Как известно чистота играет очень важную роль в Исламе. Мусульманин должен постоянно стремиться пребывать в состоянии чистоты, как этому учил наш любимый Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Всевышний Аллах желая облегчения своим рабам сказал:
«...направьтесь к чистой земле и оботрите свои лица и руки ею...» (сура «Маида», аят 6).
Пояснение. Под «чистой землей» в шафиъитском и ханбалитском мазхабах подразумевается пыльная почва и песок.
В ханафитском и маликийском же мазхабах это понятие включает в себя все относящиеся к земной материи вещества, такие, как почва, песок, мелкий камень.
Человек, совершающий таяммум согласно этому аяту, сначала ударяет обеими ладонями о землю, затем протирает ими – наносит масх – на лицо. Затем снова ударяет обеими руками, и наносит масх левой ладонью на правую, правой ладонью на левую руку.
309. «К Умару ибн Хаттабу пришел один человек и сказал:
– Я стал джунубом и не смог найти воды.
Так, Аммар ибн Ёсир сказал Умару ибн Хаттабу:
– Помнишь, мы с тобой вдвоем были в пути. Ты еще не совершал намаз. Я же обвалялся в земле, а потом совершил намаз. Затем я упомянул об этом Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Так, он сказал: «Поистине, тебе достаточно было сделать так», и хлопнув обеими ладонями о землю, подул на них и затем нанес ими масх на лицо и на обе ладони».
Передали пятеро.
Пояснение. Из этого хадиса следует, что оскверненный (джунуб) человек совершает таяммум таким же образом, как совершает его человек без омовения. В случае с Умаром и Аммаром ибн Ёсиром радияллаху анхума, когда они были в половом осквернении, Умар ибн Хаттаб радияллаху анху не совершил намаз, поскольку намеревался добыть воду и совершить гусл, а затем возвести свой намаз.
В других преданиях сообщается и о том, что он советовал Аммару ибн Ёсиру радияллаху анху не совершать намаз, пока не будет найдена вода.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Незнающему о чем-то человеку необходимо спрашивать об этом у знающего.
2. Полезно напомнить товарищу о произошедшем в прошлом случае.
3. В шариате допускается сопоставление.
Когда Аммар ибн Ёсир радияллаху анху был в состоянии джунуба, он обвалялся в земле, сопоставляя это с гуслом.
4. Нужно рассказывать руководящим и ученым лицам об имевшем месте сомнительном случае.
5. Для того чтобы вопросы шариата были более понятными, по мере возможности следует наглядно показать, как и что делать.
6. Описание, в каком состоянии совершается таяммум.
7. Имам Малик и некоторые лица, приводя этот хадис в качестве аргумента, сказали, что при таяммуме достаточно нанести масх на обе ладони (то есть до кисти руки, включая тыльну сторону ладони), не обязательно наносить масх до локтевого сгиба.
Однако преобладающее большинство улемов, в частности, улемы ханафитского мазхаба, принимая во внимание смысл этого хадиса в другой передаче и других хадисов, сказали, что масх нужно наносить по локти, включая сгибы.
8. Когда совершающий таяммум прикоснется ладонями к пыльной земле, то подуть на ладони является сунной.
9. Учитывая это, Абу Ханифа сказал, что хлопнув по безпыльной почвенной поверхности можно совершать таяммум, не подув на ладони.
10. Ислам является религией облегчений.
310. Передается от Абу Джухайма радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пришел со стороны Биъри Джамал. Так, ему встретился один человек и поприветствовал его. Пророк саллаллаху алайхи васаллам не ответив на его приветствие, прошел к стене, и только после того, как нанес масх на лицо и обе руки, ответил на его приветствие».
Передали пятеро и Шафиъи. Его словами также сказано:
«Он нанес масх на лицо и обе руки (от локтя до кисти)».
Пояснение. Сначала поближе познакомимся с повествователем этого хадиса Абу Джухаймом радияллаху анху:
Этого, известного под кунья Абу Джухайм, сподвижника звали Абдуллах ибн Джухайм ибн Харис ас-Самма ал-Ансари.
Он являлся сыном младшей сестры Убайя ибн Каъба. Передал несколько хадисов от Пророка, саллаллаху алайхи васаллам.
От него передавали Башир ибн Саид ал-Хазрами, Муслим ибн Саид, раб Ибн Аббаса – Умайр, раб Маймуны – Абдуллах ибн Ясар.
В предании имама Шафиъи сообщается, что повстречавшимся и поприветствовавшим Пророка саллаллаху алайхи васаллам человеком был сам Абу Джухайм радияллаху анху.
Биъри Джамал – это название места недалеко от Медины.
Как отмечается в других преданиях, после того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил на приветствие, он сказал: «Я был без омовения, мне не хотелось в том состоянии отвечать тебе».
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Можно совершить таяммум, похлопав руками о стену.
2. При таяммуме необходимо наносить масх на руки от кистей по локти.
3. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам старался всегда ходить в омовении.
311. В предании Абу Давуда от Ибн Умара сказано:
«Так, он похлопал ладонями о стену и нанес масх ими на свое лицо. Затем похлопал [о стену] еще раз и нанес ими масх на руки [от кистей по локти]. Затем, отвечая на приветствие того человека, сказал:
– Ответить на твое приветствие мне помешало только отсутствие у меня омовения».
Пояснение. Это предание дополняет предыдущее и вносит в него некоторые уточнения. В частности, для нанесения масха на лицо, а потом и руки, он каждый раз по отдельности прикасался ладонями к стене. Затем он объяснил собеседнику, почему не сразу ответил на его приветствие.
Из книги "Чистота"
Серия "Хадисы и жизнь"