Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

В преддверии праздничного намаза каждому из нас необходимо знать предписания нашего шариата относительно намаза Ийд.

Всевышний Аллах говорит:‎

‎«Совершай же намаз Господу твоему‎» (сура «Кавсар», аят 2). ‎

Всевышний Аллах повелевает Пророку саллаллаху алайхи васаллам ‎совершать намаз. И этот намаз – праздничный намаз Ийд.‎

Поэтому в ханафитском мазхабе совершение намаза Ийд считается ‎ваджибом. ‎

Этот намаз в ханбалийском мазхабе считается фардом кифая ‎‎(достаточным фардом), в маликитском и шафиъитском мазхабах – ‎сунной. ‎

Ийдул Фитр - это праздник, внесенный в шариат для выражения ‎радости и благодарения в связи с окончанием поста Рамадан.‎

 

ВЫХОД НА НАМАЗ ИЙД И ЕГО ВРЕМЯ‎

Передается от Али радияллаху анху:‎

‎«Сунна – твой выход на Ийд пешком и кушание чего-либо перед ‎тем, как выйдешь».‎

Передал Термизи.‎

Пояснение: Идти на намаз Ийд пешком является сунной, и она ‎внесена в шариат, чтобы человек обрел больше воздаяний за каждый ‎поставленный шаг. Перекусить перед Ийдом рекомендовано только в ‎Ийдул Фитр. А в Ийдул Курбан является сунной именно воздержание ‎от еды перед выходом на намаз. ‎

 

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:‎

‎«Если Пророк саллаллаху алайхи васаллам выходил в день ‎Ийда по одной дороге, возвращался по другой» ‎

Передали Абу Давуд и Бухари. ‎

Пояснение: Здесь проявляется одна из величайших достоинств ‎Ислама. Пророк саллаллаху алайхи васаллам шел к мечети по одной ‎дороге, а возвращался по другой, чтобы эти две пути и все, что ‎встречается в пути, станут свидетелями этого благого деяния. Во-‎вторых, места, где ходил Пророк саллаллаху алайхи васаллам, ‎восполняются светом и благодатью. К тому же, он алайхиссалам ‎поступал так, чтобы обрадовать местное население. Иногда это ‎делалось даже для того, чтобы оставить врагов в неведении. Будет ‎хорошо, если мусульмане будут придерживаться этих сунн при выходе ‎на Ийд. ‎

 

Передается от Анаса радияллаху анху:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам не выходил в день Фитр ‎‎(Разговления), не съев несколько фиников. И ел их нечетно»‎

Передали Бухари и Тирмизи. ‎В другом предании:‎

‎«Не выходил в день Фитр (Разговления), не перекусив, и не ел в ‎день Адха, пока не совершал намаз».‎

Пояснение: Тому, кто располагает дома финиками, является сунной ‎скушать нечетное количество фиников. За неимением фиников, можно ‎сесть что-либо другое. Во всяком случае, на намаз Ийдул Фитр надо ‎идти разговевшимся. ‎

 

А на Ийд Курбан выходят на намаз, не съевши ничего. Будет ‎хорошо, если первым блюдом того дня было мясо животного, ‎принесенного самим в жертву. ‎

 

Передается от Бароо радияллаху анху:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел в день Адха на ‎Бакиъ. Затем совершил два ракъата намаза (ийд). Потом ‎обернулся к нам лицом и сказал:‎ ‎«Поистине, наше первое поклонение в этот наш день – это ‎начать с намаза. Затем возвращаемся и приносим жертву». ‎

Передали Бухари и Насаи. ‎

Пояснение: Бакиъ – это пустынная местность в Лучезарной Медине, которая стала сейчас кладбищем.

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:‎

‎1. Желательно совершать намаз Ийда на мусалле (площадь за чертой ‎города, подходящая по своим размерам и ландшафту для совершения ‎коллективного намаза). В этом хадисе под Бакиъ подразумевается не ‎мечеть, а мусалла. ‎

‎2. Намаз Ийда состоит из двух ракъатов. ‎

‎3. Имам должен объяснить людям предписаний относительно дел, ‎совершаемых в день Ийда.‎

‎4. Первое действие в день Ийда - совершение намаза ийд. ‎

‎5. Необходимость жертвоприношения после намаза Ийдул Курбан. ‎

 

Абу Хурайра радияллаху анху говорит:‎

‎«В день Ийда их настиг дождь и Пророк саллаллаху алайхи ‎васаллам возглавил им намаз в мечети»‎

Передали Абу Давуд и Хаким. ‎

Пояснение: Из этого предания видно, что при непогоде дозволено ‎совершать намаз Ийд в мечети. Общее правило в Исламе – стараться ‎облегчить трудность. Но обычно Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎совершал намазы Ийд на мусалле, что на окраине города. Там ‎соберется большая община, соответствующее Ийду, совершается ‎своеобразный праздничный намаз. Всем станет известно, что сегодня ‎праздник. Как мы увидим в хадисах ниже, в намазе Ийд участвуют ‎также женщины и дети. Именно для этого и нужны мусалла – ‎большие, открытые местности для совершения намаза большого ‎скопления людей. ‎

 

Передается от Умму Атийи радияллаху анха:‎

‎«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повелел нам в ‎‎(дни) Фитра и Адха вывести (на мусалла) девушек-подростков, ‎женщин в регулах и совершеннолетних девушек. Те, кто в ‎регулах, отдалялись от намаза и присутствовали в добре и в ‎молитвах мусульман. ‎

Я сказала: «О Посланник Аллаха, у некоторых из нас нет ‎джильбаба (плаща)». ‎

Он сказал: «Пусть ее подруга оденет ее из своего джильбаба».‎

Передали пятеро. ‎

Пояснение: Умму Атийя – это куня (прозвище) сподвижницы по ‎имени Насиба бинти Харис. Она отличалась своей ‎предприимчивостью и организаторскими способностями. Умму Атийя ‎радияллаху анха могла свободно задавать Пророку саллаллаху алайхи ‎васаллам нужные вопросы по фикху. 

Смысл ведения молодых девушек, женщин в хиджабах и даже в ‎регулах в дни Ийда на мусалла ясен из самого хадиса. Все женщины ‎присоединялись к благодеяниям и молитвам в такой великий день. ‎

Значит, чем больше людей соберется в дни Ийда, тем лучше. ‎Разумеется, все эти деяния совершаются при строгом соблюдении ‎предписаний шариата относительно нахождения женщин и мужчин ‎вместе.‎

Умму Атийя спрашивает на счет женщин, не имевших джильбаб. ‎Это показывает, что в те времена было очень много неимущих среди ‎правоверных женщин. Пророк саллаллаху алайхи васаллам наставляет ‎мусульманок помогать друг другу. Становится очевидным ‎обязанность состоятельных женщин одалживать из своего гардероба ‎неимеющим подругам по вере. ‎

 

Передается от Абдуллаха ибн Бусра радияллаху анху:‎

Сказал: «В этот час мы заканчивали». Это было во время ‎‎«тасбиха». ‎

Передали Бухари и Абу Давуд. ‎Слова последнего:‎

‎«Абдуллах ибн Буср, сподвижник Посланника Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам, вышел с людьми в день Ийда и не ‎одобрил опоздание имама и сказал: ‎

‎«Поистине, в такой час мы закончили бы (намаз)». Это было ‎время «тасбиха». ‎

Пояснение: Улемы говорят, что под временем «тасбиха» ‎подразумевается время намаза Зуха (это нафл намаз, который ‎совершается после восхода солнца). Из этого следует, что во времена ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам намаз Ийд завершали до ‎полудня. ‎

Наши улемы говорят, что намаз Ийдул Фитр совершается, когда ‎солнце поднимется на высоту в два копья, а намаз Ийдул Курбан – ‎когда солнце поднимется на высоту одного копья, ибо в Ийдул Курбан ‎все спешат к жертвоприношению. ‎

 

НАМАЗ ИЙДА И ПРОПОВЕДЬ

Передается от Джабира ибн Самуры радияллаху анху:‎

‎«Я не один и не два раза совершил с Посланником Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам намаз двух Ийдов без азана и ‎икамы». ‎

Передали четверо. ‎

Пояснение: Неизвестны факты возвещания ни азана и ни икамы к ‎намазам Ийд во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам. ‎Поэтому до настоящего времени намазы Ийд совершаются без азана и ‎икамы. ‎

 

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам, Абу Бакр и Умар ‎радияллаху анхума совершали намазы двух Ийдов перед ‎проповедью».‎

Пояснение: Все мусульмане также до сих пор совершают намаз ‎двух Ийдов перед проповедью. Это объясняется тем, что хутба ‎‎(проповедь) намаза Ийд является сунной, а среди людей могут быть ‎люди, у которых неотложные дела. Поэтому, если проповедь ‎исполнится после совершения намаза, то люди с уважительнқми ‎причинам могут покинуть мусаллу, не дожидаясь проповеди. А ‎проповедь пятничного намаза является ваджибом и слушать ее также ‎является обязательным. Поэтому пятничная хутба делается перед ‎фардом пятничного намаза. ‎

 

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам вышел в день Фитра и ‎совершил два ракъата намаза (Ийд), и не совершил намаз ни до ‎него, ни после него»‎

Последние два хадиса передали пятеро. ‎

Пояснение: Всем известно, что ни перед намазами Ийд, ни после ‎них другие намазы не совершаются. ‎

 

Передается от Умара радияллаху анху:‎

‎«Намаз Адха - два ракъата, намаз Фитр - два ракъата, намаз ‎путника - два ракъата, пятничный намаз - два ракъата. Полные, ‎не сокращенные - из уст Пророка саллаллаху алайхи васаллам».‎

Передали Насаи, Ахмад и Ибн Маджа. ‎

Пояснение: Этот хадис приведен и в других томах серии «Хадисы и ‎Жизнь». В нем четко и однозначно указывается количество ракъатов ‎для праздничных намазов.‎

 

Передается от Аиши радияллаху анха:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам В Фитре и Адха ‎произносил в первом ракъате семь такбиров, во втором - пять ‎такбиров». ‎

Передали Абу Давуд, Ахмад и Тирмизи. ‎Слова Тирмизи:‎

‎«Пророк саллаллаху алайхи васаллам в двух Ийдах произносил ‎семь такбиров в первом ракъате перед кираатом, пять такбиров в ‎следующем (ракъате) перед кираатом». ‎

Пояснение: Кираат – это чтение в намазе суры Фатиха и других ‎аятов или сур.‎

Это предание принято шафиъитским, маликитским и ханбалитским ‎мазхабами. Но существует незначительные разногласия в применении. ‎

Шафиъиты говорят, что после первого, вступительного такбира ‎произносится семь такбиров, то есть всего восемь такбиров. ‎

Маликиты и ханбалиты считают, что произносится семь такбиров, из ‎которых один будет вступительным, а остальные – намаза Ийд. ‎

Из-за этой неточности в ханафитском мазхабе принято другое, а не ‎это предание. ‎

Его передает имам Тахави от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху ‎анху. В нем говорится:‎

‎«Произношением одного такбира открывает намаз. Затем ‎произносит три такбира. Затем делает кираат. Затем произносит один ‎такбир и совершает рукуъ. Затем совершает саджду. Встает. Делает ‎кираат. Затем произносит три такбира. Затем произносит один такбир ‎и совершает рукуъ».‎

Будет уместно привести здесь порядок совершения намаза Ийд ‎согласно ханафитскому мазхабу. ‎

Сначала объявляется начало намаза, выравнивание рядов. Затем все ‎делают намерение, чтобы совершить намаз Ийд. После этого имам ‎произносит вступительный такбир, поднимая руки до ушей. Община ‎следует за имамом. Руки связываются ниже пупка. Имам и община ‎прочтут молитву восхваления («Субханакаллаахумма ва бихамдик…»). ‎Затем произносят три такбир. При каждом такбире руки поднимаются ‎до уровня мочек ушей и опускаются свободно. Эти такбиры ‎именуются дополнительными такбирами, делая после каждого из них ‎паузу, достаточную для произношения тасбиха («Субхааналлах») три ‎раза. Потом имам, произносив про себя «аъуузубиллаах» и ‎‎«бисмиллаах», вслух читает суру «Фатиха» и дополнительную суру. ‎Для дополнительной суры предпочитается сура «Аълаа». Затем ‎совершается рукуъ и саджда. Все встают на второй ракъат.‎

Во втором ракъате имам вслух читает суру «Фатиха» и ‎дополнительную суру (предпочтительно суру «Гошия»). После ‎кираата все произносят три дополнительных такбира, как в первом ‎ракъате, с теми же паузами. Затем произносится еще один такбир и все ‎совершают рукуъ, сажду и далее завершают намаз как обычно – ‎совершая ташаххуд, салават, заканчивая намаз приветствием.  ‎

 

Умар ибн Хаттаб спросил у Абу Вакида ал-Лайси: «Что ‎читал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Адха и ‎Фитре?». Он сказал:‎ ‎«Читал в них «Кааф. Вал-Куръанил-мажийд» и «Иктаробатис- ‎сааъату ваншаккал-камар». ‎

Передали пятеро, кроме Бухари. ‎

Пояснение: Это предание принято шафиъитским мазхабом. У них ‎считается сунной чтение в качестве дополнительных сур в первом ‎ракъате суру «Кааф», а во втором – суру «Камар», как сказано в этом ‎хадисе. ‎

В маликитском мазхабе читаются суры «Аъла» и «Ваш-шамси». ‎

В ханафитском и ханбалитском мазхабах читаются суры «Аъла» и ‎‎«Гошия». ‎

Потому что в хадисе, который имам Ахмад и Ибн Маджа передали ‎от Самуры ибн Джундуба, сказано:‎

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам в двух Ийдах читал ‎‎«Саббихисма Роббикал Аълаа» и «Хал атаака хадисул гошия». ‎

Как известно, в суре «Аъла» поощряется милостыня и намаз, а в суре ‎‎«Гошия» есть особо напоминается о конце света. ‎

 

Передается от Джабира радияллаху анху:‎

‎«Я присутствовал в Ийде вместе с Посланником Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам. Так, он начал с намаза перед ‎проповедью, без азана и икамы. Затем встал, опираясь на Билала. ‎И повелел остерегаться Аллаха и призвал повиноваться Ему. И ‎увещевал людям и напоминал им. Затем подошел к женщинам и ‎увещевал их и напоминал им. Затем сказал:‎

‎«Подайте милостыню. Поистине, большинство из вас - дрова ‎Геенны». ‎

Тогда встала одна из благочестивых женщин с румяными ‎щеками и сказала:‎ ‎«Почему, о Посланник Аллаха?»‎

Сказал:‎ ‎«Потому что, много жалуетесь, неблагодарствуете своим ‎мужьям». ‎

Сказал: Потом они начали подавать милостыни из своих ‎украшений, бросали в одежду Билала свои серьги и кольца». ‎

Передали пятеро, кроме Тирмизи. В разделе «Джумуъа» (Пятница ‎или Пятничный намаз) приведен текст его проповеди (хутбы) ‎саллаллаху алайхи васаллам. ‎

Пояснение:

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:‎

‎1. Намаз Ийд совершается перед проповедью. ‎

‎2. К намазу Ийд не возвещается ни азан, ни икама. ‎

‎3. Почтенный Билал ибн Рабах радияллаху анху пользовался ‎большим авторитетом. ‎

‎4. Проповедь Ийда совершается после намаза. ‎

‎5. В проповеди Ийда необходимо призывать людей к ‎богобоязненности, повиновению Аллаху, поклонению, делая ‎наставления и напоминания. ‎

‎6. Ученые люди должны делать наставления отдельно женщинам. ‎

‎7. Правоверные женщины должны давать отдельные милостыни. ‎

‎8. Жены, много жалующиеся на своих мужей и проявляющие  ‎непокорность, могут оказаться в аду. ‎

‎9. Правоверные женщины должны быть очень осторожными от ‎неуместной жалобы и от неблагодарности к мужьям за ‎предоставленные блага. ‎

‎10. Сподвижницы были щедрыми и покорными. ‎

‎11. В качестве милостыни можно подать украшения, такие как ‎серьги и кольца. ‎

Из "Книги о намазе" серии "Хадисы и Жизнь"

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Монахиня нашла в...

Бывшая монахиня Мерседита де Вера...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...