СУЩЕСТВОВАНИЕ АЛЛАХА
[часть 1]
В древних книгах по акоид не было принято приводить доказательства существования Всевышнего Аллаха. Улемы тех времен хорошо знали, что никто не сомневается в существовании Всевышнего Аллаха.
Поэтому они начинали свои труды с вопросов единства (единственности) Всевышнего Аллаха, отсутствия у Него сотоварищей или подобных этим других вопросов.
Однако в настоящее время все ученые, пишущие книги по акоид, в своих трудах уделяют особое внимание вопросу доказывания существования Всевышнего Аллаха. К этому их принудило то обстоятельство, что за последний период в силу различных факторов широко распространилось отрицание существования Всевышнего Аллаха.
Доказательство существования Всевышнего Аллаха является главным вопросом исламского вероучения (акоид). Ибо остальные вопросы акоид исходят именно от веры (иймана) в существование Всевышнего Аллаха. Абсолютно бесполезно говорить об остальных вопросах акоид с человеком, если он не уверовал в существование Всевышнего Аллаха.
Безусловно, если речь идет о человеке, не верующем во Всевышнего Аллаха, нельзя прибегать к первому попавшемуся из мутаватир-сведений, рациональных и научных доказательств как к доводу, применяемому в акийде. Было бы смешно говорить человеку, не верующему в существование Всевышнего Аллаха, о том, что Всевышний Аллах сказал в Священном Куръане то-то, а Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал в хадисе то-то. Поэтому в данной ситуации целесообразным представляется использовать только рациональные и научные доказательства.
Давайте начнем с представления умственных — рациональных доказательств существования Всевышнего Аллаха.
1. Доказательство появления из ничего.
Давайте поразмыслим, ведь человек не сотворил себя сам, и не сможет сотворить, причем не только себя, а даже волосинку на себе человек никогда не сможет сотворить из ничего.
Точно так же, человек не сотворял своего потомка и не сможет создать его. И не только своего потомка, но даже волосинку на нем не сможет сотворить из ничего.
Человек не сотворял Землю, на которой живет сам, и никогда не сможет сделать этого. Точно так же человек не создавал небеса над собой и не способен на это. Человек не создавал ни одну из бесчисленных вещей, что находится между небом и землей, и не сможет сделать этого.
Человеческое дитя не сможет даже доказать, что у всего вышеперечисленного есть иной творец, помимо Всевышнего Аллаха.
Следовательно, приходится признать, что нет другого творца, кроме Всевышнего Аллаха, признать существование Всевышнего Аллаха. Это истину Священный Куръан излагает удивительным образом.
Всевышний Аллах в суре «Тур» сказал следующее:
«Или они сотворились из ничего, или они сами творцы?» (аят 35).
Каждая личность, с умом поразмыслившая над этим, адресованным атеистам и безбожникам, вопросом, исходящим из самой действительности, непременно станет веровать. Вопрос же очень простой, сотворился ли ты сам по себе?
«Или они сотворились из ничего…»
То есть, появился ли человек на свет сам по себе, вот так просто? Воистину, это не так. Но тогда, разве они сотворили себя сами?
«…или они сами творцы?»
Воистину, нет. Тогда скажите-ка, кто же сотворил вас?!
Следующий аят предлагает атеистам и безбожникам порассуждать о другом, помимо них самих, — о том, что очень близко к ним и с чем они соприкасаются чаще всего — о небесах и земле.
«Или они сотворили небеса и землю? Нет, не верят они твердо» (аят 36).
Разве безбожные атеисты сотворили небеса, количество которых точно не известно человечеству до сих пор, разве они сотворили несметное количество звезд и планет в этой необъятной безграничности?
Когда мушрикам задавали вопрос «Кто сотворил небеса?», они отвечали «Аллах». Однако в своей акийде — вероубеждении они отрицают Аллаха. Глядя на небо, они, полагая, что все это не могло появиться само по себе, а также признавая: и мы не создавали его, они были вынуждены отвечать, что все это сотворил Аллах. А в остальное время они просто отрицали Аллаха. Они не были твердо убеждены в том, что говорили сами, и поэтому в аяте говорится:
«…Нет, не верят они твердо»
Всевышний Аллах в суре «Гошийа» говорит следующее:
«Разве не смотрят на верблюда — как он сотворен,
и на небо — как оно поднято,
и на горы — как они водружены,
и на землю — как она распростерта?» (аяты 17—20).
В данных благословенных аятах Всевышний Аллах, с целью показать Свое могущество, призывает людей, в частности неверных, обратить свой взор на четыре вещи из числа Его творений:
1. Разве не смотрят на верблюда — как он сотворен?
В период ниспослания Куръана для людей той местности верблюд был самым обыденным и близким в быту животным, и по этой причине, их внимание притягивается к верблюду. И в действительности, верблюд представляет собой чудо: его строение — уши, нос, глаза, ноги, копыта приспособлены для пустынной жизни. Поэтому-то и называют арабы его «кораблем пустыни». Верблюд приспособлен к существованию в чрезвычайно жарких климатических условиях и может ходить по пустыне без воды в течение нескольких дней и т. п.
Теперь давайте же обратим внимание на некоторые удивительные моменты в сотворении «корабля пустыни» и вкратце упомянем о них. Глаза верблюда расположены в верхней части головы, что увеличивает угол его обзора и дает ему возможность видеть объекты позади себя не поворачивая головы. А его веки приспособлены к тому, чтобы защищать глаза от песка. Таким же образом, носовая полость и ушные отверстия снабжены волосками, служащими преградой для проникновения песка. Когда в пустыне поднимается буря, нос и уши верблюда сразу же прижимаются к телу, в результате верблюд оказывается защищен от песка.
Копыта верблюда подобны надетым на кости рукавицам из плоти и шкуры, и имеют особую форму. С другой формой копыт и при наличии груза сверху невозможно ходить по песку.
Верблюд, когда находясь в пустыне проголодается, может питаться высохшими стеблями кустов, и даже колючками.
Горб верблюда является своего рода хранилищем продовольственных припасов. Когда верблюду в пустыне нечего есть, он просто питается из своего «хранилища».
В пустыне самым важным средством выживания является вода. Всевышний Аллах приспособил верблюда и к этой потребности. Во-первых, верблюд сотворен таким образом, что у него почти отсутствует потовыделение. То есть верблюд способен сохранять влажность тела в себе. К тому же нос верблюда соединен с его ротовой полостью. По этой причине даже пары, выделяющиеся при выдохе, вновь возвращаются внутрь через рот. Наряду с этим, Аллах наделил верблюда способностью выпивать много воды. Верблюд способен за раз выпить до шестидесяти литров воды, что дает ему возможность продвигаться по пустыне от шести до десяти дней без воды.
Разве вышеупомянутое не указывает на могущество Всевышнего Аллаха, сотворившего этого верблюда?
Разумеется, каждый человек, вглядевшийся глазами разума в то, каким сотворен верблюд и любое другое живое существо, невольно будет вынужден признать могущество Всевышнего Аллаха.
2. [Разве не смотрят] и на небо — как оно поднято?
Небо является видимым для всех глаз пространством над землей. Однако человек, посредством разума и поучительного взгляда посмотревший на его безграничность, на бесчисленные небесные тела в нем, на имеющийся в нем порядок и на другие его параметры, вынужден признать могущество Всевышнего Аллаха.
3. [Разве не смотрят] и на горы — как они водружены?
Горы также в своем величии находятся у всех на виду. Их строение, тайны и секреты, кроющиеся в них, связанные с ними изумительные явления также подталкивают уверовать в Аллаха тех из людей, кто всматривается пристально, посредством своего разума.
4. [Разве не смотрят] и на землю — как она распростерта?
Удивительные явления, связанные с землей, всегда направляли разумных людей к вере. Кто посмотрит поучительным и пристальным взором, тот, поистине, найдет для себя много познавательного.
2. Доказательство заботы и ухода (инайата).
Когда человек, войдя комнату, обнаружит в ней расставленную в гармоничном и красивом порядке домашнюю утварь, сразу же заметит, что это было сделано человеком или людьми с тонким вкусом. Поскольку ясно, что сам себе не может воцариться порядок даже в одной маленькой комнате, если никто не позаботится об этом и не предпримет мер.
И если это так, то пусть дитя человеческое обратит свой взор на мир вокруг себя. Так кто же установил порядок и гармонию бесчисленных в нем вещей до такой степени, что разум теряет дар речи? Конечно же Аллах!
Всевышний Аллах в суре «Фуркан» говорит следующее:
«Благословен-Велик Тот, Который сделал на небе созвездия и сделал в нем светильник и сияющую луну» (аят 61).
Кто бы смог сотворить созвездия на небе, если бы их не сотворил Аллах? Кто бы смог сотворить небесное светило — солнце, если бы его не сотворил Аллах? Кто бы смог сотворить сияющую луну на небе, если бы ее не сотворил Аллах? И если Благословен и Велик не Аллах, сотворивший все это, то кто же смог быть благословленным и великим?
«Он — Тот, Который сделал ночь и день преемственной сменой для тех, кто пожелал поминать и пожелал благодарения», (аят 62).
Кто бы смог сделать день и ночь последовательно сменяющими друг друга, если бы этого не сделал Всевышний Аллах? Кто пожелает получать поучение, пусть поминает это. Кто пожелает благодарения Всевышнему Аллаху за дарованные блага, пусть возносит благодарения за это.
Всевышний Аллах в суре «Джасийа» говорит следующее:
«Аллах — Тот, Который подчинил вам море, чтобы плыли судна на нем по Его повелению и чтобы вы искали из Его благоволения, и быть может, вы возблагодарите!» (аят 12).
Наряду со всеми другими вещами Всевышний Аллах также сделал покорными людям моря. То есть подчинил им моря в качестве безвозмездно служащих. Это означает, что Всевышний Аллах сотворил моря для пользы людей. Никто помимо Всевышнего Аллаха не в силах сделать это.
Человеку следует изучить море и приложить усилия использовать его во благо себе. Ясно, что море само не придет на служение человеку. Эту истину можно понять из фразы в аяте:
«…подчинил вам море чтобы вы искали из Его благоволения».
Всевышний Аллах не сказал «чтобы вы ждали поступления чего-либо из Его благоволения», а сказал:
«…чтобы вы искали из Его благоволения».
«И [Он] подчинил вам все то, что на небесах, и то, что на земле от Него. Поистине, в том — действительно аяты-знаки для народа, что размышляет» (аят 13).
Значит, все, что на небесах, Всевышним Аллахом подчинено человеку во благо.
Все, что на земле, подчинено Всевышним Аллахом человеку во благо. Истину осознают лишь те, которые размышляют. Только посредством разума и размышления осознается, что все в этом мире подчинено человеку и что от всего извлекается польза для человека. В свою очередь, такое рассуждение, взгляд глазами разума приводит к уверованию в Того, Кто подчинил во благо человеку все сущее во Вселенной, и приводит к поклонению Ему. В противном случае, пустое знание — знание без веры, принесет не пользу, а вред.
Да, ничто во Вселенной не установилось таковым само по себе. Все сущее приведено в порядок и расставлено Самим Всевышним Аллахом.
3. Доказательство движения.
Человеку, пораскинувшему умом, несложно постичь существование Всевышнего Аллаха уже из самих движений звезд и планет в мире.
В суре «Йа Сиин» Всевышний Аллах сказал следующее:
«И солнце движется к своему местопребыванию. Это — предустановление Превосходящего [всех и всего], Всезнающего» (аят 38).
Солнце также является ясным доказательством существования и единственности Всевышнего Аллаха, того, что Он способен на всякую вещь. В данном священном аяте речь идет не о сотворении солнца, не о его огромных размерах, излучении им света или других его особенностях, а речь идет о протекании процесса — движении солнца в направлении определенного для его местопребывания пространства и времени.
Ранее ученые говорили, что солнце постоянно находится на одном месте, а другие планеты двигаются вокруг солнца. Последующие открытия показали, что солнце также пребывает в движении.
Согласно утверждениям ученых-астрономов, солнце движется со скоростью двенадцать миль в секунду. Солнце находится в постоянном движении в сторону установленного для него места и времени.
Эту великую истину, обнаруженную астрономией совсем недавно, Священный Куръан изложил всего лишь в половине своего одного краткого аята уже четырнадцать веков назад.
Ну разве не Всевышний Аллах установил движение такой огромной звезды в сторону ее местопребывания?!
«Это — предустановление Превосходящего [всех и всего], Всезнающего».
Всевышний Аллах — Всемогущий. Преобладает над всем. Способен на всякую вещь. Он Всезнающ. Солнце движется в рамках процесса, предустановленного Всевышним Аллахом. Поэтому солнце безупречно исполняет свои обязанности.
«И луне Мы определили пристанища, пока не вернется [в форму], подобную старому черенку грозди [финиковой пальмы]» (сура «Йа Сиин», аят 39).
И луна, и солнце являются небесными телами, имеющими шарообразную форму. Солнце всегда предстает человеческим глазам в одной форме. Однако луна каждый месяц обретает двадцать восемь форм. Сначала, в фазе новолуния, она появляется в форме хилала — серпа новой, молодой луны. Переходя от одной фазы к другой, от серповидной формы к полумесяцу, от полумесяца к форме полного диска в фазе полнолуния, молодой месяц с каждым днем увеличивается в объеме, затем обратно, полная луна с каждым днем уменьшается в объеме, пока не обретет исходную форму хилал. Ибо Всевышний Аллах установил фазы дислокаций луны. Всевышний Аллах выкроил луне, таким образом, двадцать восемь форм. Каждый день луна выходит с различных точек дислокации, каждый день проявляется в разном объеме.
В данном аяте ученые уделяют отдельное внимание фразе «пока не вернется [в форму], подобную старому черенку грозди [финиковой пальмы]». В арабском языке черенок грозди, удерживающий плоды финиковой пальмы, называется арджун. В священном аяте описывается «пока не вернется в форму, похожую на старый арджун». То есть в конце цикла мы вернем луну в форму старого арджуна. Черенок финиковой грозди, с которого удалены плоды, как оказывается, становится похожим на месяц в форме хилал. Однако существует разница между молодым хилалом и хилалом старым в конце месяца. Новорожденный молодой месяц хилал совершенно иной. На таком хилале сияют признаки новизны, красоты и жизни. А луна, ставшая хилалом в конце месяца, подобно арджуну — высохшему черенку финиковой грозди, обретает невзрачный вид.
В данном аяте речь идет ни о сотворения луны, или ее поддерживании в небе, не о ее подчиненности как безвозмездного служителя человеку либо о других, связанных с ней чудесах, а речь идет о ее появлении вновь и ее возвращении в старую форму, а потом о ее следующем рождении вновь, и о постоянном продолжении этого цикла.
Разве не Всевышний Аллах установил для луны такой циклический порядок с тех самых пор, как была сотворена Вселенная?!
«Ни солнцу, не надлежит ему догонять луну, ни ночи — [быть] опережающей день. И все в небесах плывут» (аят 40).
Солнце никогда не догонит луну, не взойдет раньше времени. И солнце, и луна — каждый из них восходит только в установленное Аллахом время. Этот порядок действует с точностью до минуты. Не опоздает и не опередит установленного времени. Но взойдет точно в определенное время. Этот процесс продолжается со времен сотворения мира. И никогда не изменялся ни на минуту. Разве не Всевышний Аллах предустановил этот процесс?!
«…ни ночи — [быть] опережающей день».
Ни разу еще ночь не опережала день. Поминутно известно время, когда начинается и когда завершается каждая ночь, когда начинается и когда кончается каждый день двенадцати месяцев, в течение всего года. И продолжается этот процесс неизменно со времен сотворения мира. Разве не Всевышний Аллах предустановил это правило?!
Солнце, луна, разные планеты на небе — «и все в небесах плывут».
Это тоже является знаком-доказательством существования Всевышнего Аллаха, признаком Его могущественности, в том числе, доказательством Его способности воскресить мертвых. Все люди должны сделать вывод из всего этого и уверовать во Всевышнего Аллаха, а также подготовиться к тому дню, когда все будут воскрешены из мертвых.
Ша’би, да будет доволен им...
В РИУ состоится Первый конкурс...
ЛЕЧЕНИЕ ОТ КОЛДОВСТВА Если человек...
Какие они существа, джинны? (6)...
Какие они существа, джинны? (9)...
Какие они существа, джинны? (12)...