ВОПРОСЫ О БОЖЕСТВЕ. Толкование Сифатов Аллаха [Часть 7]
IV. Сифаты относительности
Как мы уже сказали выше, сифаты, причисленные к этой группе, не что иное, как следствие предыдущих сифатов значений. Другими словами, сифаты относительности представляют собой положения, вытекающие из утвержденности сифатов значений.
Сифатов относительности семь:
· Могущественность Всевышнего Аллаха;
· То, что Всевышний Аллах — Волеизъявляющий;
· То, что Всевышний Аллах — Знающий;
· То, что Всевышний Аллах — Живой;
· То, что Всевышний Аллах — Слышащий;
· То, что Всевышний Аллах — Видящий;
· То, что Всевышний Аллах — Говорящий.
Эти семь качеств непосредственно связаны с предыдущими семью качествами. Именованию их «сифатами относительности» способствовало то, что они являются относительной частью значений качеств, перечисленных в предыдущей группе.
В этой последней группе качества подразделяются на четыре вида.
- К первому виду относятся сифаты, связанные с ваджиб, возможными и невозможными явлениями и вещами. Сюда входят такие качества как Знание и Речь.
Как упоминалось ранее, сифат Знание раскрывает истинность вещей, не воздействуя при этом на них. Несомненно, Всевышний Аллах раскрывает-знает истинность всех долженствующих (ваджиб), возможных и невозможных явлений.
А сифат Речи (Калáм) связан с явлениями с точки зрения указания, изложения, повеления или отвращения (запрета). Конечно, речь Всевышнего Аллаха вбирает в себя все должествующее, возможное и невозможное.
- Сифаты относительности второго вида связаны только с возможными явлениями. В этот раздел входят сифаты Могущество и Воля. Потому что, и воля и могущество являются качествами, воздействующими на явления. К примеру, создать или уничтожить. Долженствующие (ваджиб) явления уничтожить — сделать несуществующими — невозможно. Как невозможно создать — сделать существующими — невозможное. Если бы не было так, то долженствующее не могло бы стать долженствующим, а невозможное — невозможным.
- Сифаты относительности третьего вида связаны со всем сущим. К этому виду относятся сифаты слуха и зрения. С помощью этих качеств-сифатов существующие вещи слышатся и видятся. Не существующие вещи не слышатся и не видятся.
- К четвертому виду относится сифат, не связанный ни с чем. Это сифат жизни. Это качество относительно Всевышнего Аллаха представляет собой сифат, существующий самостоятельно, вне зависимости от чего-либо.
Обычно, сифат жизни как минимум требует наличия пространства и времени. Но это требование действует в отношении творений. Являющийся Творцом всего, Всевышний Аллах Сам сотворил и пространство, и время, и Сам же управляет ими. Следовательно, Его сифат жизни не связан ни с местопребыванием, ни со временем, и ни с какими бы то ни было иными условиями и требованиями.
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Передается от Умара ибн Хаттаба...
Пастор из Флориды Терри Джонс...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (6)...