Пятница Джумад-аль-ахир 25 1446 | Пятница декабря 27 2024

Классификация сифатов Аллаха

 

Улемы-халафы мазхаба Ахлус сунна вал джамаа, тщательно и всесторонне изучив благословленные аяты и хадисы о сифатах и прекрасных именах Всевышнего Аллаха, пришли к единому мнению о том, что существует двадцать сифатов Всевышнего Аллаха, которые они разделили их на четыре группы.

I. Сифат сущности (нафсий).

Здесь подразумевается неизменный сифат, указывающий только на сущность, не обозначающий иных дополнительных сифатов.

У Всевышнего Аллаха лишь один сифат сущности и это — сифат вуджуда (бытия, существования).

II. Отрицающие сифаты (салбий).

Здесь подразумеваются сифаты, указывающие на устранение недостойных Всевышнего Аллаха сифатов.

Отрицающих сифатов пять:

· Древность;

· Вечность;

· Противоположность вновь появляющимся;

· Существование вне зависимости от чего-либо;

· Единственность.

Каждое из вышеперечисленных качеств вобрало в себя отрицание качеств, недостойных Всевышнего Аллаха. Именно по этой причине они называются отрицающими сифатами.

III. Сифаты значений (маъна).

При этом подразумеваются качества, имеющиеся в сущности Всевышнего Аллаха и требующие определенного положения по отношению к Нему. К примеру, сифат знания (качество обладания знанием) требует, чтобы обладатель этого сифата владел знанием.

Сифатов значений семь:

· Могущество;

· Воля;

· Знание;

· Жизнь;

· Слух;

· Зрение;

· Речь;

Всевышний Аллах воплощает в себе значениями этих сифатов. Он — Могущественный, Повелевающий, Знающий, Живой, Слышащий, Видящий, Говорящий.

IV. Сифаты относительности (маънавий).

Качества, указанные в этой группе, не что иное, как следствие предыдущих сифатов значений. Другими словами, сифаты относительности представляют собой положения, вытекающие из утвержденности сифатов значений.

Сифатов относительности семь:

· Могущественность Всевышнего Аллаха;

· То, что Всевышний Аллах — Волеизъявляющий;

· То, что Всевышний Аллах — Знающий;

· То, что Всевышний Аллах — Живой;

· То, что Всевышний Аллах  Слышащий;

· То, что Всевышний Аллах — Видящий;

· То, что Всевышний Аллах — Говорящий.

Эти семь качеств непосредственно связаны с предыдущими семью качествами. Именованию их «сифатами относительности» способствовало то, что они являются относительной частью значений обладаемых качеств, перечисленных в предыдущей группе.

 

 

(Из книги «Суннитские вероубеждения»)

 

 

 

Самое читаемое

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (9)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

75000 британских женщин...

Три четверти британцев, которые стали...