Пятница Шавваль 10 1445 | Пятница апреля 19 2024

Арабское слово "таравих" лексически означает "отдохновение", "наслаждение". Такое название было дано из-за небольшой передышки — отдыха после каждых четырех ракъатов во время совершения двадцать ракъатов намаза в месяц Рамадан. Таравих совершается в Рамадане и начинается после намаза иша. Длится он до наступления времени намаза фаджр. Допускается совершение таравиха как до намаза витр, так и после, однако предпочтительнее совершать его до намаза витр.

Намаз таравих является утвердившейся сунной. Для людей же квартала (села) совершение общинного таравиха — джамаатом считается сунной кифая. То есть если некоторые совершат общинный таравих, то с остальных обязательство выполнения сунны снимается. Но если в одном квартале (селе) никто не станет совершать таравих общиной, то все люди этого квартала (села) будут считаться оставившими сунну.

В благородном хадисе, переданном имамом Бухари и Муслимом, Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел в мечеть в одну из ночей Рамадана, когда половины ночи уже прошла. Это повторилось три раза. Он совершил намаз в мечети в третью, пятую и двадцать седьмую ночь Рамадана. Там же совершили намаз и другие. Вместе с ними Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершил восемь ракъатов намаза, оставшуюся часть люди завершили в своих домах. Из их домов доносились голоса подобно шелесту финикового дерева.

Из этого хадиса становится ясно, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам оставил после себя совершение общинного таравих намаза сунной для сподвижников. Но он не совершал вместе с ними двадцать ракъатов. Тем не менее, со времен достопочтенного Умара по настоящий день таравих совершается в двадцать ракъатов. Каждый раз, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал таравих в мечети, количество людей в ней увеличивалось. Когда он вышел в третий раз, люди не поместились в мечеть. После этого случая, он побоялся, что таравих станет фардом для уммы и перестал выходить в мечеть. Существуют и другие хадисы на эту тему. Также из благородного хадиса становиться ясно, что таравих состоит не только из того количества ракъатов, которых для сподвижников совершил в мечети Пророк саллаллаху алайхи васаллам.  Согласно благородному хадису, «оставшуюся часть люди завершили в своих домах».

Во времена своего халифства достопочтенный Умар радияллаху анху в ночи Рамадана, собрав находяўихся в мечети людей вместе, ввел в практику совершение двадцати ракъатов таравиха общинно. Никто из сподвижников не был против этого. После достопочтенного Умара даже такие личности как почтенный Усман и почтенный Али, достигшие степени хулафаи рашидин (праведные халифы), не прекратили эту практику. Тогда как эти великие личности никогда не стояли сложа руки и не терпели нововведений в религии, а тут же их пресекали. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в своем благородном хадисе сказал следующее: "Придерживайтесь моей сунны, а также сунны моих праведных и махди (наставившихся на праведный путь) халифов, сильно вцепитесь в нее своими зубами разума" (передал Абу Давуд).

Абу Юсуф, ученик Абу Ханифы, спросил своего наставника: «Почему Умар радияллаху анху сделал это?». Абу Ханифа ответил: «Таравих является сунной муаккада (утвердившейся сунной). Умар радияллаху анху ввел это не по своей выдумке. Он никогда не был из приверженцев нововведений. Если он повелевал мусульман к чему-либо, то повелевал к подлинному в религии, о котором он знал сам, повелевал к тому деянию, которое существовало во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам».

Намаз таравих без учета намаза витр состоит из двадцати ракъатов. Как мы уже сказали выше, время таравих-намаза начинается после намаза иша и длится до наступления времени намаза фаджр. Допускается совершение таравиха как до намаза витр, так и после, однако предпочтительнее совершать его до намаза витр.. Намаз таравих совершается по два ракаъта и после каждых четырех ракъатов приветствуется небольшой перерыв на отдых. Именно так делали и почтенные сподвижники. Как раз в этом и заключается истинная причина названия этого намаза как «таравих», ибо по смыслу это слово означает «наслаждение». Во время таких перерывов верующий посвящает себя зикрам и тасбихам, или хранит молчание.

(В наших краях стало обычаем чтение следующего тасбиха:

سُبْحانَ ذِي الْمُلْكِ وَالْمَلَكوُتِ سُبْحانَ ذِي الْعْزَّةِ وَالعَظَمَةِ  وَالْقُدْرَةِ  وَالْكِبْرِياءِ وَالْجَبَرُوتِ  سُبْحانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لا يَمُوتُ سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَّبُّنا وَرَبُّ الْمَلَائِكَةِ وَالرُّوحِ لا إلَهَ إلّا اللهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ نَسْئَلُكَ الْجَنَّةَ وَ نَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ

“Субхана Зил мулки вал малакути, субхана Зил ъиззати ва ъазомати вал кудроти вал кибрийааи вал джабарут, субханал Маликил хаййил лази ла ямуту, суббухун куддусур Роббуна ва Роббул малаикати вар рухи, ла илаха иллалоху настагфируллох, насалукал джанната ва наъузу бика минан наар”).

Разовое совершение хатма Священного Куръана в намазах таравих является из сунна-деяний, совершаемых в месяце Рамадан.

Предпочтительнее, когда с учетом состояния джамаата имам немного ускоряет кираат Куръана. Но при этом ускорение не должно быть до такой степени, при которой нарушился бы намаз или затруднилось бы понимание читаемого для тех, кто стоит за имамом. Если в намазах таравих чтение Священного Куръана станет утомительным для прихожан, то имам не принимает во внимание их утомление и доводит сунну до конца. Чтение зам-суры вслед за сурой «Фатиха» меньше одного длинного аята или трех коротких аятов считается макрухом, близким к хараму, потому что в этом просматривается оставления ваджиба.

Каждые два ракъата таравиха являются отдельным намазом, для которых следует вознамериться отдельно. Каждый раз после такбирул тахрима читается молитва «Сана», «Аъузу...», и «Бисмиллах...». В положении каъда дополнительно к ташаххуду читается салават, произносятся молитвы и т.п.

Намазы таравих допустимо совершать и сидя, даже если человек в состоянии стоять в положении кийам. И все же предпочтительнее совершать их в положении кийам, чем сидя. Человек может присоединиться к намазу и сидя, однако будучи способным на кийам, откладывать кийам до того, как имам совершит рукуъ, является макрухом. Потому как в этом проявляется его лень относительно ибадата. Предпочтительно совершать намаз таравих в мечети. Ибо по шариату, лучшими ибадатами, совершаемые джамаатом, считаются те, которые совершаются в мечети.

После истечения назначенного времени для намаза таравих, он не возмещается, потому как када (возмещение) присуще только деяниям фард и важиб. Если же кто-то и совершит када намаза таравих, то это засчитается как намаз нафл и не заменит таравих. Намаз таравих не является из числа сунна-деяний поста, а считается сунной месяца Рамадан. Поэтому совершение намаза таравих является сунной также для мусафира и больного с уважительной причиной, не держащего пост.

Известно, что такой категории людей пост не обязателен. Вместе с тем, также и для женщин, очистившимся от менструации и нифаса (послеродовых кровотечений) к концу дня, считается сунной совершение таравиха.

Подготовил Аброр Мухтар Али

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...