Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (рахимахуллах)
Дата рождения: 15 апреля 1952 года (19 Раджаб, 1371 год по хиджре).
Место рождения: Село Ниязбатыр Асакинского района Андижанской области, Узбекистан
Национальность: Узбек
Вероисповедание: Ислам
Мазхаб по убеждению: Ахлус сунна вал джамаъа, матурудия
Мазхаб по фикху: Ханафия
Мазхаб по тасаввуфу: Накшбандия
Девиз Шейха: «Стремиться к чистой акийде (вероубеждению) и подлинно чистому Исламу на основе единства акийды признанных мазхабов фикха, объединенных в единый убежденческий мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа; изучать Куръан и Сунну, следовать им; распространять исламское просвещение, дух терпимости и братства, следовать великим праведным предкам; ликвидировать религиозную безграмотность, положить конец разногласиям и раскольничеству, устранить фанатизм, вредоносные бидъы (новшества в религии) и суеверия».
Сециальность: даъва (призыв), тафсир, хадис, усул, фикх, акийда, тасаввуф, арабский язык.
Места жительства: Республика Узбекистан (село Ниязбатыр Асакинского района Андижанской области; село Каракурган Мархаматского района Андижанской области; Булакбашинский район Андижанской области; Бухара; Ташкент), Ливийская Республика, Турецкая Республика, Королевство Саудовской Аравии.
Должности: учитель, впоследствии проректор и ректор Ташкентского исламского института имени Имама Бухари; Муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана; Народный депутат Верховного Совета СССР.
Умер: 10 марта 2015 года в Ташкенте (19 Джумадул аввал, 1436 год по хиджре).
Место захоронения: г. Ташкент, массив Кукча, кладбище «Шейх Зайнуддин».
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был выдающимся ученым своей эпохи, известен как муджаддид, муфассир, мухаддис, факих, мыслитель, муршид, захид и великий деятель и один из крупнейших исламских богословов своего времени. Он был Народным депутатом Верховного Совета СССР, муфтием Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, первым муфтием независимого Узбекистана, соучредителем и членом множества авторитетных международных исламских учреждений и организаций, духовным предводителем узбеко-говорящих народов.
Родословная и рождение
Годы детства
Студенческие годы
Занимавшиеся должности и деятельность
Научная деятельность
Учителя и наставники
Ученики
Разрешения, полученные Шейхом от своих учителей
Разрешения, данные Шейхом своим ученикам
Произведения
Внешние качества
Духовные качества
Удивительные явления, связанные с Шейхом
Дипломы и награды
Членство в международных учреждениях и организациях
Семья Шейха
Уход в мир иной
Благие вести
Мнения ученых, высказанные о шейхе Мухаммад Садыке Мухаммад Юсуфе
Критики в адрес шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа
Образцы соболезнований, полученных в связи с кончиной шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа
Родословная и рождение.
Родословная шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа:
1. Маралбай;
2. Мирзабай;
3. Араббай;
4. Каламбай;
5. Эшбута;
6. Кушбута;
7. Байбута;
8. Мухаммад Юсуф;
9. Мухаммад Садык.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф родился 19 Раджаба 1371 г.х. (15 апреля 1952 года) в Асакинском районе Андижанской области Узбекистана, в семье духовного ученого. В 1959 году домла Мухаммад Юсуф был назначен имам-хатибом Булакбашинского района Андижанской области, куда он переехал вместе с семьей по долгу религиозной службы. Домла Мухаммад Юсуф на протяжении 45 лет проработал имам-хатибом в Булакбашинском районе и умер в вверенной ему соборной мечети, во время своей пятничной проповеди.
Годы детства
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, да проявит к нему милосердие Аллах, появился на свет в семье, где царили богобоязненность и искренность к Господу. Его отец — учитель Мухаммад Юсуф сын Байбуты, являлся одним из видных ученых Андижанской области. Мухаммад Юсуф слыл своим богопочитанием, был непоколебим в богослужениях и всегда стремился служить во благо религии, во благо народа. Его мать — Сабирахан дочь Тилакберди была весьма простой и искренней, воздержанной относительно мирских благ, устремленной к богослужениям, самоотверженной женщиной. Учитель Мухаммад Юсуф и Сабирахан скрупулезно относились к воситанию своих детей. Мать никогда не допускала его кормление без своего омовения. Супруги ни на миг не оставляли своего ребенка без внимания. Домла Мухаммад Юсуф все свои усилия направлял на то, чтобы Мухаммад Садыком обрел знания, создавал условия для того, чтобы он преуспевал в школе и самостоятельно читал дома.
Первым учителем шейха Мухаммад Садыка был его отец. Начальное религиозное образование он получил у своего отца. Священному Куръану, а также таким начальным дисцилинам арабского языка, как сарф и нахв, он обучался у домла Мухаммад Юсуфа. Мухаммад Садык уже с раннего детства очень много читал. Он питал особые чувства к знаниям, к книгам и никогда не мог освободиться от чтения книг. Читал он до глубокой ночи, пока его не одолевал сон прямо за чтением книги.
Наряду с этим, его отец, домла Мухаммад Юсуф, со своей стороны всячески помогал многим ученым мужам и получал от них благословения и молитвы за своего любимого дитя.
Студенческие годы
Окончив среднюю школу, в 1970 году Мухаммад Садык поступил в медресе «Мир Араб» в Бухаре. Тогда учеба в медресе длилась 7 лет. На основании уровня знаний, обретенных им к тому времени, Мухаммад Садыка приравняли к окончившим 4-й курс студентам и сразу приняли на 5-й курс. В результате он закончил учебу за три года. Ввиду его успеваемости на уроках и вообще в знаниях, студенты медресе прозвали его «лучшим».
Со своей стороны, домла Мухаммад Юсуф не жалел сил, чтобы его сын мог обрести глубокие знания, что тот стал непоколебимым в богопочитании. Он пристально наблюдал за успехами своего сына даже при содействии других людей. В 1973 году шейх Мухаммад Садык, окончив учебу в медресе, продолжил получение исламских знаний в Высшем Маъхаде — Ташкентском исламском институте имени Имама Бухари. Сдав приемные экзамены на высокие оценки, Мухаммад Садык и в институт был принят сразу на третий курс и после двухгодичной учебы, успешно закончил и его.
Вне учебных программ он получал дополнительные индивидуальные уроки от учителей. Его все знали, как самого преуспевающего студента. Он предавался чтению книг всегда и везде, — десятиминутные перемены и даже короткий промежуток времени между азаном и такбиром на намаз он посвящал чтению книг.
После окончания института в 1975 году Мухаммад Садык начал свою трудовую деятельность в журнале «Мусульмане советского востока».
В 1976 году по направлению Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана он поступил на учебу в университет «ад-Даъватул Исламийа» в Триполи (Ливия).
Среди всех студентов, обучавшихся в ливийском университете, Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф стал выделяться как наиболее прилежный и способный студент. Он не пропускал ни один из уроков в вузе, чего было достаточным для усваивания им дисциплин и весьма успешной сдачи экзаменов по ним. Помимо программы обучения в университете, он также получал дополнительные уроки от своих университетских учителей, а также самостоятельно занимался чтением научных трудов. В те времена он установил для себя повседневный объем внеклассового чтения объемом не менее 100 страниц.
После окончания в 1980 году университета в Ливии с самыми высшими баллами, среди студентов Мухаммад Садык занял первое место по успеваемости и был награжден университетским денежным вознаграждением.
Хотя студенческие годы того периода прошли, Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф в последующем не прекращал поиск знаний вплоть до самой смерти. Невзирая на свою чрезвычайную занятость, помимо своих научных дискуссий и составлений трудов, он продолжал читать до самых последних своих дней. Поэтому на протяжении всей своей жизни со всех совершенных и сотни поездок он всегда привозил с собой только книги и читал каждую новую для себя.
Занимавшиеся должности и направление деятельности
После окончания в 1980 году университета в Ливии, шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф вернулся на Родину и работал на следующих должностях:
С 1981 года работал преподавателем в Ташкентском высшем исламском институте имени Имама Бухари.
С 1982 года шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф начал работать проректором Ташкентского высшего исламского института имени Имама Бухари.
С 1984 года Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф занимал должности ректора Ташкентского высшего исламского института имени Имама Бухари.
В Ташкентском высшем исламском институте он преподавал по таким дисциплинам, как тафсир, хадис, науки Куръана, акийда и фараиз. В программу обучения исламского института он внес много полезных новшеств, внедрил преподавание нескольких новых исламских дисциплин и соответствующих пособий. К примеру, он ввел в учебную программу высшего учебного заведения такие дисциплины, как «улумул Куръан», «улумул хадис», акийда, а также учебные пособия по тафсиру и хадису, такие как «Раваиъул баян», «Манхалул хадис» и другие. Разработав новый учебный план института, Шейх наладил также обеспечение слушателей необходимой учебной и научной литературой.
6 февраля 1989 года, на всеобщем съезде мусульман Средней Азии и Казахстана шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был избран Председателем Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана и Муфтием.
В декабре 1989 года он был избран Народным Депутатом Верховного Совета СССР
В 1993 году Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф ушел в отставку, оставив пост главы Духовного управления.
Свою деятельность в качестве муфтия и председателя Духовного управления шейх направил на устранение существовавших преград на пути обретения мусульманами своих религиозных прав, на обретение возможности получать религиозное образование, восстановление исламской культуры.
В качестве Председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, а также как Народный Депутат Верховного Совета СССР, он представил тогдашнему правительству подробный доклад о жизни мусульман всей страны, требуя восстановить и защитить их права. После этого политика государства в отношении мусульман стала меняться в лучшую сторону. Было разрешено открывать мечети, исламские учебные заведения, издавать религиозную литературу, исполнять множество религиозных обязанностей, запрещенных в годы советской власти.
По депутатскому запросу Шейха был принят указ об организации паломничества (хадж) мусульман из СССР, что явилось настоящим счастьем для миллионов мусульман, лишенных в течении почти восьмидесяти лет возможности совершать это великое поклонение. В 1990 году выехавшие в Саудовскую Аравию все первые паломники из СССР стали личными гостями короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдулазиза, к ним относились с особой гостеприимностью, что продолжалось в течение трех лет, до 1993 года.
Учителя
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф получал индивидуальные уроки от многих учителей. В Бухаре он получал вне программы обучения медресе уроки кираата от кари Шахабиддина, по Алфие от домла Мухтарджана, а также занимался у таких видных ученых, как домла Усманджан, домла Касымджан, домла Абдулатиф. В Ташкенте помимо занятий в исламском институте, получал частные уроки от таких ученых, как Исмаил Махдум, Юсуфхан Шакиров. Также и во время учебы в Ливии он получал внеклассовые частные уроки от местных ученых-богословов. В последующем он обретал знания и разрешения (свидетельства) у таких видных деятелей исламского мира, как знаменитый Мухаммад ибн Алави Малики, Абу Хасан Надави, Салих Ахмад ибн Мухаммад Идрис Аракани.
Ученики
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф в течение 1981-1989 гг. проработал преподавателем в Ташкентском исламском институте имени Имама Бухари, преподавал уроки по нескольким дисциплинам. Все студенты, учившиеся в институте в те годы, становились его учениками. Например, его учениками являлись такие религиозные деятели, как главный муфтий Кавказа Исмаил Бердыев, Верховный муфтий Российской Федерации Равил Гайнуддин, Муфтий и первый Президент Чеченской Республики Ахмад Кадыров, имам из Дагестана Мухаммад Расул, ученый из Азербайджана Мулкадор. Помимо этого в Ливии он являлся учителем для таких узбекских студентов, как Анвар Ахмад, Хайруллах Хабибуллах, Мухаммад Умар, Мухаммад Курбан, Ризккулбек и другие.
В 2000 году, когда шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф вернулся в Узбекистан, вокруг него сплотились многие обладатели знаний страны. Большинство из них стали его учениками.
Разрешения, полученные Шейхом от своих учителей
Разрешение от Салиха Ахмада ибн Мухаммада Идриса ал-Аракани ал-Макки. В нем говорится следующее: «Он (то есть санад — цепочка передачи этих знаний) есть одно из свойств Ислама. И в Исламе оно свойственно ахлус сунне. Следовательно, шейх Мухаммад Садык ибн Шейх Мухаммад Юсуф наивысшей прилежностью попросил у меня разрешения по хадисам и в других сферах. Я скажу так: “Ему, — да приумножит вознаграждения нам и ему, — я дал абсолютное дозволение в своих преданиях, санадах, записях и разрешениях, а также в своих более чем 150 произведениях точно так же, как давали мне свои разрешения (дозволения) более ста шейхов из разных стран мира. А это уже основывается на условиях, которые авторитетны в глазах ученых по хадисам и произведениям».
Разрешение по сборникам хадисов от Абу Хасана Надави, чья цепь передачи знаний связана с цепочкой мухаддисов, восходящих до Имама Хафиза ибн Хаджара.
Разрешение по произведению Имама Абу Бараката Абдуллаха ибн Ахмада ан-Насафи ал-Ханафи «Мадарикут-танзил ва хакаикут-таъвил». Разрешение передается по цепочке от Абу Бакра ибн Ахмада ал-Малийбари до автора.
Разрешения, данные Шейхом своим ученикам
В нашем регионе шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф возродил почти забытую традицию дачи разрешений (дозволение на полноправное использование знаний и обучение им по определенному направлению) учителями своим ученикам по исламским научным произведениям. Он дал свои разрешения многим своим ученикам по знаменитому тафсиру Имама Абу Бараката Абдуллаха ибн Ахмада ан-Насафи ал-Ханафи «Мадарикут-танзил ва хакаикут-таъвил», по известнейшему и стоящему по достоверности после Священного Куръана сборнику Имама Бухари «Ал-Джамиъус Сахих».
Научная деятельность
Первые статьи шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа стали публиковаться с 1975 года, когда он работал в издательстве журнала «Мусульмане советского востока».
В течение 1991-1993 гг. были напечатаны такие его произведения, как 28-30-ые джузы тафсира Священного Куръана с названием «Тафсири Хилал», а также книга «Чистота от иймана». Были изданы еще книги «Ийман» и «Станем богобоязненными» (1992 г.), и книга «На пути чистоты Ислама» (1997 г.).
В период с 1993 по 2001 годы шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф пребывал за пределами страны. Первые полтора года он пребывал в Благословенной Мекке, а с ноября 1994 года по 2001 год проживал в Ливии. Эти годы стали весьма продуктивными для Шейха в плане научного творчества. Именно в эти годы он написал книги «Тафсири Хилал», состоящий из шести томов, а также большое произведение — серию книг «Хадисы и жизнь», которые посвящены комментариям к хадисам, охватывающим почти все сферы человеческой жизни. 27 оставшихся частей книги «Тафсири Хилал» он написал рядом с Заповедной Мечетью в Благословенной Мекке, где и началось ниспослание Священного Куръана. А произведение «Хадисы и жизнь» он начал в равзе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Лучезарной Медине, с его же алайхиссалам дозволения, а остальную часть книги закончил уже будучи в Ливии. Помимо этого, он принимал активное участие на многих международных конференциях, научных форумах, проводившихся во многих странах. Проводил множество встреч и творческих общений со многими видными учеными исламского мира.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф вернулся в Узбекистан в 2001 году. Узбекистанцы встретили его прибытие с большой радостью. В течение 2001-2015 гг. шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф вел бурную и широкомасштабную научную деятельность. Он внес свою лепту в дело повышения религиозного образования мусульман, постижения людьми учения чистого Ислама своими многими книгами, видео и аудио-проповедями, научными беседами, встречами и речами, серией уроков, наставлениями на различных частных мероприятиях и обрядах, а также своими свыше 25000 ответами, данными им на страницах Интернета на вопросы людей по разным темам. Благодаря его произведениям многие разногласия и споры среди людей были устранены, укрепилось следование учению мазхаба ханафийа, были предупреждены назревавшие опасные фитны, множество заблудших людей встали на праведный путь, люди, несведущие об Исламе, стали возвращаться к своей религии, людей развился дух мира, терпимости и дружбы.
Под руководством шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа в сети Интернет впервые была заложена основа исламского сайта на узбекском языке. Этот сайт islom.uz считается самым активным и наиболее посещаемым сайтом на узбекском языке. На базе портала islom.uz были открыты более двадцати самостоятельных сайтов по разным тематическим направлениям, каждый из которых за короткое время превратился в один из самых богатых по содержанию и активных в своем направлении. Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф стал основателем таких великих проектов, как серия книг «Золотая сокровищница хадисов», которая объединяет все знаменитые девять сборников хадисов, и энциклопедического словаря «Словарь Ислама».
Своей активной и продуктивной деятельностью шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф возродил развитие исламских наук в Центральной Азии. Его произведения и проповеди вдохновили многих богословов, ученых и соискателей знаний. Он всегда и во всем следовал своему девизу, который объявляется на титульном листе каждой его книги и которые мы процитировали здесь выше. Он основал своего рода новую школу, которая обучает пречистому Исламу и на этой основе воспитал сотни учеников. Тех же, кто считает себя его учеником заочно, даже не счесть. Некоторые его произведения переведены на русский язык и благодаря его инициативе и стараниям, огромные исламские знание теперь достигают и до русскоговорящих народов. Работа по переводу его трудов на русский язык продолжается. Вместе с тем, его произведения переведены и переводятся на такие языки, как уйгурский, каракалпакский, кыргызский, казахский. Трудно назвать кого-либо из выдающихся ученых Центральной Азии, кто за последние триста лет смог бы отличиться таким продуктивным, весомым и действенным творчеством.
Произведения Шейха
Изданные книги:
1. Смысловой перевод Священного Куръана.
2. «Тафсир Хилал». Смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана. Первое издание (на узбекском языке) состоит из 22 томов. Последующие издания состоят из шести большеформатных томов.
Серия «Хадисы и жизнь». Комментарии к фундаментальному труду известнейшего шейха Мансура Али Насифа «Ат-Таджул джамиъ лил усул фии ахадисур расул», состоящего из 37 томов (39 частей), состоящее из следующих:
1. «Введение»
2. «Книга об иймане и Исламе»
3. «Книга о намерении, ихласе и знании»
4. «Книга чистоты»
5. «Книга о намазе» (1-часть)
6. «Книга о намазе» (2-часть)
7. «Книга о намазе» (3-часть)
8. «Книга о закáте»
9. «Книга о посте»
10. «Книга о хадже и умре»
11. «Книга о торговле, земледелии и вакфах»
12. «Книга фараиз» (вопросы наследства и завещания)
13. «Книга о никахе, талаке и идде»
14-15. «Книга о клятвах, обетах и охоте»
16-17. «Книга о еде, питье и одежде»
18. «Книга исцеления и рукйа»
19. «Пророк, явившийся милостью мирам»
20. «История пророков»
21. «Достоинства сподвижников. Абу Бакр и Умар радияллаху анхума».
22. «Достоинства сподвижников. Усман и Али радияллаху анхума»
23. «Ашаратул мубашшара и Ахлул Байт» (Сподвижники, кому предвещен рай и люди пророческого дома)
24. «Достоинства переселенцев»
25. «Женщины пророческого дома»
26. «Достоинства ансаров»
27. «Книга о достоинствах благочестивых и стран»
28. «Книга тафсира»
29. «Книга о тафсире, сновидениях и примерах»
30. «Достоинства Қуръана»
31. «Книга историй и походов»
33. «Книга о фитнах и предзнаменованиях Последнего дня»
34. «Книга о благодеяниях и нравственности»
35. «Зикр, дуа, истигфар и тавба»
36. «Книга о зухде и ракаик»
37. «Книга адабов»
38. «Книга о худуд» (шариатские наказания)
39. «Книга об эмирстве и судействе»
Другие книги
«Суннитские вероубеждения» (Основы исламской веры)
«Акийдатут Тахавийа» (перевод книги и комментарии к ее текстам)
«Наука акоид и связанные с ней вопросы».
«Усулул фикх» (Методология фикха, фундаментальный труд, посвященный основам фикха и его методологии)
«Кифая» (комментарии к «Мухтасарул Викая», в трех томах)
«Направления и книги фикха».
«Мазхабы – символ единства»
«Разногласия: причины и решения»
«Улумул Куръан» (Науки Куръана, фундаментальный труд по куръаническим наукам)
«Мусталахул хадис». Полнейший трактат по хадисоведению.
«Представление о тасаввуфе»
«Воспитание души» (в трех томах: 1 том — «Очищение», 2 том — «Возрождение» и 3 том — «Обретение нравственности»).
«Комментарии к мудрым истинам» (перевод и подробные комментарии к мудрым изречениям Ибн Атауллах Скандари, изложенным в книге «Хикамул Атоийя»; в пяти томах)
«Это ― Расулуллах» (саллаллаху алайхи васаллам). 1124 хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
«Спросите людей зикра» (сборник вопросов и ответов, в 4-х томах)
«Кладезь благонравий» (Перевод и комментарии к книге имама Бухари «Адабул муфрад», в четырех томах).
«Книга о благодеяниях и поддерживании родственных уз» (Перевод и комментарии к книге имама Марвази «Китабул бирри вас сила», в двух томах).
«Деяния зависят от намерений» (из серии книг «Хадисы, подпитывающие силой Ислам»)
«Ийман»
«Права человека в Исламе»
«Экология в Исламе»
«Васатыя – путь жизни»
«Путь совершенного счастья» (Общий обзор исламского учения и образа жизни мусульманина)
«Семья — дворец счастья»
«Счастливая семья» (Книга о семейном счастье, о семейных проблемах. В книге освещаются вопросы семьи с точки зрения Ислама)
«Социальные адабы» (Большой сборник, посвященный исламской культуре, этикету и правилам благонравия)
«Добро пожаловать в Ислам» (Религия первозданного естества; Перевод и комментарии к книге Саййида Мубашшира Тарази)
«Религия – это насиха»
«Рынок и связанные с ним вопросы»
«Долг и связанные с ним вопросы»
«Истина о сути гадания, колдовства, изгнания джиннов и нетрадиционных методов лечения»
«Ислам против лжи»
«Расточительство»
«Станем богобоязненными»
«Миърадж верующего» (Подробно — об омовении и намазе).
«Встречая Рамадан»
Предводитель наставления — Имам Абу Мансур Матуруди
«Выдающиеся улемы Самарканда»
«Открытое послание»
«Почитание старших»
«Здоровый ребенок»
«На пути чистоты Ислама»
«Ислам против нравственных преступлений» «История — аманат»
«Ядовитый кинжал в сердце общества»
«Поклонение хадж»
«Чистота — от иймана»
Книги, изданные на русском языке
«Тафсир Хилал» 30-джуз;
«Тафсир Хилал» 1 и 2 е тома;
Ийман, Ислам, Куръан;
Суннитские вероубеждения
Васатыя — путь жизни;
Истина о сути гадания, колдовства, изгнания джиннов и нетрадиционных методов лечения;
Разногласия: причины и решения
«Хадисы и жизнь» — перевод вышеупомянутой серии: «Введение» (том 1), «Книга об иймане и Исламе» (том 2), «Книг о намерении, ихласе и знании» (том 3), «Книга чистоты» (том 4), «Книга исцеления и рукйа» (том 18), «Пророк, явившийся мирам милостью» (том 19).
Видеопродукция
Социальные адабы — рамаданские наставления 2012 года (на семи дисках)
Дары Рамадана — рамаданские наставления 2013 года (на шести дисках)
Сердца успокаиваются поминанием Аллаха — рамаданские наставления 2014 года (на пяти дисках)
Счастливая семья (на двух дисках)
Назидательный мир.
Кладезь нравственности (на двух дисках)
Спросите людей зикра (на двух дисках)
Мир мудрости (на пяти дисках)
Воспитание души (1-Введение, 2-Благонравие, 3-Знание)
Воспитание души (4-Очищение сердец, 5-Намаз, 6-Закàт)
Воспитание души (7-Пост, 9-Хадж)
Воспитание души (9-Тилават Куръана, 10-Зикр, 11-Распорядок дня (I))
Воспитание души (12-Распорядок дня (II), 13-Мышление)
Воспитание души (14-Муратаба, 15-очищение нафса, 16-Благонравие (I))
Воспитание души (17-Благонравие (II), 18-Напасти от языка)
Воспитание души (19-О лжи, 20-о гийбе, 21-О ябедничестве)
Воспитание души (22-Панегирик (неумеренная хвала), 23-О куфре)
Воспитание души (24-Ширк, 25-Нечестие, 26-Бидъа)
Воспитание души (27-Рийа, 28-Хасад).
Аудиокниги
«Перевод смыслов Священного Куръана»
«Тафсири Хилал» (23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 и 30-е джузы)
«Хадисы и жизнь». 2-21, 23-27, 30, 34-36-е джузы.
«Воспитание души» (на трех дисках — 88 тем)
«Мир мудрости». Выпуски 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
«Уроки хадисов» (2 диска).
«Суннитские вероубеждения» (Основы исламской веры)
«Ийман»
«Книга о хадже»
«Разногласия: причины и решения»
«Книга о благодеяниях и поддерживании родственных уз»
«Ал-Адабул муфрад» (тома 1-3)
«Путь к совершенному счастью»
«Васатыя»
«Счастливая семья»
«Улумул Куръан»
«Спросите людей зикра» (1, 2, 3-е тома)
Помимо этого шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф принимал участие в большом количестве мероприятий и собраний по всей стране, на которых проводил духовно-просветительские беседы, произносил наставляющие речи и проповеди, призывал к истинному Исламу. Трудно определить даже приблизительное количество таких мероприятий с его участием. Во время Рамадана проводились отдельные научные беседы с общинами в мечетях.
Внешние качества
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был человеком дородным, рослым, крепкого и складного телосложения, физически был сильным; по цвету кожи был белым, с неким розоватым оттенком на местах, его густые волосы и борода были очень к лицу ему, он не допускал их чрезмерного роста; зубы его были ровными и плотными, брови густыми, лицо его было озарено светом, взгляд его был глубоким, вдумчивым и благородно внушительным; сам же он был величавым, степенным, от него исходило величие, хотя сам был весьма скромным; он был совершенным человеком. Тело его было здоровым, физически сильным, представительным и солидным, закаленным, всегда бодрым, сердце его было сильным. Чтобы он не одевал, все было ему к лицу, словно для него, — это он украшал одежду, а не наоборот. Голос его был внушительным, величественным и весомым, речь его была весьма красивой, доходчиво отчетливой, всеохватной и обстоятельной. Свои мысли он разъяснял очень красиво и весьма доходчиво. Его наставления и речи были содержательными, притягивали к себе слушателя так, что люди не могли не слушать его. Чрезвычайно сложные понятия он мог пояснять доступными для обывателя словами.
Шейх придавал особое внимание состоянию своего здоровья: регулярно занимался физкультурой, особое значение придавал полезному порядку и умеренности в употреблении пищи, временами принимал профилактические лечения.
Духовно-моральные качества
Соразмерно внешним качествам внутренне Шейх был еще благороднее и красивее. Душой он был чист, великодушен, искренен, был облагорожен красивыми нравами; всегда говорил правду и был поборником справедливости, от него исходила невероятная искренность, душой был всегда здоров, величественен, намерения его всегда были благими. Всегда ценил тех, кто творил добро, в том числе и по отношению к нему и членам его семьи, проявлял великодушие к таким людям. Никогда он не желал зла кому-либо. Заботился о семье, любил детей, был предан своей Родине, проявлял заботу о ней и о своем народе, был известен как благородный человек. Он весьма любил чистоту, порядок и дисциплину, ценил красоту. Он никогда не питал чувство ненависти или вражды по отношению кого бы то ни было. Всегда прощал даже тех, кто совершал проступки в отношении его личности. Он всегда стремился к великим делам, не переносил любителей мелочных разговоров, особенно пресекал всякие козни и злословия. Все свои благие деяния, сколько бы они не были весомыми, он не считал великими — воспринимал их как благоговение от Аллаха. Чужие достижения он очень поощрял, невероятно радовался их успеху. Каждое его слово каждое дело основывались на знаниях, имели научную основу. Всегда стремился как можно полнее соблюдать Куръан и Сунну, всегда придерживался рамок мазхаба. Никогда не оправдывал вероломство Исламу и знаниям. Чтобы он ни говорил, чтобы он ни писал, он прежде всего сам следовал им. Мирским богатствам он вообще не придавал значения. Все его заботы и усилия были направлены на благо религии и народа.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф питал безграничную любовь к знаниям. Время было для него самым ценным и дорогим. Еще со студенческих лет он устанавливал для себя распорядок дня и ежедневные обязательства. Такое руководство считалось «железным законом» и он неукоснительно соблюдал его. Ни один миг из своего времени он не тратил впустую. И вместе с тем, каждую секунду он пребывал в состоянии зикра и мурокабы.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был олицетворением гармонии таких качеств, как степенность и скромность, глубокое обладание знаниями и простота, политическая грамотность на уровне глав государств и отцовское милосердие, величественность и чистота, богатство и зухд (воздержанность), учитель и ученик. Будучи великим деятелем, он оставался обычным мусульманином, пользуясь славой, он сохранял и чистоту своих природных качеств. Во всех ситуациях он сохранял самообладание, был мужественным. Перед его степенностью люди терялись, но он всегда поддерживал их.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был чрезвычайно милосердным, добродушным человеком, он проявлял свое милосердие ко всем. Все, кто непосредственно общался с ним, считали себя самым близким к нему человеком. Свое доброе отношение он не жалел ни для кого, выслушивал каждого, прислушивался к каждой проблеме. Люди даже больше желали делиться своими проблемами с ним, нежели со своими родителями.
Удивительные явления, связанные с Шейхом
С личностью шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа рахимахуллахи Всевышний Аллах связал многие удивительные события, то есть одарил его караматами — способностью являть определенные чудеса с поддержки Аллаха. Прежде всего, каждое его произведение становилось неким вдохновением для решения самой актуальной проблемы народа. Написанные им книги, высказанные слова мусульманским массам приходились по душе. Данное ему изобилие во временном пространстве находилось на поражающем разум уровне. Каждый, кто наблюдал, как он пишет книги и осуществляет свою деятельность, не мог вместить все его действия во временные рамки. Карамат, данный ему на пути служения Исламу, был самым великим проявлением чуда от него. Потому что другие караматы являются временными, а карамат на пути служении религии является продолжительным, вечным.
Вместе с тем, Аллах прояснял ему мысли многих людей, которые проносились у них в душе. Молитвы шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа принимались. Не счесть тех людей, за кого он возносил молитву и у них дела шли на лад очень скоро.
Дипломы и награды
Диплом Ташкенского исламского института имени Имама Бухари, 1975 г.
Диплом (лицензия) университета Факультета исламского призыва (Ливия) по арабскому языку и исламским наукам, 1980 г.
Награжден Медалью «Великий Фатих» Ливийской Джамахирии, 1989 г.
Награжден Медалью «Наука и знания» Арабской Республикой Египет, 28.01.1992;
Награжден Орденом «Ал-Фахр» Совета муфтиев России — главного российского духовного учреждения мусульман. 01.12.2014.
Членство в международных учреждениях и организациях
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, как известный ученый является членом следующих авторитетных мусульманских организаций:
Член Учредительного совета Всемирной Исламской Лиги в Мекке («Рабитатул Аламул Ислами»);
Соучредитель и член Совета секретарей Всемирного союза мусульманских улемов — крупнейшей независимой организации исламских ученых мира;
Член Президиума Всемирной ассоциации тасаввуфа.
Член Генерального секретариата Всемирного народного исламского руководства.
Член Президиума Всемирного совета исламского призыва.
Член Ученого совета Всемирного исламского университета в Исламабаде.
Член Исполнительного бюро Собрания исламских улемов и мыслителей мира в Мекке.
Член Всемирной ассоциации мечетей.
Член Королевской Академии исламской мысли «Àли Байт» (Иордания).
Семья Шейха
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф в 1974 году женился на дочери домла Исмаила махдума — Фатимахан. В результате этого брака на свет появились сын и две дочери: Исмаилджан Мухаммад Юсуф, Одинахан Мухаммад Юсуф и Оминахан Мухаммад Юсуф. Все члены его семьи находятся на пути знаний и просвещения.
Кончина Шейха
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф умер вечером (после намаза магриб) 19 Джумадул аввала 1436 года хиджры (10.03.2015 г.) в возрасте 65 лет по хиджре (63 года) от сердечного приступа. Намаз джаназа по нему был совершен на следующий день после намаза зухр в мечети Шейх Зайнуддин (массив Кукча, г. Ташкент). Джаназу возглавил сын покойного — Исмаил-хаджи. Для совершения джаназы-намаза по великому ученому собрались почитатели Шейха со всех регионов страны свыше 200 000 человек. Шейх был похоронен на кладбище рядом с мечетью.
Кончина Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа стала большим горем для всей мусульманской уммы, в особенности для узбекского народа. Его смерть в последующие несколько дней стали огромным трагическим событием для народа, что в особенности ощущалось в социальных сетях Интернета. Стало известно, насколько Шейх был любим для миллионов мусульман. Были посвящены ему множество стихотворных произведений.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф завоевал сердца множества людей, что подтверждается и тем, как после его смерти огромное число людей возносили за него благие молитвы, по своему усмотрению большое множество людей совершили хатмул Куръан, чтобы воздаяния посвятит ему. Было пожертвовано много милостынь, совершены акты благотворительности, проведены различные обряды и посвящены усопшему ученому. Во многих странах совершались тилаваты Куръана и заочные намазы джаназа по нему. Недавно открытым мечетям в Южной Кореи (остров Кожедо) и в Казахстане (г. Чимкент) было присвоено имя шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа.
Благие вести
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Пророчество завершилось, теперь остались только мубашшираты — благовестящие сны». По милости Всевышнего Аллаха проявилось множество благих вестей о шейхе Мухаммад Садыке Мухаммад Юсуфе. Мы приведем лишь некоторые примеры.
Молодой и выдающийся ученый Мухюддин Аввама, сын одного из великих ханафитских улемов нашего времени Мухаммад Аввама, утром следующего дня после смерти шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа написал письмо. В нем он сообщил, что в это утро на рассвете ему приснился сон и во сне он увидел шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа в очень красивом образе. Он рассказал, как Шейх поведал ему о том, что при Аллахе он был принят как «шахид». Такой сон ему приснился тогда, когда он еще не знал о смерти Шейха.
Фарида дочь Абдулатифа, племянника шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа, в тот же день, то есть следующим утром после его смерти, до того, как он был погребен, рассказывает о своем сне:
«Ближе к намазу фаджр я уснула. Мне приснился Хазрат. Он лежал на том месте, где умер. Его голова была на коленях его сына или его племянника, глаза были закрыты. Я наклонилась к нему и спросила: «Хазрат, вы умерли?» Он подал подтверждающий знак, открыв и закрыв глаза. Я спросила: «Вы не мучались?», на что он ответил: «Нет. Ангелы изъяли мою душу очень нежно. Издалека я увидел красу Аллаха». Я удивилась и спросила: «Как же тогда Вы разговариваете со мной?» Он в ответ улыбнулся. Затем я проснулась».
За несколько дней до смерти шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа многим приснился сон, что у них выпал коренной зуб. Как известно, когда человеку снится, что у него выпал зуб, это предзнаменует о смерти его близкого человека. Это свидетельствует, что шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был близок для многих сердец словно как родной отец. Поэтому много людей упоминали, что во сне они видели, как Шейх был вместе с пророками и валиййами.
Мнения ученых, высказанные о шейхе Мухаммад Садыке Мухаммад Юсуфе
Ученый из Ургута, факих, мутасаввиф, чей карамат проявлялся постоянно, почти за год до своей смерти завещал своим ученикам: «После меня крепко держитесь за шейха Мухаммад Садыка».
Дагестанский ученый Мухаммад Хабибуллах сказал: «Я был советником шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа в период, когда он был муфтием. Он был искусен по многим наукам. Досконально знал старые и новые книги. Улемы Дагестана, Кавказа и Средней Азии единогласно признавали его как великого ученого. Он сослужил огромную службу для Ислама. Сколько бы не говорили о нем все хорошее, восхваляющие его слова, все равно этого будет мало».
Ученый богослов Шейх Алауддин Мансур говорит так: «Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа достаточно хорошо знают только ученые мужи. Невзирая на то, что, своими великими усилиями он оставил ощутимые знания и всем мусульманам огромное научное наследство, все же он не смог еще передать даже треть тех знаний, которыми он владел».
В нижеприводимых письмах с выражением соболезнований по случаю смерти шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа, можно прочесть слова некоторых ученых, высказанных о нем.
Критики в адрес шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, как и многие другие ученые, неоднократно подвергался критике со стороны своих противников. Однако те критические высказывания не имеют научную основу. В основном они направлены на незначительные, частичные упущения или возникали вследствие недопонимания, тогда как известно, что никто, кроме пророков, не может быть безгрешным, как и то, что ошибкам подвержены все книги, за исключением Священного Куръана. Однако в творчестве Шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа научные упущения и идейные заблуждения не были замечены. О шейхе Мухаммад Садыке Мухаммад Юсуфе можно сказать слова Хулайби, которых он сказал в честь Имама Абу Ханифы: «Оскорбляют его только завистники или невежды».
Образцы соболезнований, полученных в связи с кончиной шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа
Соболезнование Совета секретарей Всемирного союза мусульманских улемов
Всемирный союз мусульманских улемов выражает свои глубочайшие соболезнования, сочувствия всей исламской умме по случаю кончины шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа.
Шейх хазрат был муфтием Республики Узбекистан, членом членом третьего собрания Попечительского Совета Всемирного союза мусульманских улемов. Как отмечается, шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф осуществил смысловой перевод Священного Куръана на узбекский язык. Помимо этого, изданы более сотни его книг и переводов по исламским наукам. Заслуживает внимания тот факт, что он принимал участия на многих конференциях и форумах по всему миру.
Всемирный союз мусульманских улемов выражает свое глубочайшее соболезнование членам семьи шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа, его ученикам, последователям, муридам и всем его почитателям, а также народу Узбекистана, руководителям страны и правительству.
Просим Аллаха помиловать покойного и помилосердствовать, и принять его великие деяния, преподнесенные им для своей религии и своей нации. Просим для всех почитателей почтенного Шейха терпения и выдержки.
Доктор Юсуф Кардави
Доктор Али Карадаги
Соболезнование Председателя Духовного управления мусульман Узбекистана Усманхана Алимова
Мусульмане нашей страны понесли тяжелую утрату. Наш почтенный учитель шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, который обрел извес