Поклонение и молитва
(ибадат и дуа)
Необходимо подчеркнуть, что поклонение и молитва неотделимо связаны с казá и кадаром (предопределением и предустановлением), с вопросом о произвольности или принужденности деяний раба, с вопросом о награждении и наказании.
Если бы предопределение и предустановление не было знанием Аллаха, а было бы Его принуждением, как полагают некоторые не осознающие люди, то Он не повелевал бы нам — Его рабам совершать ибадат (поклонение) и возносить дуа (молитву). Если бы Аллах повелевал нам, притом что принуждал нас, то это было бы нелогичным.
Слово «ибадат» имеет значение «быть покорным». И это значение глубже и шире значения слова «убудият» — «рабство». Потому что ибадат есть вершина смиренности и покорности перед Маъбудом — Тем, Кому поклоняются. Наидостойнейшим же объектом поклонения является только Сам Всевышний Аллах.
В комментарии к книге «Джавхаратут тавхид» слову «ибадат» дано следующие определение:
«Ибадат — это обозначение, вобравшее в себя любимые Аллаху намаз, закáт, пост, хадж, правдивость, соблюдение аманата, благодеяния по отношению к родителям, поддерживание родственных уз, верность соглашению, искренность в религии Всевышнего Аллаха, вознесение благодарения за Его блага, довольство Его предопределением (казá) и всякое прочее благое слово и благое деяние, будь то явное, или сокрытое, или тайное».
Всевышний Аллах в суре «Фатиха» сказал:
«Лишь Тебе поклоняемся и лишь к Тебе взываем о помощи» (аят 5).
Под ибадатом — поклонением — у нас теперь принято понимать такие деяния, как совершение намаза, соблюдение поста, поминание Аллаха (зикр), чтение Куръана. Безусловно, они являются великими поклонениями, но в действительности, каждое угодное Аллаху деяние есть поклонение — ибадат. Следовательно, если человек станет жить, выполняя повеления Аллаха, тем самым он будет пребывать в поклонении. Аллах предписывает рабам зарабатывать удел халалным путем, значит, старающийся обрести удел дозволенным путем, пребывает в состоянии поклонения. Разумеется, полагая, что обретение халалного удела есть поклонение, человек не должен оставлять другие ибадаты. Например, никто не вправе оставлять намаз и пост.
Таким образом, фраза «Иййака наъбуду» («Лишь Тебе поклоняемся…») означает «Будем делать только то, что Ты велишь». А это, в свою очередь, является великим обещанием, данным рабом своему Господу. Да сделает Всевышний Аллах всех нас сдержавшими свое обещание.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может [вы] будете богобоязненны» (аят 21).
В этом аяте содержится обращение ко всему человечеству: «Поклоняйтесь Великому Аллаху, сотворившему вас вашему Воспитателю! Он был Един в сотворении вас и теперь Он вправе быть Единым в вашем поклонении Ему. Замысел поклонения — быть может, вы будете богобоязненными».
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи ничего» (аят 36).
Среди народа бытуют необоснованные поверья,...
Более 1,5 млн мусульман Италии...
По случаю окончания священного месяца...
Менее чем через 24 часа...
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...