Пятница Рабиъус сони 28 1446 | Пятница ноября 01 2024

 

Вопрос (1326):

Ассаламу алайкум! Уважаемые наставники, могут ли настичь детей напасти и беды вследствие грехов их родителей? Например, свекровь унизила сноху, через некоторое время на дочь этой свекрови обрушиваются беды. Кто считается виноватым в таких случаях? Или другой пример: Отец, будучи прелюбодеем, вырастил детей, кормя их средствами, заработанными харамным путем. Эти дети, как и их отец, домой несут не дозволенное. Кто считается виноватым в подобных случаях? Вот третий пример: Незаконнорожденные дети. Виноваты ли родители, если эти дети выросли плохими, пакостными и безнравственными?  

Я припоминаю аят со смыслом: «…каждая душа ответственна только за себя». В чем же вина детей в вышеупомянутых примерах? По какой причине ему записываются грехи? Как ему быть, если его кормили недозволенным.

 

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим 

Ва алайкум ассалам!

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِي اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَي الله عَلَيْهِ وَسَلَّم قَالَ: مَا مِنْ مَوْلُودٍ إِلَّا يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ أَوْ يُنَصِّرَانِهِ أَوْ يُمَجِّسَانِهِ كَمَا تُنْتَجُ الْبَهِيمَةُ بَهِيمَةً جَمْعَاءَ هَلْ تُحِسُّونَ فِيهَا مِنْ جَدْعَاءَ. ثُمَّ يَقُولُ أَبُو هُرَيْرَةَ: وَاقْرَءُوا إِنْ شِئْتُمْ  (فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ) . رَوَاهُ الْأَرْبَعَةُ

Передается от Абу Хурайры:

«Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:

— Каждый родившийся ребенок рождается только в первозданно чистой (непорочной) природе. Затем, родители делают его иудеем или христианином или язычником. Это похоже на животное, родившее целого животного. Вы замечали, чтобы у него был отрезаны нос или уши?». 

Потом Абу Хурайра сказал: «Если хотите, прочтите аят: «(Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это — безупречная религия, но большинство людей не знают!».

Передали четверо. 

Пояснение: Этот хадис также передается от Абу Хурайры радияллаху анху.

В нем говорится, что хотя при сотворении людей Аллах сотворяет их с врожденным непорочным естеством и природой, все же вследствие воспитания людей, особенно родителей, наносится ущерб этой чистоте и она портится. 

Слово фитра(т) означает чистую, непорочную природу, способность правильно принимать религию.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам извещает нас о том, что каждый рождающийся на этом мире ребенок появляется на свет с чистой природой и способностью принимать религию Всевышнего Аллаха.

Значит, Всевышний Аллах никого не принуждает быть с детства иудеем или христианином, или многобожником.

Тому, что люди принадлежат к различным религиям, есть причина:

«Затем, родители делают его иудеем или христианином или язычником».

То есть в результате воспитания родителями своих детей на основе своих религий, чистая природа детей портится и они становятся иудеями, христианами и многобожниками.

В этом случае наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам приводит ощутимый пример своим сподвижникам, для полного разъяснения этого смысла.

И говорит: «Это похоже на животное, родившее целого животного. Вы замечали, чтобы у него был отрезаны нос или уши?».

Детеныш каждого животного рождается от своей матери целым. У каждого из них нос или ухо не бывает отрезанным. Но их хозяева, ради пометки или по другой причине подрезают им уши, нос и т.д. Точно также человек не рождается иудеем, христианином или многобожником, а рождается с чистой, непорочной природой. Вследствие воспитания родителей он становится иудеем, христианином или мушриком (многобожником). 

У Абу Хурайры была привычка после рассказа этого хадиса говорить: «Если хотите прочтите аят «(Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это — безупречная религия…».

То есть Он хотел тем самым подчеркнуть, что Куръан тоже подтверждает смысл приведенного хадиса Пророка саллалаху алайхи васаллам.

Всевышний Аллах в суре «Рум» говорит:

«Обрати же свой лик к религии будучи ханифом. (Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это — безупречная религия, но большинство людей не знают!» (аят 30).

Арабское слово ханиф на русский язык переводится как «склонность к непреложной истине», «отречение от всех ложных религий и обращение в сторону истинной религии». Поэтому данный аят следует понимать так: «Отрекись от всего ложного и недействительного и обратись в сторону истинной религии». То есть «Оставь все несостоятельные религии и вероубеждения и искренне обратись к Исламу». Многобожники, неверные и прочие люди, следуя своему хаваун нафсу (низменным страстям) категорично настаивают на своем. Ты же не обращай на них внимание, а обратись ликом к истинной религии.

«(Это) — врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей».

То есть подлинное естество людей склонно принимать Ислам, а не разные другие религии.

Всевышний Аллах заложил в истинную природу людей Ислам и уверование в Единственного Аллаха. Совершать ширк Аллаху противоречит этой природе человека и возникает в результате следования своему хаваун нафсу (низменным страстям).

Эта религия возвращает к подлингому своему естеству тех, кто отдалился от него.

«Нет изменения творению Аллаха».

То есть стремление к изменению истинной природы, это напрасное старание.

«Это — безупречная религия».

Ислам самая правильная религия. Тот, кто исповедует другую религию, идет по неверному пути.

«…но большинство людей не знают!».

И поэтому, не осознавая и следуя за вожделениями нафса, принимают на различные религии.

Хотя сказанное в этом аяте обращено к Пророку саллалаху алайхи васаллам, в целом подразумеваются все верующие. 

Поэтому обращение в аяте считается общим.

Польза, извлекаемая из этого хадиса:

1. Каждый новорожденный рождается с чистой, непорочной природой.

2. Воспитание родителей является основой для религии ребенка.

3. Всевышний Аллах никого не принуждает быть в какой-то религии. 

4. При объяснении духовных вопросов весьма полезно использовать ощутимые примеры.

5. Для утверждения смысла хадисов полезно приводить в качестве аргумента аяты из Куръана. 

В этом хадисе просмативается большая мудрость. Прежде всего, мы понимаем, что неправильно спекулировать превратностями судьбы относительно своих деяний. Потому что Всевышний Аллах не создает некоторых с чистой природой, а некоторых с испорченной, а создает всех с непорочным естеством. В сохранении или порочности той чистой природы сам человек тоже играет немаловажную роль.  

Роль родителей в этом деле особенно велика. В формировании религии ребенка родители занимают особое место. Самое большое благо среди благ, дарованных Аллахом родителям, является ребенок. Дорожить этим благом осуществляется посредством воспитания детей в сотворенном Аллахом первозданном естестве такими, которые будут соблюдать религию. Это — непреложный долг родителей. Каждые родители-мусульмане должны осознавать эту ответственность и должны обращать особое внимание значимости воспитания ребенка так, как сказано в этом хадисе.  (из серии книг «Хадисы и жизнь»). 

Родители не должны обращать внимания на то, в каких комфортных условиях вырос ребенок, какими яствами он питался,  а должны стремиться к тому, чтобы в будущем он предавался ибадатам и совершал праведные деяния. Кто просит у Аллаха наставления на праведный путь, Аллах не оставит его без искомого наставления. Валлаху аълам. 

 

Коллегия «Спросите людей зикра» 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Обнаружена самая ранняя...

Самый ранний текст священной книги...

Истина о гадании...

О колдовстве (1) Среди людей...

Истина о гадании...

КАКИЕ ОНИ СУЩЕСТВА, ДЖИННЫ? (2)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (4)...

Ф.Асадуллин: «Ал-Васатыйя» скоро...

Идеи умеренности и срединности, заложенные...