также напомнить, что использованное здесь слово «знание» в терминологии ученых науки акоид означает «не вызывающее ни малейшего сомнения точное знание» — илмул якийн.

Как известно, под хадисом ахáд понимается хадис, который не относится к числу переданных таким большим количеством людей, которое бы исключало их сговор в сочинении лжи (то есть это хадис, не достигающий уровня хадиса мутаватир).

На этот вопрос было дано два разных ответа:

1. Большинство ученых утверждало, что хадисы ахáд (даже если они достоверные) выражают только предположение и не выражают илмул якийн.

2. Некоторые ученые-ханбалиты утверждали, что хадисы ахáд, если являются достоверными, выражают илмул якийн. Ранее все утверждали, что посредством только зонн, без илмул якийн, вероубеждение не утверждается. Теперь большинство ученых считают, что хадисы ахáд (даже если они являются сахих) всего лишь обозначают «зонн» («знание, не достигающее уровня илмул якийн»).

В таком случае получается, что для утверждения вероубеждения пригодны только хадисы мутаватир, то есть хадисы, переданные таким большим числом передатчиков, что это исключает возможность их сговора в сочинении лжи?

Однако если мы посмотрим на аргументы, приводимые по вопросам вероучения, то обнаружим, что множество положений утвердились хадисами ахáд. И снова удивляемся.

Обращаясь к большинству ученых, мы говорим: «Уважаемые! Вы утверждаете, что акийда — вероубеждение не утверждается хадисами ахáд. Однако присмотревшись, мы обнаруживаем, что такие положения вероучения, как мучения в могиле, спрос Мункаром и НакиромСиратХавзМизанШафаат и многие другие, утвердились (установились) именно хадисами ахáд!»

На это ученые отвечают нам: «Вы совершенно правы, мы никогда не утверждали, что названные вами и еще многие другие не упомянутые вами положения, не утверждаются хадисами ахáд. Вы просто неправильно поняли нашу терминологию. Когда мы говорим, что вероубеждение (акийда) не утверждается посредством зонн, или, говоря иначе, посредством хадисов ахáд, мы подразумеваем столпы акийды — основополагающие вопросы вероучения. То есть, подразумеваем такие положения, как существование Всевышнего Аллаха, истинность пророков, отрицая которые, человек вовсе выходит из Ислама. Поэтому все мы без каких-либо разногласий пришли к решению принять ахáд-хадисы в фаръи (не основополагающих) вопросах акийды, при условии, что они являются сахихом».

Вот теперь все стало ясно. Для утверждения (установления) таких положений, как Всевышний Аллах, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, Священный Куръан, Судный день, ангелы, предопределение и предустановление и других подобных категорий, которые человек должен принимать от религии и в которые если не уверует, то вовсе выйдет из религии и станет неверным (кафиром), необходимо илмул якийн. А это требует доказательств, равных доказательной силе Священного Куръана. И действительно, вышеназванные категории утвердились Священным Куръаном. По поводу этого никто не возражает.

Но, к сожалению, результаты спора о том, выражает ли ахáд-хадис илмул якийн, в дальнейшем привели к некоторым недоразумениям.

В этом вопросе большинство ученых отмечали, что будь то в маликитском, или шафиъитском, ханафитском либо ханбалитском или другом мазхабах, каким бы достоверным ни был хадис ахáд, посредством него не может утвердиться такое вероубеждение (акийда),  отрицание которого выводит человека из религии.

Мухаддисы и, по некоторым данным, имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи, утверждали, что сахих ахáд-хадисом может утвердиться такая акийда, которая содержит илмул якийн, а следовательно, при отрицании такого хадиса человек станет неверным (кафиром).

В наше время увеличилось число людей, которые, держась за это утверждение, из-за всякого пустяка объявляют мусульман неверными. В некоторых благословенных хадисах, человек, сказавший определенные слова, или же совершивший определенные деяния, отнесен к категории допустившего куфр (неверие) либо совершившего ширк. Эти самые хадисы могут быть достоверными (сахих). Однако все они являются хадисами ахáд. Улемы единогласны в том, что, даже основываясь на мутаватир-хадисах, нельзя вынести решение о выходе человека из религии. Что касается неверия и ширка в этих упомянутых выше ахáд-хадисах, то они не являются куфром и ширком, полностью выводящими человека из его веры, а считаются малым куфром и малым ширком. То есть считается, что человек допустил действо, относящееся к куфру и ширку. Допустивший такую ошибку должен будет покаяться.

* * *

 

Категорические и некатегорические сведения

 

Человеку, изучающему науку акийда, крайне необходимо знать еще одну чрезвычайно важную вещь.

Сведения (известия) мутаватир, утвердившиеся в Священном Куръане или в благородных хадисах, подразделяются на категорические и некатегорические. Под категорическими сведениями подразумеваются сведения, которые несут в себе однозначный смысл и их невозможно понять по-другому.

Возьмем, к примеру, аят Всевышнего Аллаха «Кул хуваллаху ахад». Смысл этого аята: «Скажи: «Он — Аллах, Един». И смысл этот категорический, аят нельзя истолковать по-иному.

Примером же некатегорического сведения могут служить слова Всевышнего Аллаха: «И разведенные [получившие талак женщины] выжидают три куруъ». В переводе мы использовали непосредственно арабское слово куруъ. Ибо это слово невозможно перевести с арабского на другие языки. Только в одном аяте это слово несет в себе два противоположных друг другу смысла. Если в первом случае это хайз (менструация), то во втором — очищение от хайза.

Как муфассиры, так и имамы — главы наших мазхабов по фикху, в вопросе определения смысла процитированного аята разделились на две группы.

Имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи объяснял куруъ как хайз. Согласно этому, смысл предложения благословенного аята «И разведенные [получившие талак женщины] выжидают три куруъ» будет таков: «Выжидают три хайза».

 

Следовательно, если муж объявит талак совместно проживавшей с ним женщине, менструальный цикл которой регулярен, то эта женщина сама высчитывает предписанный срок идды и выжидает, пока не пройдут три менструации. За этот период пребывающая в идде женщина совершает то, что требуется от женщины, выжидающей срок идды.

Согласно же предписаниям других мазхабов, такая женщина выжидает срок идды до тех пор, пока не пройдут три периода послеменструального очищения.

Итак, подобные сведения, которые выражают более одного смысла и мы не можем доказать преобладание одного смысла над другим, не могут выразить твердое, категорическое илмул якийн. А это имеет своеобразное решение.

 

Выводы по аргументации в акийде

 

1. Убежденно верить в то, что утверждение Священного Куръана не допускает возражений, является фардом как с точки зрения разума, так и с точки зрения шариата. Человек, отрицающий эту истину, становится вероотступником — выходит из Ислама.

2. Уверование в положения (ахкамы) и сведения, на которые категорически указал Священный Куръан, является фардом как с точки зрения разума, так и с точки зрения шариата. Человек, отрицающий это, выходит из Ислама.

3. Уверование в категорическую утвержденность хадисов мутаватир, переданных от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, является фардом как с точки зрения разума, так и с точки зрения шариата. Человек, отрицающий это, выходит из Ислама.

4. Уверование в то, на что категорически указывают хадисы мутаватир, является фардом как с точки зрения разума, так и с точки зрения шариата. Человек, отрицающий это, выходит из Ислама.

5. Уверование в то, что положения хадисов ахáд, принятых без какого-либо отрицания исламской уммой в первое столетие ее существования, подобны положениям хадисов мутаватир.

6. Человек, отрицающий вероубеждение, утвердившееся от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и относимое к нему категоричным отношением, и которое обладает категорическими доводами, выходит из Ислама.

7. Человек, отрицающий вероубеждение, утвердившееся категорическим образом, но свидетельствующее на уровне зонн либо утвердившееся посредством зонн, подобно хадисам ахáд, но имеющим категорическое указание (свидетельствование), или же утвердившееся посредством зонн и указывающее (свидетельствующее) на уровне зонн, не становится неверным, не выходит из Ислама. Если зонн не преобладает, а у отрицающего нет явных-ясных аргументов, то он становится нечестивцем (фасиком) и ослушником.

 

Главные темы в акоид

 

Основные суждения в науке о вероубеждениях — науке акоид, подразделяются на четыре вида:

1. Богословие (Вопросы о Божестве).

Здесь речь ведется о Божестве (Илах) и касающихся Его сущности вопросах.

2. Пророчество (Нубувват и Рисалат).

Здесь подвергаются обсуждению вахий, пророчество, посланничество и касающиеся их вопросы.

3. Бытие (Аламул Кавн).

Здесь рассматриваются вопросы, касающиеся людей, ангелов и джиннов и закономерности причин во Вселенной.

4. Сокровенное (Аламул Гайб).

Здесь обсуждаются вопросы вероубеждений, которые утверждаются слуховым восприятием. В основном это вопросы, касающиеся сокровенного (гайб) мира. По этой причине эту категорию также называют гайбийат.

Наряду с этим, в рамках этой науки решаются также вопросы, которые возникли среди мусульман и стали предметом их разногласий. Это несложно сразу понять при чтении древних наших книг по акоид.

 

 

 

 

Самое читаемое

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...

Истина о гадании...

ЛЕЧЕНИЕ ОТ КОЛДОВСТВА Если человек...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (9)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...