В преддверии праздничного намаза каждому из нас необходимо знать предписания нашего шариата относительно намаза Ийд.
Всевышний Аллах говорит:
«Совершай же намаз Господу твоему» (сура «Кавсар», аят 2).
Всевышний Аллах повелевает Пророку саллаллаху алайхи васаллам совершать намаз. И этот намаз – праздничный намаз Ийд.
Поэтому в ханафитском мазхабе совершение намаза Ийд считается ваджибом.
Этот намаз в ханбалийском мазхабе считается фардом кифая (достаточным фардом), в маликитском и шафиъитском мазхабах – сунной.
Ийдул Фитр - это праздник, внесенный в шариат для выражения радости и благодарения в связи с окончанием поста Рамадан.
ВЫХОД НА НАМАЗ ИЙД И ЕГО ВРЕМЯ
Передается от Али радияллаху анху:
«Сунна – твой выход на Ийд пешком и кушание чего-либо перед тем, как выйдешь».
Передал Термизи.
Пояснение: Идти на намаз Ийд пешком является сунной, и она внесена в шариат, чтобы человек обрел больше воздаяний за каждый поставленный шаг. Перекусить перед Ийдом рекомендовано только в Ийдул Фитр. А в Ийдул Курбан является сунной именно воздержание от еды перед выходом на намаз.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Если Пророк саллаллаху алайхи васаллам выходил в день Ийда по одной дороге, возвращался по другой»
Передали Абу Давуд и Бухари.
Пояснение: Здесь проявляется одна из величайших достоинств Ислама. Пророк саллаллаху алайхи васаллам шел к мечети по одной дороге, а возвращался по другой, чтобы эти две пути и все, что встречается в пути, станут свидетелями этого благого деяния. Во-вторых, места, где ходил Пророк саллаллаху алайхи васаллам, восполняются светом и благодатью. К тому же, он алайхиссалам поступал так, чтобы обрадовать местное население. Иногда это делалось даже для того, чтобы оставить врагов в неведении. Будет хорошо, если мусульмане будут придерживаться этих сунн при выходе на Ийд.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам не выходил в день Фитр (Разговления), не съев несколько фиников. И ел их нечетно»
Передали Бухари и Тирмизи. В другом предании:
«Не выходил в день Фитр (Разговления), не перекусив, и не ел в день Адха, пока не совершал намаз».
Пояснение: Тому, кто располагает дома финиками, является сунной скушать нечетное количество фиников. За неимением фиников, можно сесть что-либо другое. Во всяком случае, на намаз Ийдул Фитр надо идти разговевшимся.
А на Ийд Курбан выходят на намаз, не съевши ничего. Будет хорошо, если первым блюдом того дня было мясо животного, принесенного самим в жертву.
Передается от Бароо радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел в день Адха на Бакиъ. Затем совершил два ракъата намаза (ийд). Потом обернулся к нам лицом и сказал: «Поистине, наше первое поклонение в этот наш день – это начать с намаза. Затем возвращаемся и приносим жертву».
Передали Бухари и Насаи.
Пояснение: Бакиъ – это пустынная местность в Лучезарной Медине, которая стала сейчас кладбищем.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Желательно совершать намаз Ийда на мусалле (площадь за чертой города, подходящая по своим размерам и ландшафту для совершения коллективного намаза). В этом хадисе под Бакиъ подразумевается не мечеть, а мусалла.
2. Намаз Ийда состоит из двух ракъатов.
3. Имам должен объяснить людям предписаний относительно дел, совершаемых в день Ийда.
4. Первое действие в день Ийда - совершение намаза ийд.
5. Необходимость жертвоприношения после намаза Ийдул Курбан.
Абу Хурайра радияллаху анху говорит:
«В день Ийда их настиг дождь и Пророк саллаллаху алайхи васаллам возглавил им намаз в мечети»
Передали Абу Давуд и Хаким.
Пояснение: Из этого предания видно, что при непогоде дозволено совершать намаз Ийд в мечети. Общее правило в Исламе – стараться облегчить трудность. Но обычно Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал намазы Ийд на мусалле, что на окраине города. Там соберется большая община, соответствующее Ийду, совершается своеобразный праздничный намаз. Всем станет известно, что сегодня праздник. Как мы увидим в хадисах ниже, в намазе Ийд участвуют также женщины и дети. Именно для этого и нужны мусалла – большие, открытые местности для совершения намаза большого скопления людей.
Передается от Умму Атийи радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повелел нам в (дни) Фитра и Адха вывести (на мусалла) девушек-подростков, женщин в регулах и совершеннолетних девушек. Те, кто в регулах, отдалялись от намаза и присутствовали в добре и в молитвах мусульман.
Я сказала: «О Посланник Аллаха, у некоторых из нас нет джильбаба (плаща)».
Он сказал: «Пусть ее подруга оденет ее из своего джильбаба».
Передали пятеро.
Пояснение: Умму Атийя – это куня (прозвище) сподвижницы по имени Насиба бинти Харис. Она отличалась своей предприимчивостью и организаторскими способностями. Умму Атийя радияллаху анха могла свободно задавать Пророку саллаллаху алайхи васаллам нужные вопросы по фикху.
Смысл ведения молодых девушек, женщин в хиджабах и даже в регулах в дни Ийда на мусалла ясен из самого хадиса. Все женщины присоединялись к благодеяниям и молитвам в такой великий день.
Значит, чем больше людей соберется в дни Ийда, тем лучше. Разумеется, все эти деяния совершаются при строгом соблюдении предписаний шариата относительно нахождения женщин и мужчин вместе.
Умму Атийя спрашивает на счет женщин, не имевших джильбаб. Это показывает, что в те времена было очень много неимущих среди правоверных женщин. Пророк саллаллаху алайхи васаллам наставляет мусульманок помогать друг другу. Становится очевидным обязанность состоятельных женщин одалживать из своего гардероба неимеющим подругам по вере.
Передается от Абдуллаха ибн Бусра радияллаху анху:
Сказал: «В этот час мы заканчивали». Это было во время «тасбиха».
Передали Бухари и Абу Давуд. Слова последнего:
«Абдуллах ибн Буср, сподвижник Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, вышел с людьми в день Ийда и не одобрил опоздание имама и сказал:
«Поистине, в такой час мы закончили бы (намаз)». Это было время «тасбиха».
Пояснение: Улемы говорят, что под временем «тасбиха» подразумевается время намаза Зуха (это нафл намаз, который совершается после восхода солнца). Из этого следует, что во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам намаз Ийд завершали до полудня.
Наши улемы говорят, что намаз Ийдул Фитр совершается, когда солнце поднимется на высоту в два копья, а намаз Ийдул Курбан – когда солнце поднимется на высоту одного копья, ибо в Ийдул Курбан все спешат к жертвоприношению.
НАМАЗ ИЙДА И ПРОПОВЕДЬ
Передается от Джабира ибн Самуры радияллаху анху:
«Я не один и не два раза совершил с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам намаз двух Ийдов без азана и икамы».
Передали четверо.
Пояснение: Неизвестны факты возвещания ни азана и ни икамы к намазам Ийд во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому до настоящего времени намазы Ийд совершаются без азана и икамы.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам, Абу Бакр и Умар радияллаху анхума совершали намазы двух Ийдов перед проповедью».
Пояснение: Все мусульмане также до сих пор совершают намаз двух Ийдов перед проповедью. Это объясняется тем, что хутба (проповедь) намаза Ийд является сунной, а среди людей могут быть люди, у которых неотложные дела. Поэтому, если проповедь исполнится после совершения намаза, то люди с уважительнқми причинам могут покинуть мусаллу, не дожидаясь проповеди. А проповедь пятничного намаза является ваджибом и слушать ее также является обязательным. Поэтому пятничная хутба делается перед фардом пятничного намаза.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел в день Фитра и совершил два ракъата намаза (Ийд), и не совершил намаз ни до него, ни после него»
Последние два хадиса передали пятеро.
Пояснение: Всем известно, что ни перед намазами Ийд, ни после них другие намазы не совершаются.
Передается от Умара радияллаху анху:
«Намаз Адха - два ракъата, намаз Фитр - два ракъата, намаз путника - два ракъата, пятничный намаз - два ракъата. Полные, не сокращенные - из уст Пророка саллаллаху алайхи васаллам».
Передали Насаи, Ахмад и Ибн Маджа.
Пояснение: Этот хадис приведен и в других томах серии «Хадисы и Жизнь». В нем четко и однозначно указывается количество ракъатов для праздничных намазов.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам В Фитре и Адха произносил в первом ракъате семь такбиров, во втором - пять такбиров».
Передали Абу Давуд, Ахмад и Тирмизи. Слова Тирмизи:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам в двух Ийдах произносил семь такбиров в первом ракъате перед кираатом, пять такбиров в следующем (ракъате) перед кираатом».
Пояснение: Кираат – это чтение в намазе суры Фатиха и других аятов или сур.
Это предание принято шафиъитским, маликитским и ханбалитским мазхабами. Но существует незначительные разногласия в применении.
Шафиъиты говорят, что после первого, вступительного такбира произносится семь такбиров, то есть всего восемь такбиров.
Маликиты и ханбалиты считают, что произносится семь такбиров, из которых один будет вступительным, а остальные – намаза Ийд.
Из-за этой неточности в ханафитском мазхабе принято другое, а не это предание.
Его передает имам Тахави от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху. В нем говорится:
«Произношением одного такбира открывает намаз. Затем произносит три такбира. Затем делает кираат. Затем произносит один такбир и совершает рукуъ. Затем совершает саджду. Встает. Делает кираат. Затем произносит три такбира. Затем произносит один такбир и совершает рукуъ».
Будет уместно привести здесь порядок совершения намаза Ийд согласно ханафитскому мазхабу.
Сначала объявляется начало намаза, выравнивание рядов. Затем все делают намерение, чтобы совершить намаз Ийд. После этого имам произносит вступительный такбир, поднимая руки до ушей. Община следует за имамом. Руки связываются ниже пупка. Имам и община прочтут молитву восхваления («Субханакаллаахумма ва бихамдик…»). Затем произносят три такбир. При каждом такбире руки поднимаются до уровня мочек ушей и опускаются свободно. Эти такбиры именуются дополнительными такбирами, делая после каждого из них паузу, достаточную для произношения тасбиха («Субхааналлах») три раза. Потом имам, произносив про себя «аъуузубиллаах» и «бисмиллаах», вслух читает суру «Фатиха» и дополнительную суру. Для дополнительной суры предпочитается сура «Аълаа». Затем совершается рукуъ и саджда. Все встают на второй ракъат.
Во втором ракъате имам вслух читает суру «Фатиха» и дополнительную суру (предпочтительно суру «Гошия»). После кираата все произносят три дополнительных такбира, как в первом ракъате, с теми же паузами. Затем произносится еще один такбир и все совершают рукуъ, сажду и далее завершают намаз как обычно – совершая ташаххуд, салават, заканчивая намаз приветствием.
Умар ибн Хаттаб спросил у Абу Вакида ал-Лайси: «Что читал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Адха и Фитре?». Он сказал: «Читал в них «Кааф. Вал-Куръанил-мажийд» и «Иктаробатис- сааъату ваншаккал-камар».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Это предание принято шафиъитским мазхабом. У них считается сунной чтение в качестве дополнительных сур в первом ракъате суру «Кааф», а во втором – суру «Камар», как сказано в этом хадисе.
В маликитском мазхабе читаются суры «Аъла» и «Ваш-шамси».
В ханафитском и ханбалитском мазхабах читаются суры «Аъла» и «Гошия».
Потому что в хадисе, который имам Ахмад и Ибн Маджа передали от Самуры ибн Джундуба, сказано:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам в двух Ийдах читал «Саббихисма Роббикал Аълаа» и «Хал атаака хадисул гошия».
Как известно, в суре «Аъла» поощряется милостыня и намаз, а в суре «Гошия» есть особо напоминается о конце света.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Я присутствовал в Ийде вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Так, он начал с намаза перед проповедью, без азана и икамы. Затем встал, опираясь на Билала. И повелел остерегаться Аллаха и призвал повиноваться Ему. И увещевал людям и напоминал им. Затем подошел к женщинам и увещевал их и напоминал им. Затем сказал:
«Подайте милостыню. Поистине, большинство из вас - дрова Геенны».
Тогда встала одна из благочестивых женщин с румяными щеками и сказала: «Почему, о Посланник Аллаха?»
Сказал: «Потому что, много жалуетесь, неблагодарствуете своим мужьям».
Сказал: Потом они начали подавать милостыни из своих украшений, бросали в одежду Билала свои серьги и кольца».
Передали пятеро, кроме Тирмизи. В разделе «Джумуъа» (Пятница или Пятничный намаз) приведен текст его проповеди (хутбы) саллаллаху алайхи васаллам.
Пояснение:
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Намаз Ийд совершается перед проповедью.
2. К намазу Ийд не возвещается ни азан, ни икама.
3. Почтенный Билал ибн Рабах радияллаху анху пользовался большим авторитетом.
4. Проповедь Ийда совершается после намаза.
5. В проповеди Ийда необходимо призывать людей к богобоязненности, повиновению Аллаху, поклонению, делая наставления и напоминания.
6. Ученые люди должны делать наставления отдельно женщинам.
7. Правоверные женщины должны давать отдельные милостыни.
8. Жены, много жалующиеся на своих мужей и проявляющие непокорность, могут оказаться в аду.
9. Правоверные женщины должны быть очень осторожными от неуместной жалобы и от неблагодарности к мужьям за предоставленные блага.
10. Сподвижницы были щедрыми и покорными.
11. В качестве милостыни можно подать украшения, такие как серьги и кольца.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...