Воскресенье Зуль-каада 26 1443 | Воскресенье июня 26 2022

 

О дуа

Вначале определим значение самого слова «дуа». В арабском языке это слово означает «призывать», «вызывать», «просить». Но наиболее подходящее значение для дуа — это «молитва».

В большенстве случаев допускается путаница между понятиями мольба и прошение-требование чего-либо. Поэтому знать, что представляет собой молитва (дуа) и что подразумевается под требованием, очень важно.

Выражение потребности — это описание-детализация потребности во фразе, произносимой просящим. Например: «Дай мне то, о чем я прошу».

А молитва — это возникающее у просящего определенное душевное состояние. Это душевное состояние возникает посредством бодрствования души и чувств, а также посредством обращения каждого из них к Аллаху с покорностью и смиренностью, и еще тем, как молящийся начинает чистосердечного каяться Аллаху за совершенные грехи.

Да, если при молитве — совершении дуа — не будет бодрствования души и чувств, а также покорного и смиренного обращения каждого к Аллаху, то это будет всего лишь принятым произнесением устами фраз, выражающих нужды-потребности с поднятыми при этом руками. В таких случаях душа может оставаться в состоянии неведения; устами произносится одно, а в мыслях — в душе совсем другое. Безусловно, такое состояние нельзя назвать молитвой.

Если это так, то о человеке, находящемся в таком состоянии, мы можем сказать, что такой-то просит у Всевышнего Аллаха, но не можем сказать, что он взывает к Аллаху с мольбой — совершает дуа.

Всевышний Аллах в суре «Исра» сказал:

«Скажи: “Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому. Как бы ни молились, Ему [принадлежат] прекрасные имена”» (аят 110).

Согласно преданиям, язычники как-то услышали, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам взывал к Аллаху со словами: «О Аллах! О Рахман!», и сразу же распространили слух: «Мухаммад призывал к единобожию, а сам молится двум богам».

В ответ на их невежественные представления и суждения был ниспослан данный аят. В этом аяте исправляется упомянутое неправильное понимание и рассуждение.

«Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому. Как бы ни молились».

«Аллах» и «Рахман (Милостивый)» — хоть и разные имена, но их обладатель Один. Множество имен не умножает их обладателя.

«Ему [принадлежат] прекрасные имена»

Всевышний Аллах в суре «Гафир» сказал:

«И сказал ваш Господь: «Молитесь Мне, внемлю вам» (аят 60).

Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:

«И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне, то, поистине, Я — близок, внемлю мольбам молящегося, когда молится Мне» (аят 186).

Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:

«Молитесь вашему Господу [умоляя] покорно и тайно. Поистине, Он не любит преступающих!» (аят 55).

В этом аяте Всевышний Аллах учит верующих рабов приличиям воссылания молитв. Здесь утверждается, что в молитве нужно умолять, она должна совершаться с покорностью и смирением, и тайно.

Этот же смысл нашел свое отражение в благородных хадисах Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

В благородном хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Абу Мусы ал-Ашъари радияллаху анху, излагается следующее:

«Люди возносили молитвы громким голосом, тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— О люди, сжальтесь над собою, вы взываете не к глухому или отсутствующему. Тот, Кому вы молитесь, лучший из слышащих и самый близкий к вам».

 

Передается от Нуъмана ибн Башира радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Молитва — поклонение, — и прочел И сказал ваш Господь: «Молитесь Мне, внемлю вам. Поистине те, которые превозносятся над поклонением Мне, вскоре войдут в геенну униженными»”[1]».

Передали Тирмизи и Абу Давуд.

Слова «молитва» и «поклонение» в священном аяте из этого предания имеют равнозначный смысл. Ибо Сам Аллах дает знать рабам, что дуа (молитва) — это и есть поклонение.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Перед Всевышним Аллахом нет более почитаемого, чем дуа».

Передали Тирмизи, Ахмад и ал-Хаким.

И поэтому раб должен возносить как можно больше  молитв своему Господу.

Передается от Анаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Дуа — суть поклонения».

Словарное знечение арабского слова мухху переводится как «костный мозг», но оно используется и в значении «суть», «отборная часть чего-либо».  Из этого хадиса следует, что ибадат без дуа — поклонение без мольбы — все равно что  поклонение без сути, то есть такой ибадат пустой, малоценный. Ибо, как отмечается в хадисе, поклонение ценно только мольбой. То есть мольба раба к Аллаху с бодрствующим сердцем и смиренностью наполняет поклонение смыслом.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Аллах гневается на того, кто не просит у Него».

Передается от него же:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кого радует принятие Аллахом молитв при несчастьях, пусть приумножит молитвы в благополучиях».

Об этом имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи сказал: «Если ты познаешь Аллаха в безмятежную, благополучную пору, то Аллах познает тебя в суровую, трудную пору».

Передается от Убады ибн Сомита радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если какой-либо мусульманин на поверхности земли вознесет дуа, не примешивая грехи, не разрывая родственных уз, то, поистине, Всевышний Аллах либо быстро даст ему им просимое, или же отвратит от него зло, равнозначное этому».

Тогда один человек из группы [людей] сказал:

— В таком случае мы умножим [молитвы].

осланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам] сказал:

— Аллах наиболее Приумножающий».

 

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кому открылись врата молитвы, тому открылись врата милосердия. И наиболее желанным из того, что просится у Аллаха, является прошение благополучия».

Следовательно, следует больше просить Всевышнего Аллаха о благополучии — мире, спокойствии и здоровье.

Передается от того же человека:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Поистине, молитва дает пользу от того, что ниспослано, и от того, что не ниспослано. Так вам надлежит молиться, рабы Аллаха!».

Значит, кто желает уберечься от ниспосланных бед, пусть возносит побольше дуа. Кто желает уберечься и от не ниспосланных бед, также пусть возносит побольше дуа.

Передается от Салмана радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Ничто не отражает казá (предопределение), кроме как дуа. И ничто не продлевает жизнь, кроме как добро».

Передается от Абдуллаха радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Просите Аллаха из Его благоволения. Поистине, Аллах азза ва джалла любит, чтобы просили Его. Самое лучшее поклонение — ожидание раскрытия [свершения]».

Эти восемь хадисов передал Тирмизи.

Под раскрытием (свершением) подразумевается спасение, облегчение, устранение бед.

Ввиду частых обсуждений вопроса о дуа на протяжении истории, споры по этому поводу и представляемые доказательства нашли отражение и в древних наших книгах по акийде.

В качестве примера далее приведем цитату из книги «Шарху Акийдатит Тахавийа»:

 



[1] Сура «Гафир», аят 60.

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

«Мой ученик привел...

Аль-Фатиха», которую ежедневно читают мусульмане...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...